Найти тему
Infinita Book

Галерея Уффици: 15 картин, которые стоит увидеть

Галерея Уффици (Флоренция)
Галерея Уффици (Флоренция)

Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi) является одной из самых известных и престижных художественных галерей в мире. Она находится во Флоренции и является домом для богатейшей коллекции искусства, охватывающей период от средневековья до Ренессанса и барокко.

Галерея Уффици расположена в здании бывшего административного центра великого великого герцога Козимо I Медичи, известного как Уффици, что в переводе с итальянского означает "офисы". Здание было построено в 16 веке по проекту архитектора Джорджо Вазари и впоследствии было преобразовано в музей в 18 веке по инициативе герцогини Анны Марии Луизы Медичи.

Музей обладает уникальной коллекцией произведений искусства, включающей тысячи шедевров. В его залах вы сможете увидеть работы таких великих художников, как Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Караваджо и многих других. В этой статье мы поговорим о 15 картинах, которые обязательно нужно увидеть при посещении Галереи Уффици.

1. "Двойной портрет герцогов Урбинских"

"Двойной портрет герцогов Урбинских", Пьеро делла Франческа, 1465 г.
"Двойной портрет герцогов Урбинских", Пьеро делла Франческа, 1465 г.

"Двойной портрет герцогов Урбинских" — шедевр эпохи Возрождения, созданный Пьеро делла Франческа, занимает почётное место в галерее Уффици. Этот диптих, заказанный в 1465 году Федерико да Монтефельтро, правителем Урбино, стал олицетворением культурного величия той эпохи.

На портрете представлены в профиль две ключевые фигуры: сам Федерико, облачённый в ярко-красный наряд, и его супруга Баттиста Сфорца, изящная женщина с эффектным жемчужным ожерельем. Контраст между их образами впечатляет. Баттиста — утончённая и хрупкая, с бледным лицом, а Федерико выделяется своей смуглой кожей, угловатым профилем и выдающейся переносицей, которая сразу привлекает внимание.

Форма носа Федерико — результат трагического несчастного случая. Во время рыцарского турнира копьё противника пробило его шлем и ранило глаз. Поползли слухи, что герцог изменил форму носа для улучшения обзора в битвах, но историки выяснили, что это следствие перелома, полученного в том же инциденте. Повреждённое лицо не стало для Федерико поводом для стеснения: он превратил свой профиль в символ стойкости и мужества, что только усилило уважение современников.

Фон портрета открывает панораму владений герцогов — это земли Урбино, небольшого, но значимого города в регионе Марке. Сегодня Урбино, возможно, не так популярен у туристов, но в XV веке он был центром искусства и науки. Федерико захватил власть после убийства сводного брата и решил превратить Урбино в культурную столицу, способную соперничать с Флоренцией. Он привлёк в город лучших мастеров своего времени, среди которых были Боттичелли, Браманте и сам Рафаэль, чьи творческие пути начинались именно здесь.

2. "Мадонна с Младенцем и двумя ангелами"

"Мадонна с Младенцем и двумя ангелами", Филиппо Липпи, 1460-1465 гг.
"Мадонна с Младенцем и двумя ангелами", Филиппо Липпи, 1460-1465 гг.

Эта картина Филиппо Липпи считается одним из самых выдающихся произведений эпохи Возрождения благодаря своей эмоциональной искренности и уникальной подаче образа. Богородица изображена сидящей на троне, детали которого можно разглядеть лишь частично: мягкая вышитая подушка и изысканная резная спинка. Мария, повернувшись к младенцу Иисусу, сложила руки в молитве и смотрит на него с нежным, немного меланхоличным выражением лица, будто предчувствуя его трагическую судьбу.

Младенец Иисус, едва прикрытый пелёнками, тянется к Марии, опираясь на двух ангелов, которые поддерживают его. Особенное внимание привлекает ангел на переднем плане: он улыбается и смотрит прямо на зрителя, словно приглашая стать частью этой сцены. За спинами героев открывается живописный пейзаж: вдали видны море, скалы, разнообразная растительность, дополняющие идиллическую атмосферу. При этом Липпи мастерски сочетал божественное и земное, передав Святую Деву с редкой человечностью. Её образ кажется живым и доступным благодаря вниманию к деталям: от одежды до причёски.

Считается, что Дева Мария могла быть списана с Лукреции Бути, монахини из Прато, которая впоследствии стала возлюбленной, а затем и супругой Филиппо Липпи. Однако точных доказательств этой версии нет. Известно, что композиция картины стала образцом для многих художников, включая молодого Боттичелли, ученика Липпи.

3. "Весна"

"Весна", Сандро Боттичелли, 1482 г.
"Весна", Сандро Боттичелли, 1482 г.

Эта картина представляет собой шедевр Сандро Боттичелли, на котором оживают девять персонажей античной мифологии. Они расположены на цветущем лугу, окружённом рощей апельсиновых и лавровых деревьев. В правой части композиции изображён бог ветра Зефир, который обнимает нимфу Хлориду, готовясь унести её. В следующем моменте Хлорида превращается во Флору, богиню весны.

Центральное место на полотне занимает Венера, богиня любви и красоты. Она одета скромно, её фигура словно слегка отодвинута вглубь сцены. Над ней парит Купидон с завязанными глазами, готовый выпустить стрелу любви. Слева изображены три грации — богини из свиты Венеры, символизирующие изящество, благородство и щедрость. Композицию завершает фигура Меркурия, посланника богов. Его узнают по шлему и крылатым сандалиям; он отводит облака своим кадуцеем.

Значение картины до сих пор остаётся загадкой, однако принято считать, что она воспевает идеалы любви, гармонии и процветания. Её богатый символизм и природные мотивы говорят о стремлении Боттичелли соединить чувственное и духовное начало. Густая зелень картины имеет тёмный оттенок из-за старения пигментов, но её оживляет изобилие цветов и плодов. На полотне идентифицировано более 138 видов растений, причём каждый из них изображён с поразительной точностью.

4. "Поклонение Волхвов"

"Поклонение Волхвов", Альбрехт Дюрер, 1504 г.
"Поклонение Волхвов", Альбрехт Дюрер, 1504 г.

Картина, созданная Альбрехтом Дюрером в 1504 году, представляет собой яркий пример синтеза северной и итальянской художественных традиций. К моменту её написания художник уже побывал в Италии, где познакомился с классическим искусством и творениями таких мастеров, как Андреа Мантенья, Джованни Беллини и Леонардо да Винчи. В то же время, в родном Нюрнберге Дюрер имел доступ к изысканным гравюрам, монетам, медалям и ювелирным изделиям, привезённым из Северной Италии благодаря активной торговле.

Композиция сосредоточена на центральных фигурах: Богородица держит Младенца, которого поклоняющиеся волхвы одаривают золотом (дар Царю земному), ладаном (дар Царю Небесному) и смирной (символ будущих страданий Христа).

Фигура в профиль, возможно, является автопортретом самого Дюрера — его длинные светлые локоны напоминают известный автопортрет художника, хранящийся в Прадо. Цветовая палитра картины продумана до мелочей. На переднем плане доминируют насыщенные оттенки красного, зелёного и синего, в то время как задний план освещается мягкими пастельными тонами, открывая живописный пейзаж с рыцарями и далёкой деревушкой. Пространство словно оживает благодаря переходу от насыщенных тонов к лёгкой, прозрачной палитре неба и моря.

5. "Флора"

"Флора", Тициан Вечеллио, 1515 г.
"Флора", Тициан Вечеллио, 1515 г.

Молодая женщина на картине Тициана держит в руках букет весенних цветов: фиалки, бутоны роз и жасмина, символизирующие возрождение и пробуждение природы. Она облачена в белое платье, стилизованное под античность, которое грациозно спадает с плеча, открывая часть груди. Её голова наклонена, а взгляд устремлён за пределы полотна, создавая ощущение ускользающей тайны.

Черты лица юной красавицы — тонкие, с идеальной пропорцией, отражают представления о красоте эпохи Ренессанса: нежная бледная кожа, румянец на щеках и свободно спадающие медно-рыжие волосы. Этот уникальный оттенок, ставший известным как "тициановский цвет волос", характерен для женских образов мастера.

6. "Мадонна Дони"

"Мадонна Дони", Микеланджело Буонарроти, 1507 г.
"Мадонна Дони", Микеланджело Буонарроти, 1507 г.

Микеланджело создал своё произведение, также известное как "Тондо Дони", для флорентийского купца Аньоло Дони по поводу его брака с Маддаленой Строцци в 1504 году. Этот период стал ключевым моментом для флорентийского искусства: город переживал культурный расцвет, благодаря присутствию таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и сам Микеланджело.

"Тондо Дони" демонстрирует мастерство художника в работе с круглой формой, которая пользовалась популярностью в эпоху раннего Ренессанса, особенно для религиозных украшений интерьеров. Особую значимость композиции придаёт фигура младенца Иоанна Крестителя, изображённого на заднем плане. Этот элемент, вероятно, указывает на связь картины с обрядом крещения. По дате создания произведение совпадает с рождением Марии Дони, дочери заказчиков, в сентябре 1507 года.

Оригинальная рама картины, вероятно, разработана самим Микеланджело и выполнена мастером резьбы Франческо дель Тассо. На раме изображены головы Христа и пророков, обрамлённые гротескными узорами, украшенными полумесяцами — символом семьи Строцци.

7. "Мадонна со щеглом"

"Мадонна со щеглом", Рафаэль Санти, 1505-1506 гг.
"Мадонна со щеглом", Рафаэль Санти, 1505-1506 гг.

Эта картина была создана Рафаэлем в его флорентийский период (1504–1508 гг.), когда он находился под влиянием великих мастеров города и работал для влиятельных купеческих семей. Джорджо Вазари в своей биографии Рафаэля упоминает, что работа была заказана для свадьбы Лоренцо Наси и Сандры ди Маттео Каниджани, которая состоялась 23 февраля 1506 года. Судьба картины была драматичной: в 1547 году дом Наси был разрушен оползнем, и она разбилась на семнадцать фрагментов. Предполагается, что её реставрацией занимался Микеле ди Ридольфо дель Гирландайо. Следующие упоминания о картине относятся к 1646–1647 годам, когда она уже находилась в коллекции кардинала Джованни Карло Медичи.

Рафаэль, вдохновляясь работами Леонардо, Фра Бартоломео и Перуджино, разработал собственный стиль, где гармония и красота сочетаются с живостью и динамикой. Связь между персонажами подчёркивается их взглядами и жестами, а разнообразие мимики придаёт композиции естественность. Использование техники "сфумато", заимствованной у Леонардо, позволило Рафаэлю создать мягкий, атмосферный фон, растворяющийся в горизонтальной дымке.

Несмотря на новаторскую композицию, картина сохраняет традиционные религиозные символы. Так, в руках Девы Марии находится священный текст, который намекает на её веру и предзнаменование жертвы Христа. Ещё одним символическим элементом, является щегол, которого юный Иоанн протягивает младенцу Христу.

8. "Благовещение"

"Благовещение", Леонардо да Винчи, 1472-1475 гг.
"Благовещение", Леонардо да Винчи, 1472-1475 гг.

"Благовещение" считается одной из ранних работ Леонардо, созданной в период его обучения в мастерской Андреа дель Верроккьо. Леонардо воплощает эту религиозную тему в естественном и земном окружении, создавая удивительно реалистичное изображение. Огороженный цветущий сад перед дворцом эпохи Возрождения символизирует чистоту и непорочность Девы Марии. Архангел Гавриил преклоняет колени, протягивая Деве Марии лилию — символ её девственности.

Тело ангела — плотное и осязаемое, о чём свидетельствуют тени на траве и тщательно прорисованные складки его одежды, очевидно срисованные с натуры. Даже крылья Гавриила напоминают мощные крылья хищной птицы. Сцена наполнена мягким сумеречным светом, который создаёт ощущение объёма, объединяет элементы картины и подчёркивает контраст между фигурами и тёмными очертаниями деревьев на горизонте.

В фигуре Девы Марии можно заметить анатомические особенности, такие как удлинённая правая рука. Возможно, это результат экспериментов Леонардо с законами оптики и учётом бокового угла обзора, что было актуально для первоначального расположения картины над боковым алтарём в церкви Сан-Бартоломео-а-Монтеоливето, где она находилась до 1867 года.

9. "Пьета"

"Пьета", Пьетро Перуджино, 1493-1494 гг.
"Пьета", Пьетро Перуджино, 1493-1494 гг.

На картине "Пьета" изображён момент скорби и прощания, предшествующий погребению Христа после его снятия с креста. Центральное место занимает Мария, оплакивающая своего сына, которого она держит на коленях. Её скорбь разделяют ученики, находившиеся с Иисусом на Голгофе. Слева изображён Иоанн Богослов, поддерживающий тело Учителя. Справа Мария Магдалина сложила руки в молитве, её лицо и поза передают тихую, но глубокую скорбь. Позади этой группы показаны Иосиф Аримафейский — пожилой мужчина с бородой, и молодой человек, предположительно Никодим, оба участвовавшие в подготовке к погребению.

Сцена, проникнутая глубокой печалью и наполненная медитативной атмосферой, разворачивается под элегантным ренессансным портиком с колоннами. Архитектурные элементы не только создают впечатление пространственной глубины, но и органично связывают холмистый пейзаж заднего плана с драматическими фигурами на переднем.

10. "Рождение Венеры"

"Рождение Венеры", Сандро Боттичелли, 1482-1486 гг.
"Рождение Венеры", Сандро Боттичелли, 1482-1486 гг.

Картина "Рождение Венеры" изображает момент прибытия богини любви и красоты на остров Кипр. Венера, рождённая из морской пены, плывёт на гигантской раковине, словно драгоценная жемчужина, олицетворяя чистоту и совершенство. Слева летит нежный ветер Зефир в компании Ауры, несущей розы, символизирующие весну. На берегу богиню встречает юная женщина, которую традиционно интерпретируют как одну из граций или весеннюю Хору. Она бережно подаёт Венере покрывало, украшенное цветами, чтобы укутать её.

Поза Венеры, скромно прикрывающей наготу своими золотистыми, словно светящимися волосами, восходит к античным статуям. Волны, завитки её волос и сами фигуры наполнены изысканностью и гармонией, свойственными эллинистическому искусству. Даже образы Зефира и Ауры, летящих в нежных объятиях, перекликаются с античными произведениями, входившими в коллекцию Лоренцо Великолепного, что подчёркивает влияние классического наследия на творчество Боттичелли.

Идея сюжета могла быть вдохновлена поэтом Аньоло Полициано, поскольку его творчество перекликалось с античными мифами и гармонично сочеталось с ренессансными представлениями о красоте и любви. В отличие от другой знаменитой работы Боттичелли, "Весна", написанной на дереве, "Рождение Венеры" создано на холсте — материале, который в XV веке чаще использовался для декоративных композиций, украшавших аристократические резиденции.

11. "Вакх"

"Вакх", Микеланджело Меризи да Караваджо, 1596 гг.
"Вакх", Микеланджело Меризи да Караваджо, 1596 гг.

"Вакх" был написан вскоре после того, как Караваджо присоединился ко двору своего первого важного покровителя, кардинала Франческо дель Монте, и отражает гуманистические интересы образованного круга кардинала. Фигура мальчика, одетого в плотные ткани, напоминающие древнеримские драпировки, контрастирует с лёгкими рубашками современных музыкантов. Его мускулистая фигура расслабленно лежит на кушетке, а голова украшена венком из виноградных листьев и плодов. Он протягивает зрителю стеклянную чашу с вином, как будто приглашая разделить с ним наслаждение.

На столе перед мальчиком расположены предметы, выполненные с точностью и реализмом: фрукты, напитки и сосуды подчёркнуты мягким естественным освещением. Однако картина скрывает больше, чем кажется на первый взгляд. Помимо вина, юноша предлагает самого себя. Его рука небрежно играет с поясом, который едва удерживает ниспадающие одежды. Пышные волосы, аккуратные брови и мягкость тела придают ему соблазнительную женственность, но при этом в его взгляде и выражении лица читается мужская уверенность и провокация.

Караваджо мог намеренно добавить скрытую христианскую символику, чтобы сделать картину приемлемой для заказчиков. Однако тело юноши изображено как воплощение чувственности, а не духовности. Его взгляд, полный мечтательной задумчивости, обещает удовлетворение физических желаний, а не возвышенных устремлений. Даже мелкие детали, такие как червоточина на яблоке или треснувший гранат, отсылают к теме тленности и быстротечности — классическому мотиву "ванитас".

12. "Мадонна с длинной шеей"

"Мадонна с длинной шеей", Пармиджанино, 1534-1540 гг.
"Мадонна с длинной шеей", Пармиджанино, 1534-1540 гг.

Франческо Маццола, более известный как Пармиджанино, родился в Парме, что и определило его прозвище. Одной из самых известных работ Пармиджанино стала "Мадонна с длинной шеей", заказанная Еленой Байарди Тальяферри в 1534 году для церкви Санта-Мария-деи-Серви в Парме. По условиям договора, картина должна была быть завершена за пять месяцев. Однако к моменту смерти художника в 1540 году работа оставалась незавершённой. Лишь спустя два года её всё же разместили на алтаре, для которого она предназначалась, сопроводив надписью: "Злая судьба помешала Франческо Маццоле из Пармы завершить эту работу".

В центре композиции находится Дева Мария, величественная и грациозная, с удлинёнными пропорциями, напоминающими ренессансные каноны Микеланджело, но с явным уклоном в маньеризм. Её взор устремлён на спящего на её коленях Младенца, чей сон символизирует предстоящую смерть на кресте. Этот трагический подтекст подчёркивает образ чаши с отражённым в ней распятием, показанной ангелом.

В нижнем правом углу изображён святой Иероним, разворачивающий свиток. По первоначальной задумке рядом с ним должен был быть святой Франциск, однако Пармиджанино успел написать лишь одну ногу. Присутствие святого Франциска, вероятно, связано с догмой о непорочном зачатии, активно продвигавшейся францисканским орденом.

Несмотря на религиозный сюжет, работа Пармиджанино проникнута чувственностью, характерной для его стиля. Утончённые линии, плавные изгибы и тонкая драпировка подчёркивают формы Девы Марии, а обнажённая нога ангела на переднем плане добавляет композиции изысканный эротизм.

13. "Крещение Христа"

"Крещение Христа", Андреа Верроккьо, Леонардо да Винчи, 1472-1475 гг.
"Крещение Христа", Андреа Верроккьо, Леонардо да Винчи, 1472-1475 гг.

Эту работу Андреа дель Верроккьо отличает не только мастерство самого художника, но и вклад его знаменитого ученика Леонардо да Винчи. Джорджо Вазари писал, что Леонардо нарисовал ангела слева с таким совершенством, что затмил самого Верроккьо. Современные исследования подтверждают, что Леонардо участвовал не только в создании фигуры ангела, но и в детализации пейзажа, пронизанного золотистым светом, а также в образе самого Христа.

На берегу реки Иордан происходит священное таинство: святой Иоанн Креститель, держа тонкий деревянный крест и свиток, окропляет голову Христа водой. Рядом с ними находятся два ангела, склонившихся на колени, один из которых держит одежды Спасителя.

14. "Голова Медузы"

"Голова Медузы", Микеланджело Меризи да Караваджо, 1597 г.
"Голова Медузы", Микеланджело Меризи да Караваджо, 1597 г.

"Голова Медузы" Караваджо, написанная в 1598 году, представляет собой сочетание мифологии и символизма. Это произведение было заказано кардиналом Франческо дель Монте, представителем могущественной семьи Медичи. Картина, выполненная на церемониальном щите, должна была символизировать храбрость великого герцога Тосканского в борьбе с врагами. Вдохновением для работы стал древнегреческий миф о Медузе Горгоне — женщине с волосами из живых змей, чей взгляд превращал людей в камень.

Согласно легенде, только Медуза была смертной из трёх сестёр Горгон. Её убил герой Персей, избежавший смертоносного взгляда благодаря зеркальному щиту. После смерти Медузы её отрубленная голова сохраняла свою магическую силу, продолжая обращать в камень тех, кто на неё смотрел.

Караваджо оригинально интерпретировал этот миф, создав автопортрет в образе Медузы. Художник представил себя как единственного, кто не боится взгляда Горгоны. Работая над щитом, он будто смотрит на своё отражение, как Медуза смотрела на своё, прежде чем быть побеждённой. Несмотря на изображение отрубленной головы, Медуза Караваджо сохраняет жизненные черты: её лицо охвачено шоком, широко раскрытые глаза выражают ужас, а рот замер в безмолвном крике. Это сочетание жизни и смерти создаёт напряжённый драматизм.

15. "Венера Урбинская"

"Венера Урбинская", Тициан Вечеллио, 1538 г.
"Венера Урбинская", Тициан Вечеллио, 1538 г.

Эта картина Тициана, одна из его самых известных работ, изображает символический образ молодой невесты, готовящейся к участию в венецианском ритуале, известном как "il toccamano". В ходе этого обряда, проходившего в домашней обстановке, а не в церкви, девушка касалась руки жениха, выражая согласие на брак. Тициан, вдохновлённый античной иконографией "Стыдливой Венеры", которая обрела новую жизнь в эпоху Ренессанса, трансформировал эту традицию в соблазнительный образ Венеры.

На полотне изображена обнажённая девушка, лежащая на смятых простынях, её взгляд направлен прямо на зрителя. Её поза кокетлива и многозначительна: левой рукой она прикрывает интимную зону, а в правой держит букет роз — символ Венеры, ассоциирующийся с наслаждением и любовью. Рядом мирно спит собака, символ супружеской преданности.

На заднем плане две служанки заняты подготовкой: одна ищет что-то в сундуке, а другая держит платье, извлечённое оттуда. На подоконнике виднеется горшок с миртом — традиционным символом Венеры и постоянства любви, дополняя общую символику картины.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

#галереяуффици #караваджо #боттичелли #флоренция #дюрер #давинчи #тициан #картины #искусство #художники