Найти тему
Infinita Book

Галерея Боргезе: 15 картин, которые стоит увидеть

Галерея Боргезе (Рим)
Галерея Боргезе (Рим)

Галерея Боргезе (Galleria Borghese) в Риме — это настоящий жемчужина искусства, скрытая среди зелени старинного парка, словно сказочный дворец, полный богатств и тайн. Это место, где великие художники оставили свой бессмертный след в виде произведений искусства, которые восхищают, поражают и вдохновляют.

От шедевров Караваджо до величественных скульптур Бернини, Галерея Боргезе предлагает уникальное погружение в мир искусства, в котором каждая картина, каждая скульптура, словно загадочная история, рассказываемая великими мастерами прошлого. Для истинных ценителей искусства и всех, кто ищет вдохновение в красоте, посещение этой галереи становится незабываемым путешествием в мир величия и гармонии.

Давайте вместе отправимся в удивительное приключение и исследуем 15 картин, которые сотканы из мечты и гениальности, в Галерее Боргезе.

1. "Больной Вакх"

"Больной Вакх", 1593 (Микеланджело Меризи да Караваджо)
"Больной Вакх", 1593 (Микеланджело Меризи да Караваджо)

На этой картине мы видим Вакха, бога веселья и виноградных лоз, в удивительной интимности и беспокойстве. Его лицо исказили болезнь, что делает эту картину ещё более мистической и загадочной. Караваджо исследует не только физическую боль, но и душевную тяжесть, которая охватывает Больного Вакха.

Завораживающий свет и тени, характерные для Караваджо, придают этой картине особый реализм и эмоциональную глубину. Она заставляет нас задуматься о природе страдания, вечности и искусства.

2. "Любовь Небесная и Любовь Земная"

"Любовь Небесная и Любовь Земная", 1514 (Тициано Вечеллио)
"Любовь Небесная и Любовь Земная", 1514 (Тициано Вечеллио)

Картина Тициана получила свое нынешнее название "Любовь Небесная и Любовь Земная" (Amor Divino e Amor Profano) в 1693 году, и возможно, оно совершенно не соответствует замыслу художника.

Несмотря на попытки прийти к единому мнению, до сих пор вопрос об идейном содержании произведения и центральных фигурах остается предметом для дискуссий. На холсте изображены похожие друг на друга женщины, сидящие на мраморном сооружении, богато украшенном резьбой. Между ними живописец изобразил Купидона. Героиня, расположенная слева, облачена в дорогое платье, ее одеяние, по мнению современных исследователей, напоминает наряд невесты, хотя искусствоведы прошлых эпох утверждали, что так выглядели и куртизанки. Женщина, изображенная с правой стороны, напротив, предстает совершенно обнаженной, ее чресла прикрыты белой простыней, а огромная красная накидка ниспадает на плечо.

Некоторые исследователи считают, что Тициан изобразил в своем произведение аллегорию любви, рождения потомства и брачного союза. Другие уверены, что на холсте художника запечатлены образы Полины и Венеры, двух героинь популярного в эпоху Возрождения романа "Гипнэротомахия Полифила".

3. "Положение во гроб"

"Положение во гроб", 1507 (Рафаэль Санти)
"Положение во гроб", 1507 (Рафаэль Санти)

Картина изображает сцену погребения Иисуса Христа после распятия. Это величественное произведение искусства отличается глубокой драматургией и внимательным восприятием человеческих эмоций. Рафаэль мастерски передал болезненный момент снятия тела Христа с креста и его укладывания во гроб. Сцена наполнена глубокой скорбью, но также отражает надежду на будущее воскрешение.

Художественная техника Рафаэля и использование света и тени делают эту картину особенно выразительной. "Положение во гроб" признается одним из выдающихся произведений итальянской живописи эпохи Возрождения и олицетворяет мастерство и вдохновение Рафаэля.

4. "Даная"

"Даная", 1530 (Антонио да Корреджо)
"Даная", 1530 (Антонио да Корреджо)

На картине "Даная" изображена сцена из греческой мифологии, где Даная, дочь царя Акрисия, прячется в гроте, чтобы избежать предсказанной судьбы и родить ребенка от бога Зевса. Сюжет представлен в изящной и чувственной манере, характерной для Корреджо. "Даная" Корреджо олицетворяет идеал женской красоты и воплощает момент из древней мифологии, который до сих пор восхищает и вдохновляет зрителей своей эстетической прелестью и символикой.

5. "Дама с единорогом"

"Дама с единорогом", 1506 (Рафаэль Санти)
"Дама с единорогом", 1506 (Рафаэль Санти)

На этой картине Рафаэля изображена женская фигура, держащая в руках единорога, который символизирует чистоту и непорочность. Композиция картины, размещающая фигуру в лоджии с пейзажем на заднем фоне была навеяна Моной Лизой, написанной Леонардо да Винчи между 1503 и 1506 годами. Та же поза натурщицы с поворотом в три четверти и пространственная организация портрета, но образ женщины с единорогом сильно отличается холодной настороженностью во взгляде от загадочной двусмысленности Моны Лизы. Личность молодой дамы на портрете остаётся неясной.

6. "Давид c головой Голиафа"

"Давид c головой Голиафа", 1610 (Микеланджело Меризи да Караваджо)
"Давид c головой Голиафа", 1610 (Микеланджело Меризи да Караваджо)

На картине молодой Давид держит в руках отрубленную голову Голиафа. Эта сцена была вдохновлена библейским рассказом о том, как Давид победил великана Голиафа в древнем Израиле. Картина передает момент победы и триумфа, но также обращает внимание на человеческие эмоции и страсти.

Караваджо исследовал тему света и тени в этой работе, создавая реалистичное изображение, где свет падает на лицо и руки Давида, подчеркивая его выразительность. Отражение человеческих эмоций, реализм и глубина этой картины делают ее одним из важных произведений искусства барокко и величайших достижений Караваджо.

7. "Сусанна и старцы"

"Сусанна и старцы", 1607 (Питер Пауль Рубенс)
"Сусанна и старцы", 1607 (Питер Пауль Рубенс)

Сюжет "Сусанны и старцы" взят из Библии и рассказывает историю Сусанны, красивой женщины, которая стала объектом желания двух старцев. Они пытались вынудить её к непристойным поступкам, но Сусанна оказалась невинной и была оправдана благодаря мудрости пророка Даниила.

Рубенс передал этот библейский эпизод, создавая на холсте красочную и эмоционально насыщенную картину. Эта картина художника отличается своей сексуальной и сенсуальной ноткой, которая придает произведению особую глубину. Сусанна изображена как символ женской красоты и невинности, а два старца вызывают недовольство и отвращение своими поступками.

8. "Тайная вечеря"

"Тайная вечеря", 1548 (Якопо Бассано)
"Тайная вечеря", 1548 (Якопо Бассано)

Картина "Тайная вечеря" Якопо Бассано изображает библейскую сцену последней вечери, момент, когда Иисус Христос собрался с апостолами, чтобы разделить с ними хлеб и вино, символизируя свой будущий жертвенный акт на кресте.

Бассано в своей интерпретации этой темы обратил особое внимание на детали и яркие краски. Он создал яркую и красочную композицию, которая придаёт сцене торжественность и радость. Освещение картины придаёт особую глубину и интригу.

9. "Охота Дианы"

"Охота Дианы", 1616 (Доменико Зампьери)
"Охота Дианы", 1616 (Доменико Зампьери)

"Охота Дианы" — это картина итальянского художника Доменико Зампьери, более известного как Доменикино. Картина "Охота Дианы" изображает мифологическую сцену, в которой богиня Диана, покровительница охоты и природы, вместе с её спутниками наслаждается охотой. Доменикино мастерски передал динамику и эмоции этой моментальной сцены. Она олицетворяет красоту природы и гармонию с природой, что было важным аспектом мифологии и искусства эпохи барокко.

Доменикино черпал вдохновение в эпическом произведении «Энеида», созданном римским автором Вергилием в период между 29 и 19 годами до н. э.

10. "Венера и Амур"

"Венера и Амур", 1531 (Лукас Кранах Старший)
"Венера и Амур", 1531 (Лукас Кранах Старший)

Согласно сюжету античной мифологии наивный Купидон, пытаясь украсть соты с медом, был ужален пчелами, пострадав от болезненных укусов, маленький бог, покровительствующий эротической любви, обратился за утешением к Венере.

Четверостишие, представляющее собой латинский перевод текста Феоктира, гласит: "Когда Купидон забрался в улей и украл соты с медом, пчела ужалила вора за палец, подобно маленькому богу, мы ищем мимолетную страсть, которая оказывается печальной, губительной и горькой на вкус".

Позже, в этой же части произведения были добавлены цифры, указывающие на дату создания картины — 1531, а также инициалы художника в виде знака, с изображением дракона.

11. "Пишущий cвятой Иероним"

"Пишущий cвятой Иероним", 1608 (Микеланджело Меризи да Караваджо)
"Пишущий cвятой Иероним", 1608 (Микеланджело Меризи да Караваджо)

На картине изображён святой Иероним, один из важных святых христианской церкви, в момент, когда он занимается переводом Библии на латынь. "Пишущий святой Иероним" Караваджо славится своей художественной силой и глубокой внутренней интроспекцией. Это произведение приглашает зрителя заглянуть в душу святого и задуматься над значением его труда и служения вере.

Удивительным представляется сам по себе замысел произведения, усиленный композицией и позой героя: вертикальная линия фигуры сидящего старца, максимально погруженного в созданные им тексты, переходит в горизонталь вытянутой руки, тянущейся к чернильнице, расположенной на противоположной стороне стола. В то же время ладонь святого Иеронима, сжимающая перо, как будто направляет взгляд зрителей на череп — напоминание о смерти и тленности земной жизни.

12. "Аполлон и Дафна"

"Аполлон и Дафна", 1525 (Доссо Досси)
"Аполлон и Дафна", 1525 (Доссо Досси)

Бог поэзии Аполлон изображён на полотне играющим на лире в момент, когда он высоко поднял руку со смычком. Фигура юноши прикрыта зелёной мантией, край которой украшен тонкой золотой нитью. Её цвет совпадает с оттенком одетого на голову лаврового венка, который указывает на превращение нимфы Дафны в дерево, ставшее для влюблённого священным.

Картина полна динамики и выразительности, и она передает эмоции и драму этой мифологической истории. Композиция произведения также олицетворяет идеалы красоты и гармонии, характерные для итальянской ренессансной живописи.

13. "Святой Доминик"

"Святой Доминик", 1565 (Тициано Вечеллио)
"Святой Доминик", 1565 (Тициано Вечеллио)

Святой Доминик изображён в облачении монаха доминиканского ордена. Его фигура выделяется на тёмном фоне благодаря свечению, охватывающему силуэт. Над головой святого едва заметное тонкое золотое кольцо нимба.

Портреты, написанные Тицианом — венецианским художником Высокого Возрождения, раскрывают богатую духовную личность персонажа. Святой Доминик – прежде всего человек со своими мыслями и чувствами. Чёрно-белое одеяние святого и нейтральный фон создают ту сдержанную цветовую гамму, которая позволяет акцентировать внимание на лице изображаемого. Взгляд живых тёмных глаз Доминика на его худом аскетичном лице выдаёт отрешённость святого от мира.

14. "Товий и ангел"

"Товий и ангел", 1527 (Джованни Джироламо Савольдо)
"Товий и ангел", 1527 (Джованни Джироламо Савольдо)

В основе сюжета лежит встреча Товия с ангелом, произошедшая в тот момент, когда юноша ловил рыбу в водах реки Тигр. Обе фигуры обращены лицом друг к другу, но несмотря на такое композиционное решение Савольдо использовал одинаковую палитру, изображая одеяния героев: главенствующая роль отведена красному цвету, играющему в тандеме с разными оттенками белого. Ярким, светлым пятном выглядят крылья, контрастирующие с темными кронами деревьев на заднем фоне.

В художественных приемах живописца ощущается влияние творчества Леонардо да Винчи. Характерный серебристый свет является отличительной особенностью полотен Савольдо, этакой визитной карточкой мастера, выделяющей его работы из ряда картин, созданных другими представителями венецианской школы живописи, такими как Тициан и Лоренцо Лотто, творения которых служили примером для художника.

15. "Иоанн Креcтитель"

"Иоанн Креcтитель", 1610 (Микеланджело Меризи да Караваджо)
"Иоанн Креcтитель", 1610 (Микеланджело Меризи да Караваджо)

Иоанн Креститель жил аскетом в иудейской пустыне, расположенной между Иерусалимом и Мертвым морем. Согласно евангельскому преданию, праведник крестил Иисуса в водах реки Иордан. Пророка заточили в тюрьму за публичное осуждение Ирода Антипа, после чего он был казнен. К образу Иоанна часто обращались в христианском искусстве. Он традиционно представал в одежде из верблюжьей шерсти или овчины, с чашей, кожаным ремнем и крестом, сделанным из тростника.

Образ святого пророка был одним из любимых в творчестве Караваджо. Герой картины "Иоанн Креститель" изображён более юным в сравнении с другими аналогичными произведениями. Работа была выполнена мастером незадолго до его смерти, и датируется 1610 годом. Иоанн Креститель предстаёт в образе совсем молодого человека, он принял простую, расслабленную позу, во взгляде юноши читается задумчивость. Возникает ощущение, будто художник создал портрет мальчика-пастуха, отдыхающего на фоне драпированной ткани насыщенного красного цвета.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

#картины #художники #боргезе #караваджо #тициан #кранах #искусство #рубенс #рафаэль #рим

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц