Найти в Дзене
Infinita Book

Коллекция Пегги Гуггенхайм: 15 картин, которые стоит увидеть

Коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции — это выдающаяся коллекция современного искусства. Этот музей, расположенный в здании бывшего дворца на Гранде-канале, стал важной частью культурной жизни Венеции. Пегги Гуггенхайм (1898–1979) была племянницей Соломона Гуггенхайма (основателя одноимённого музея в Нью-Йорке) и сама сыграла значительную роль в продвижении современного искусства. Она переехала в Венецию в 1949 году и начала собирать произведения искусства, которые отражали её интерес к сюрреализму, абстрактному экспрессионизму и другим современным течениям. Музей расположен в историческом дворце Палаццо Веньер-деи-Леони, где жила сама Пегги Гуггенхайм. Интерьер музея оформлен так, чтобы создать уютную атмосферу, в которой выставлены произведения искусства. Внутренний дворик, окружённый скульптурами и фонтанами, добавляет особую атмосферу этому месту. Рене Магритт создаёт поразительное зрелище: ночная улица с тенями и темнота на фоне светлого, пастельно-голубого неба, усыпанного воздуш
Оглавление
Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция
Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция

Коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции — это выдающаяся коллекция современного искусства. Этот музей, расположенный в здании бывшего дворца на Гранде-канале, стал важной частью культурной жизни Венеции.

Пегги Гуггенхайм (1898–1979) была племянницей Соломона Гуггенхайма (основателя одноимённого музея в Нью-Йорке) и сама сыграла значительную роль в продвижении современного искусства. Она переехала в Венецию в 1949 году и начала собирать произведения искусства, которые отражали её интерес к сюрреализму, абстрактному экспрессионизму и другим современным течениям.

Музей расположен в историческом дворце Палаццо Веньер-деи-Леони, где жила сама Пегги Гуггенхайм. Интерьер музея оформлен так, чтобы создать уютную атмосферу, в которой выставлены произведения искусства. Внутренний дворик, окружённый скульптурами и фонтанами, добавляет особую атмосферу этому месту.

1. Империя света

"Империя света", 1954 г. (Рене Магритт)
"Империя света", 1954 г. (Рене Магритт)

Рене Магритт создаёт поразительное зрелище: ночная улица с тенями и темнота на фоне светлого, пастельно-голубого неба, усыпанного воздушными кучевыми облаками. Существует несколько версий этого произведения (например, в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в коллекции Менила в Хьюстоне и Королевских музеях изящных искусств Бельгии в Брюсселе), и в каждой из них художник придерживается того же парадоксального сочетания дня и ночи.

Без использования откровенно фантастических элементов Магритт разрушает привычные представления о реальности. Свет дня, который обычно ассоциируется с ясностью и спокойствием, здесь вызывает ощущение тревоги, свойственное скорее темноте. Летнее небо создаёт атмосферу беспокойства, подчёркивая непроницаемость пустой улицы, которая становится еще более загадочной и чуждой.

2. Море=Танцовщица

"Море=Танцовщица", 1914 г. (Джино Северини)
"Море=Танцовщица", 1914 г. (Джино Северини)

В 1913 году Джино Северини отправился в итальянский приморский городок Анцио, чтобы восстановить здоровье. Именно там он нашёл вдохновение для своей работы "Море=танцовщица". Яркие, чистые цвета и энергичные мазки отсылают к неоимпрессионизму, стилю, который продолжал влиять на искусство, когда Северини впервые приехал в Париж в 1906 году.

Эта техника придаёт композиции плавность и насыщенность, подчёркивая радость сюжета, где танцовщица и морские волны сливаются в гармоничном движении. Костюм танцовщицы перекликается с шумом прибоя, создавая иллюзию единства с морем. Волны будто бы вырываются за границы холста, касаясь рамки и стирая грань между изображением и реальностью.

3. Одеяние невесты

"Одеяние невесты", 1940 г. (Макс Эрнст)
"Одеяние невесты", 1940 г. (Макс Эрнст)

Картина "Одеяние невесты" — пример веристического сюрреализма Макса Эрнста, где мастерская техника применяется к загадочному и тревожному сюжету. Великолепие и утончённость образа резко контрастируют с его примитивистскими чертами: насыщенными цветами, животными и причудливыми существами, а также грубым фаллическим символом, воплощённым в заострённом наконечнике копья.

Основная сцена противостоит своему отражению в миниатюре — "картине-в-картине" в верхнем левом углу, где невеста, в той же позе, шагает среди руин. Здесь Эрнст применяет технику декалькомании, изобретённую Оскаром Домингесом в 1935 году: краску разбавляют и распределяют по поверхности стеклом или другим инструментом для создания случайных текстур.

Эрнст, давно ассоциировавший себя с птицами, ещё в 1929 году создал своё альтер-эго — Лоплопа, повелителя птиц. Вероятно, человек-птица слева олицетворяет самого художника, а фигура невесты символически представляет Леонору Кэррингтон, молодую английскую художницу и сюрреалистку, с которой Эрнст был близок.

4. Красная башня

"Красная башня", 1913 г. (Джорджо ди Кирико)
"Красная башня", 1913 г. (Джорджо ди Кирико)

Загадочные работы Джорджо де Кирико, созданные в период с 1911 по 1917 год, оказали огромное влияние на сюрреалистов, привлекая их своей уникальной атмосферой сновидения. В этих композициях он создаёт эффект иррациональности с помощью перспективы, лишённой логики, неоднородного освещения и удлинённых, причудливо вытянутых теней.

Итальянские площади, обрамлённые аркадами или строгими классическими фасадами, предстают пустыми и зловеще безмолвными, как сцена для невидимых драм. Пустота этих пространств вызывает чувство меланхолии, создаёт предчувствие, словно время застыло в ожидании важного события; при этом тревога усиливается, возникает ощущение, что нечто неизбежное должно произойти.

5. Рождение жидких желаний

"Рождение жидких желаний", 1931-1932 гг. (Сальвадор Дали)
"Рождение жидких желаний", 1931-1932 гг. (Сальвадор Дали)

Когда Сальвадор Дали в 1929 году присоединился к группе сюрреалистов, он представил свой уникальный "параноидально-критический" метод, стремясь выразить в своих работах глубинные психологические конфликты и вызвать сопереживание у зрителя. Одной из его навязчивых идей стала легенда о Вильгельме Телле, воплощающая для него архетипический образ отцовского насилия — тема, которая часто повторяется в его работах 1929 года, когда он начал отношения с Галой Элюар вопреки воле своего отца.

В данной композиции образы отца, сына и, возможно, матери сливаются в гротескный, сновидческий образ гермафродита. Открытые пространства пейзажа перекликаются с работами Ива Танги, создавая атмосферу безграничности. Биоморфная структура в центре одновременно вызывает ассоциации со скрипкой, выветренными скалами, причудливыми формами Гауди, доисторическими созданиями и даже палитрой самого художника.

Подавленное, запретное желание главного персонажа проявляется в его противоречивом отношении к женщине с венком из цветов — вероятно, Гале, — которая одновременно восхищает и вызывает протест. Тень, нависающая над частью сцены, создаётся объектом вне поля зрения, символизируя угрожающее присутствие отца или предчувствие чего-то зловещего.

6. Алхимия

"Алхимия", 1947 г. (Джексон Поллок)
"Алхимия", 1947 г. (Джексон Поллок)

"Алхимия" — одна из первых картин Джексона Поллока, созданных в уникальной технике, которая стала его значительным вкладом в искусство XX века. Поллок долго размышлял перед пустым холстом, прежде чем полностью погрузиться в процесс, который можно описать как "живопись действия". Он наливал потоки краски прямо из банки, используя палочку вместо кисти, упрощая и одновременно расширяя границы станковой живописи.

Под влиянием идей сюрреализма Поллок создал работы, в которых линия утратила свою роль в описании формы и стала автономной, отражая каждое движение его тела. Линии, то утончающиеся, то утолщающиеся, ускорялись или замирали, придавая полотну текстурное многообразие благодаря спонтанному взаимодействию краски, создававшей пузыри, скопления или потёки.

Название "Алхимия" порождает множество интерпретаций, хотя оно не принадлежит Поллоку: его придумали соседи Поллоков по Ист-Хэмптону, Ральф Манхейм и его жена, добавив новое измерение в восприятие этого мощного произведения.

7. Голландский интерьер II

"Голландский интерьер II", 1928 г. (Жоан Миро)
"Голландский интерьер II", 1928 г. (Жоан Миро)

В 1928 году, вернувшись в Париж из путешествия по Нидерландам, Жоан Миро привёз несколько репродукций голландских мастеров XVII века. Одна из таких репродукций, картина Яна Стена "Урок танцев", послужила основой для его собственного произведения. Миро создал трансформацию оригинала, начиная с детальных набросков и тщательной проработки элементов, чтобы постепенно отдалиться от натурализма в сторону эксцентричной, мечтательной формы.

8. Антипапа

"Антипапа", 1941-1942 гг. (Макс Эрнст)
"Антипапа", 1941-1942 гг. (Макс Эрнст)

В 1941 году Макс Эрнст обосновался в Нью-Йорке благодаря помощи Пегги Гуггенхайм. В том же году он создал небольшую картину на картоне, послужившую основой для этого крупного полотна. Когда Пегги увидела первый вариант, она интерпретировала стройную фигуру справа как образ самого Эрнста, которого ласкает женщина, в которой узнала себя; а третья фигура, изображённая со спины, представляла её дочь Пегин.

Однако в процессе работы над большим полотном Эрнст трансформировал "Пегги" в зеленоватую колонну и перенёс её нежный жест на нового персонажа в розовой тунике, написанного более реалистично.

Центральная фигура, символизирующая Пегин, словно имеет два лица: одно — обезображенная лошадь, а второе — лишь намек на щёку и челюсть. В бурной личной жизни Эрнста тех лет находят источник биографической трактовки его образов: несмотря на брак с Пегги, он был тесно связан с Леонорой Кэррингтон, чей символизм часто включал образы лошадей, подобно тому, как птицы были навязчивой темой Эрнста.

9. Солнце в футляре

"Солнце в футляре", 1937 г. (Ив Танги)
"Солнце в футляре", 1937 г. (Ив Танги)

Ив Танги открыл свою характерную лунную или подводную морфологию примерно в 1927 году и на протяжении всей своей творческой карьеры продолжал её развивать, не изменяя её сущности. Дольмены, менгиры и древние каменные руины переплетаются с причудливыми окаменелостями, обретая сглаженные и окрашенные формы в фантастических пространствах его картин. Тени, будто бы вычерченные на его пейзажах, перекликаются с работами Джорджо де Кирико, который вдохновил Танги заняться живописью в 1923 году.

Композиционная загадка "Солнца в футляре" заключается в смелом слиянии земли и неба, достигнутом через плавную градацию цвета, при отсутствии горизонта. Наклонная линия объектов, уходящая от нижнего правого к верхнему левому углу, создаёт эффект перспективы. Острые углы проявляются как в расположении форм, так и в контрасте теней с объектами. Геометрическая точность и тщательное моделирование усиливают пластическую твёрдость элементов, придавая пейзажу поэтическую загадочность и подчёркивая его причудливую, почти академическую скрупулёзность.

10. Поэт

"Поэт", 1911 г. (Пабло Пикассо)
"Поэт", 1911 г. (Пабло Пикассо)

"Поэт" был написан летом 1911 года, когда Пабло Пикассо работал в тесном сотрудничестве с Жоржем Браком во французских Пиренеях. Эта картина олицетворяет собой момент в развитии аналитического кубизма, когда степень абстракции была настолько высокой, что объекты на картине почти неузнаваемы.

Несмотря на неуловимость визуальных подсказок, можно различить чётко очерченную центральную пирамидальную фигуру, сливающуюся по цвету и текстуре с менее детализированной основой. Пикассо представляет несколько видов каждого объекта, как будто он двигался вокруг него, и объединяет их в единое сложное изображение.

11. Сюрреалист

"Сюрреалист", 1947 г. (Виктор Браунер)
"Сюрреалист", 1947 г. (Виктор Браунер)

В своей работе "Сюрреалист" Виктор Браунер черпает вдохновение из мотивов Таро, создавая автопортрет молодого себя. Таро всегда интересовало Браунера и его коллег-сюрреалистов. Одной из карт, оказавших значительное влияние на его творчество, стала карта Жонглёра из марсельской колоды. Браунер заимствовал оттуда не только большую шляпу сюрреалиста, но и элементы средневекового костюма, а также позу рук: герой картины изображён за столом, на котором лежат нож, кубок и монеты.

В колоде Таро Уэйта на первой карте изображён Маг, над головой которого находится знак бесконечности, также присутствующий на шляпе Браунера. Опираясь на образ Жонглёра и Мага, Браунер иллюстрирует традиционные знаки четырёх мастей Таро, что подчеркивает контроль Жонглёра над всеми предметами.

12. Пейзаж с красными пятнами II

"Пейзаж с красными пятнами II", 1913 г. (Василий Кандинский)
"Пейзаж с красными пятнами II", 1913 г. (Василий Кандинский)

С 1908 года Василий Кандинский регулярно посещал город Мурнау в Верхней Баварии, где в 1909 году его спутница Габриэле Мюнтер приобрела дом. Пейзажи, вдохновлённые этими альпийскими просторами, претерпели значительные изменения — от плоских, ярких изображений 1908 года до светящихся, нематериальных видений 1913 года, таких как это произведение.

Кандинский создаёт пейзаж как возвышенное и одухотворённое видение. Он стремится поднять изображение на новый уровень, освобождая цвет от его традиционной описательной функции, чтобы выявить его глубокое выразительное содержание.

Основное внимание уделяется ярким цветам, которые наносятся тонким слоем на белый фон. Ключевым элементом композиции являются красные пятна, давшие название картине, которое подчёркивает понимание Кандинским красного как цвета, стремящегося вперед к зрителю, в отличие от более холодных оттенков, таких как синий, которые создают эффект отступления.

13. Хрюканье (Они будут твоими глазами)

"Хрюканье (Они будут твоими глазами)", 1959 г. (Леонора Каррингтон)
"Хрюканье (Они будут твоими глазами)", 1959 г. (Леонора Каррингтон)

Картина Леоноры Кэррингтон, созданная в 1959 году, отражает её уникальный стиль, сочетающий мистику, сюрреализм и фольклорные элементы. В ней художница погружает зрителя в мир необычных существ и аллегорий, наполненный таинственным символизмом. На картине изображено странное, сказочное существо, напоминающее помесь человека и животного, что придаёт образу комический, но вместе с тем мрачноватый оттенок.

Леонора Кэррингтон часто использовала мифические образы, животных и сюрреалистические метафоры, чтобы исследовать вопросы человеческого сознания, интуиции и связи с потусторонним миром. В этой картине можно увидеть сочетание юмора и загадки — двух характерных для неё черт, которые приглашают зрителя заглянуть за пределы очевидного.

14. Портрет госпожи П. на юге

"Портрет госпожи П. на юге", 1924 г. (Пауль Клее)
"Портрет госпожи П. на юге", 1924 г. (Пауль Клее)

Во время отпуска на Сицилии летом 1924 года Пауль Клее создал несколько акварелей, которые передают цвет, свет и настроение конкретного географического места и персонажей. Этот портрет представляет собой добродушную карикатуру на чопорную северную леди, чья нелепая шляпа недостаточно защищает её от палящего средиземноморского солнца.

Форма сердца на груди госпожи П. часто встречается в работах Клее, иногда в виде рта, носа или туловища. Этот мотив объединял для художника органический и неорганический миры, символизируя жизненные силы и выступая в качестве "посреднической формы между кругом и прямоугольником".

15. Велодром

"Велодром", 1912 г. (Жан Метценже)
"Велодром", 1912 г. (Жан Метценже)

Жан Метценже, один из теоретиков кубизма, стремился передать принципы этого направления как в своих художественных произведениях, так и в теоретических трудах. На картине "Велодром" можно увидеть сочетание приёмов кубизма и футуризма, наложенных на натуралистическое изображение.

Выбор динамичного объекта, передача ощущения скорости и слияние форм отражают влияние футуристической живописи. Эта работа является попыткой Метценже создать новый визуальный язык.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: