жанр: британский ритм-н-блюз, блюз-рок, соул
главные композиции: Mercy, Mercy, The Last Time, Good Times, I'm Alright, (I Can't Get No) Satisfaction, Play With Fire
Масштабный итог первого в некотором роде безбашенного периода творчества роллингов, показавший в общих чертах, кем они стали в короткий период времени: возглавившей лагерь продвиженцев ритм-н-блюза в Британии группой с имиджем полных оторв и с выстреливавшими мощными хитами. Отмечаю здесь именно американскую версию альбома, поскольку в начале 60-х годов во время британского вторжения американские версии альбомов отличались от английских в основном одной вещью: в Великобритании альбомы ещё существовали отдельно от синглов, с которых крутили песни на радио. А в США для популяризации английских групп альбомы выпускали с участием сингловых песен, таким образом, популяризируя рынок альбомов - долгоиграющих пластинок.
И на самом деле, если глянуть на список песен альбома американской версии, вышедшей раньше английской, в глаза сразу же кидаются главные хиты роллингов того времени. Но обо всём по порядку.
По факту роллинги на этом альбоме утвердили свою формулу успеха: исполняя сначала кавер-версии афроамериканских блюзменов в своей экспрессивной стилистике, они вышли через давление продюсеров и менеджмента на создание своих собственных песен, в которых парни внезапно почуяли вкус свободы. Ориентируясь в основе своей на ритм-н-блюз, парочка Джаггер и Ричардс открыла в себе огромный талант внедрять в этот ритм-н-блюз запоминающиеся мелодии и какие-то вызывающе-эпатажные фишки.
Конечно, ярчайшим примером, само собой, является пресловутая (I Can't Get No) Satisfaction: песня, идея которой вместе с главной фразой и вместе с риффом буквально приснились Киту Ричардсу. Впоследствии Кит отзывался о музыкальном успехе песни так: помимо вызывающего и скандального текста Джаггера, народ повёлся на совершеннейшую инновацию: примочку фузза (первого эффекта гитарного "перегруза") во время игры культового вступительного риффа. Самое забавное, что лично Ричардс в этом не увидел будущего и отнёсся как к мимолётной "фишке". И даже когда все типы гитарных перегрузов вошли в обиход многих гитаристов самых разных жанров, Кит не стал изменять своему блюз-роковому звучанию гитары. Вот так всегда и делаются главные хиты: невзначай без придавания им какого-то значения.
Один из самых безбашенных каверов роллингов (на Бо Дидли), который они превращали на концертах в вакханалию - на альбоме как раз именно живая версия, передающая дух этого безумия.
Гораздо более в духе роллингов была другая собственная песня группы - The Last Time с очередным запоминающимся риффом Ричардса. Что Сатисфэкшн, что эта тема показывают чётко, что роллинги уже были далеко не изначальной ритм-н-блюзовой командой, а в их недрах сидела масштабная самобытность, скрытая за внешним эпатажем, скандалами и массовой роллингоманией. В завершении доказательств этой самобытности стоит упомянуть одну из первых красивых акустических баллад роллингов Play With Fire, под которой парни подписались псевдонимом "Нанкер Фелдж" - иногда зачем-то использовали это вымышленное имя.
Но росшему влиянию авторского дуэта Джаггер/Ричардс пока ещё не придавал особого значения изначальный создатель и лидер группы - гитарист Брайан Джонс. Он пока ещё с не особым напрягом, но выдерживал такие моменты, что в репертуаре группы стало всё больше своих песен, где рулил уже не он, и где он внезапно становился на второй план как простой гитарист, придумывавший аранжировки для своих партий. В то время как в каверах на какую-то классику ритм-н-блюза Джонс всё ещё ощущал себя королём и "руководителем" песен.
На этом альбоме если и были кавера, то они уже не звучали, как на предыдущих альбомах как качественное переигрывание. Здесь все кавера звучали совершенно по-своему, по-роллинговски. К примеру, вступительная Mercy, Mercy - вроде бы изначально типичный ритм-н-блюз, а всё равно будто мелодика исходила из самих исполнителей.
Обратились на этом альбоме роллинги и к каверованию американского соула. Чего стоит перепевка Good Times Сэма Кука, главной личности южного соула. А Hitch Hike - это классика северного соула, родом из Мотаун-рекордс, написанная Марвином Гэем и компанией.
Котовасия в различии американских/британских вариантов альбомов будет ещё продолжаться до 1967 года. Примерно где-то до этого времени роллинги будут оставаться ритм-н-блюзовыми эпатажниками, выстреливающими отдельными песнями-хитами и ищущими своё собственное звучание. И так будет продолжаться до тех пор, пока не пройдя путь психоделии на альбоме 67 года, группа в звучании не вернётся к блюзовому началу и не создаст на его основе свой окончательный фундамент, на котором и устаканет своё фирменное звучание.
Другие статьи про The Rolling Stones и их участников:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.