Найти в Дзене
Infinita Book

Джованни Лоренцо Бернини: колосс итальянского барокко + 15 работ

Автопортрет, ок. 1635 г., Галерея Уффици, Флоренция
Автопортрет, ок. 1635 г., Галерея Уффици, Флоренция

Влияние Джованни Лоренцо Бернини, великого мастера итальянского барокко, на облик Рима оказалось не просто масштабным, но и вечным. Ни один художник, ни до, ни после него, не оставил такого неизгладимого следа в истории города.

Современники нередко сравнивали его с Микеланджело — и не без оснований, ведь его мастерство, разнообразие творческих подходов и глубина воздействия на зрителя поражают до сих пор. Бернини был не только величайшим скульптором XVII века, но и одним из выдающихся архитекторов своего времени. Несмотря на то, что живопись для него оставалась лишь увлечением, талант Бернини как художника был столь значительным, что его рисунки порой ошибочно приписывали таким мастерам, как Пуссен или Веласкес.

"Эней, Анхиз и Асканий", 1618-1619 гг., Галерея Боргезе, Рим
"Эней, Анхиз и Асканий", 1618-1619 гг., Галерея Боргезе, Рим

Бернини, подобно Микеланджело, обладал пламенным темпераментом, глубокой религиозной верой, неистощимой энергией и безудержной страстью к искусству, которая сопровождала его до глубокой старости (оба мастера дожили до восьмидесяти лет). Однако различия между ними были столь же значительными, как и их сходства.

Микеланджело был интровертом, предпочитал уединение и часто трудился в одиночестве, в то время как Бернини, обладая общительным нравом, управлял многолюдной и динамичной мастерской. Если Микеланджело вёл аскетичный образ жизни и был равнодушен к материальному состоянию, то Бернини, напротив, ценил славу, почести и умер в достатке, наслаждаясь плодами своего триумфа.

"Плутон и Прозерпина", 1621-1622 гг., Галерея Боргезе, Рим
"Плутон и Прозерпина", 1621-1622 гг., Галерея Боргезе, Рим

Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) появился на свет 7 декабря 1598 года в Неаполе в семье скульптора Пьетро Бернини. Уже вскоре после его рождения семья обосновалась в Риме, где Джованни и провёл большую часть своей жизни. Единственным исключением стало его путешествие в Париж в 1665 году.

Отец будущего мастера был искусен в работе с мрамором, и юный Бернини, подражая ему, рано начал осваивать искусство скульптуры, создав свои первые работы ещё в детстве. В своей творческой карьере он использовал разные материалы, но мрамор всегда оставался его фаворитом. Даже в преклонные семьдесят лет Бернини мог проводить за работой долгие часы, погружаясь в процесс с неослабевающей страстью. Те, кто наблюдал за ним, говорили, что он словно входил в состояние экстаза, настолько увлечён был творческим процессом. Когда помощники пытались убедить его отдохнуть, он только отвечал: "Оставьте меня, я влюблён в это".

"Аполлон и Дафна", 1622-1625 гг., Галерея Боргезе, Рим
"Аполлон и Дафна", 1622-1625 гг., Галерея Боргезе, Рим

Репутация Бернини как вундеркинда вскоре достигла влиятельных домов Барберини и Боргезе — ведущих меценатов, которые сыграли важную роль в становлении его карьеры. Между 1618 и 1625 годами он создал серию из четырёх грандиозных мраморных скульптур для кардинала Шипионе Боргезе, подтвердив свою славу одного из самых талантливых и новаторских скульпторов эпохи.

Одной из этих работ стал знаменитый "Давид", который неизбежно вызывает сравнение с другими воплощениями этой библейской фигуры, созданными Донателло и Микеланджело — величайшими скульпторами XV и XVI веков. В отличие от их статичных и расслабленных Давидов, герой Бернини изображён в момент действия, в динамическом напряжении, когда он отправляет камень в полёт. Это произведение стало воплощением динамизма и эмоциональной экспрессии барокко, а сам Бернини утвердился как главный мастер этого стиля.

"Давид", 1623-1624 гг., Галерея Боргезе, Рим
"Давид", 1623-1624 гг., Галерея Боргезе, Рим

Напряжённые мышцы Давида и его яростный взгляд демонстрируют мастерство Бернини, который сумел передать в мраморе не только мимику и динамику, но и тончайшие нюансы текстур. Его искусство достигло такой степени выразительности, что, по словам биографа Филиппо Бальдинуччи, казалось, будто долото скульптора "вырезает по воску, а не по камню."

Другие работы, созданные для кардинала Боргезе, не менее впечатляющи. В "Энее, Анхизе и Аскании" Бернини виртуозно демонстрирует контраст между различными возрастами: от мускулистого юноши до слабеющего старика и ребёнка. В "Плутоне и Прозерпине" он поражает реализмом сцены похищения: Персефона, беспомощно борющаяся с Плутоном, плачет, а её мягкое тело безжалостно сжимается в его могучих руках. В "Аполлоне и Дафне" скульптор запечатлел ужас на лице нимфы в момент её превращения в дерево, что спасло её от страстного преследования Аполлона.

Бюст кардинала Шипионе Боргезе, 1632 г., Галерея Боргезе, Рим
Бюст кардинала Шипионе Боргезе, 1632 г., Галерея Боргезе, Рим

В 1623 году Маффео Барберини стал папой Урбаном VIII, а Бернини вскоре оказался на вершине художественной иерархии Рима, став главным мастером при папском дворе. Его назначение главным архитектором Собора Святого Петра в 1629 году лишь закрепило его статус, хотя он начал работать над проектами для собора ещё раньше.

Первым из этих шедевров стал Балдахин Святого Петра — гигантский бронзовый навес, парящий над алтарём. Это сооружение стало символом творческой смелости и оригинальности мастера. За ним последовали впечатляющие работы, такие как мраморная статуя Святого Лонгина и гробница Урбана VIII.

Балдахин Святого Петра, 1624-1633 гг., Собор Святого Петра, Ватикан
Балдахин Святого Петра, 1624-1633 гг., Собор Святого Петра, Ватикан

Помимо папских проектов, Бернини также брался за разнообразные заказы, включая бюсты и фасад церкви Санта-Бибиана в Риме — его первый опыт в архитектуре. Однако талант Бернини не ограничивался только пластическими искусствами: он был страстным театралом, писал комедии и даже сочинял музыку, доказывая, что его гений простирался далеко за пределы скульптуры и архитектуры.

Многие исследователи уделяли внимание бурной жизни Бернини, отмечая его страстные романы и беспорядочные связи. Однако наиболее известным стал скандал 1638 года, связанный с его пылкой любовью к Констанции Бонарелли, жене его помощника Маттео Бонарелли. Когда Бернини узнал, что его брат Луиджи также был в отношениях с Констанцией, его охватила ярость. В порыве безумства он набросился на Луиджи, а к Констанции послал человека с поручением изрезать ей лицо бритвой — такой жест был распространённым актом мести в то время.

Луиджи удалось избежать нападения, наёмник был изгнан, а Бернини, несмотря на своё преступление, отделался всего лишь штрафом, который так и не выплатил. Этот скандал вскоре был затушёван: уже в мае 1639 года сорокалетний Бернини вступил в брак с двадцатидвухлетней Катериной Тетцио, дочерью уважаемой римской семьи. Хотя этот союз, вероятно, был основан на расчёте, он оказался крепким и плодовитым: супруги прожили вместе 34 года, воспитывая одиннадцать детей, вплоть до кончины Катерины в 1673 году.

Гробница Урбана VIII, 1647 г., Собор Святого Петра, Ватикан
Гробница Урбана VIII, 1647 г., Собор Святого Петра, Ватикан

После смерти папы Урбана VIII в 1644 году влияние и популярность Бернини при дворе начали снижаться. Это было частично связано с тем, что новый папа, Иннокентий X, предпочитал более консервативное искусство. Помимо этого, Бернини допустил несколько серьёзных ошибок, в частности, достроив две колокольни к фасаду Собора Святого Петра, одну из которых пришлось разрушить в 1646 году из-за плохой акустики. Хотя завистники радовались его промаху, эта неудача не привела к его увольнению с поста главного архитектора собора.

Уменьшение папской поддержки дало Бернини возможность сосредоточиться на частных заказах, что, возможно, и привело к созданию его самого известного шедевра — мраморной скульптурной группы "Экстаз святой Терезы". Эта композиция стала центром капеллы Корнаро в церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме. Кардинал Федерико Корнаро, один из богатейших людей своего времени, заказал это произведение в честь своей семьи и недавно канонизированной святой Терезы Авильской.

"Экстаз Святой Терезы", 1645-1652 гг., Санта Мария делла Витториа, Рим
"Экстаз Святой Терезы", 1645-1652 гг., Санта Мария делла Витториа, Рим

Несмотря на небольшие размеры, капелла была роскошно украшена. Одной из отличительных черт барокко на пике своего развития стало мастерское смешение различных видов искусства. В капелле Корнаро архитектура, скульптура, живопись, мраморные украшения, позолоченная бронза и умело направленный естественный свет через скрытое окно создают величественный образ святой, погружённой в экстатическое состояние божественного откровения.

Хотя Иннокентий X не испытывал особой симпатии к Бернини, он понимал ценность великого таланта и все же поручил ему несколько важных проектов. Самым выдающимся из них стал Фонтан Четырёх Рек на Пьяцца Навона, который сегодня считается одним из самых величественных фонтанов Рима, созданных Бернини.

"Фонтан Четырёх Рек", 1648-1651 гг., Пьяцца Навона, Рим
"Фонтан Четырёх Рек", 1648-1651 гг., Пьяцца Навона, Рим

После смены папы на Александра VII в 1655 году, Бернини вновь завоевал благосклонность папского двора. Вскоре он приступил к работе над своим архитектурным шедевром — грандиозной колоннадой на площади перед Собором Святого Петра. Бернини сравнивал широкие изогнутые формы колоннады с материнскими объятиями Церкви.

Коллонада Святого Петра, 1656-1667 гг., Базилика Святого Петра, Ватикан
Коллонада Святого Петра, 1656-1667 гг., Базилика Святого Петра, Ватикан

В 1665 году Бернини отправился в Париж по приглашению Людовика XIV, которое можно было бы скорее назвать приказом, учитывая влияние французского короля на тот момент. Папа Римский не решился спорить с могущественным монархом.

Тем не менее, визит оказался неудачным, что, возможно, объясняется холодным приемом идей Бернини французскими художниками. Главной задачей итальянского мастера было проектирование восточного крыла Лувра, который в то время служил королевским дворцом. Однако проект был отклонён в пользу французских архитекторов.

Несмотря на это, Бернини создал выдающийся бюст Людовика XIV. Эта работа была особенно трудной из-за сложности работы с французским мрамором, который, по мнению мастера, был более хрупким по сравнению с итальянским.

Бюст Людовика XIV, 1665 г., Версальский дворец
Бюст Людовика XIV, 1665 г., Версальский дворец

Ещё одной крупной работой Бернини стала серия из десяти мраморных скульптур ангелов, каждая из которых превышала человеческий рост. Эти фигуры, символизирующие Страсти Христовы, были предназначены для украшения Моста Святого Ангела, основного моста через реку Тибр. Ангелы были заказаны папой Климентом IX, ставшим близким другом Бернини.

Два ангела на мосту были вырезаны самим Бернини, а остальные — его коллегами. В этих скульптурах проявляется характерная для поздних работ Бернини спиритуальность: тела ангелов не следуют традиционному натурализму, их формы экспрессивно вытянуты, а сложные завитки их одежд символизируют внутреннюю экзальтацию.

Последним великим произведением Бернини стала гробница папы Александра VII в базилике Святого Петра.

Гробница папы Александра VII, 1671-1678 гг., Базилика Святого Петра, Ватикан
Гробница папы Александра VII, 1671-1678 гг., Базилика Святого Петра, Ватикан

Бернини скончался от инсульта 28 ноября 1680 года, всего за неделю до своего восемьдесят второго дня рождения. Он был похоронен в скромном семейном склепе в базилике Санта-Мария-Маджоре. Лишь в 1898 году, более двухсот лет спустя, вблизи его дома был установлен небольшой бюст и мемориальная доска, выражающие общественное признание его жизни и творчества: "Здесь жил и умер Джованни Лоренцо Бернини, властитель искусств, перед которым почтительно склонялись папы, короли и народы".

Влияние Бернини на итальянскую скульптуру своего времени было огромным, и его работы продолжали вдохновлять скульпторов Италии и других католических стран до XVIII века. Однако с развитием неоклассицизма его слава пошла на спад, уступив место рациональности и сдержанности, в отличие от энергии и эмоциональности барокко. В XIX веке Бернини, как и большинство представителей барокко, не пользовался популярностью. В Викторианскую эпоху его работы считались вульгарными и неискренними, не соответствуя строгим канонам времени. Только во второй половине XX века статус Бернини как одного из величайших мастеров мирового искусства был восстановлен, и его вклад был признан по достоинству.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: