Найти тему

9 июня 1978 г. вышел альбом The Rolling Stones "Some Girls"

Источник: upload.wikimedia.org
Источник: upload.wikimedia.org

жанр: диско, панк-рок, софт-рок, кантри-рок, блюз-рок, рок-н-ролл

главные композиции: Miss You, When The Whip Comes Down, Far Away Eyes, Respectable, Beast Of Burden, Shattered

Последний по-настоящему прорывной альбом роллингов, доказавший в очередной раз, что они со своим уже давно сформировавшимся классическим звучанием могли идеально вписаться в любое время и в любой жанр: хоть в панк-рок, хоть в диско. Почему я сказал "последний"? Да потому что после этого альбома роллингам уже больше не надо было ничего доказывать, к тому моменту они давно уже железобетонно утвердили свой статус величайшей рок-н-рольной группы всех времён и каждый следующий их альбом уже звучал в соответствии с этим статусом до сегодняшнего дня в любое время и при любых условиях.

После небольшого хаоса в середине 70-х, когда группа меняла второго гитариста и выпустила альбом "Black And Blue", получившийся сборником экспериментов нескольких лет с приевшимися уже классическими жанрами, которые использовали в своей основе роллинги, а также где играли разные гитаристы (и ещё не в полной мере проявил себя Ронни Вуд), к 78 году команда, наконец, выдала полноценную цельную вещь. А Ронни полноценно влился в коллектив в студии, отлично отработав до этого только на концертах.

Роллинги будто ждали момента, чтобы "бомбануть" и всех огорошить. "За окном" был полный крах старых десятилетиями отработанных методик классического рока, полная смена приоритетов в звучании, основанная на том, что старые жанры многим приелись, а во главе угла стали крайности: либо совсем жестокая агрессия и грязь панк-рока, либо совсем вылизанный и лосковый гламур диско, либо тихое спокойствие и минимализм софт-рока и поп-рока. Всем хотелось доступности, краткости и лаконичности, и к концу 70-х после того, как те же панк-рок и диско уже тоже прошли пик своей первоначальной популярности, время стало требовательнее к этим же жанрам: нужны были уже не простые "шумы" или "долбёжные ритмы", в их рамках уже хотелось слышать и мелодии, и качественные аранжировки. И вот в такой момент выходит альбом "Some Girls", всё это давший народу!

Первая же песня с альбома Miss You становится одним из главных диско-хитов своей эпохи и прочно входит в концертные репертуары всех последующих турне группы. Давно уже "утвердив" звучание своей гитары, Кит Ричардс умудрился выдать на ней несколько яростных риффов, ставших в основу самых натуральных по восприятию панк-рок-песен, где неожиданно рычащий вокал Мика Джаггера только подтвердил их "панкушность": When The Whip Comes Down, Lies, Respectable. В последней группа играет по сути обычный рок-н-ролл, но он звучит именно как панк-рок, потому что доказывает простой факт: панк-рок в своём изначальном варианте был на самом деле примитивно сыгранным рок-н-роллом в грязном звучании.

На самом деле всё-таки один нюанс в звучании гитары Ричардса был. Отталкиваясь от его воспоминаний из своей автобиографии "Жизнь...", успех в звучании всего альбома состоял в использовании Китом на гитаре педали Wah-Wah ("квакушка" в простонародье, к тому моменту ещё достаточно новаторская вещь и только входившая в обиход в течение 70-х). Конечно, Кит и ранее её использовал, но здесь сделал максимальный акцент на неё. Эффект был сравни использованию "дисторшна" на когда-то вышедшей "Satisfaction" - ухо людей уловило интересный и зацепивший звук, и они "повелись на крючок".

Одна из коронных песен, получившихся на стыке панк-рока и диско, юморная Shattered, выстрелила именно как раз в том числе и за счёт Китовского риффа с использованием "квакушки". Но самый главный эффект она произвела на песнях полностью другого характера и настроения. Более приземлённую и консервативную публику роллинги "взяли" софт-рок-звучанием. Софт-рок к тому моменту в целом был устоявшийся уже жанр вроде бы простого поп-рока, но имевшего определённый окрас очень мягкого и воздушного звучания, определявшегося негромким и проникновенным вокалом и умиротворяющим звучанием, которое во многом достигалось за счёт как раз использования этого "Вау-Вау"-эффекта как на гитарах, так и на электропиано. Это очень хорошо "просёк" Ричардс и стрельнул на таком ярком представителе софт-рока своего времени - балладе Beast Of Burden, где вступительный гитарный "вау-вау"-рифф сделал своё дело.

Но, конечно же, роллинги не были бы роллингами, если бы забыли свои корни: блюз-рок и кантри-рок. Конечно, они тоже тут присутствовали, но к тому моменту эти жанры полностью растворились в музыке группы и не воспринимались по-старому, все уже успели давно забыть в рамках саунда Rolling Stones, что это были блюз-рок и кантри-рок. На пластинке они растворились в этом софт-рок-звучании своего времени: что кантри-рок в Far Away Eyes, где Джаггер сам исполнил партию на фортепиано, как блюз-рок в Just My Imagination, Some Girls и Before They Make Me Run, традиционной одной песне с альбома с центральным вокалом Кита Ричардса.

Панки выступали против динозавров рок-музыки, плотно засевших в коммерческих верхах музыкального шоу-бизнеса. "Ну и ладно", - пожали плечами самые главные "динозавры", дав понять, что они могут утереть нос любому поколению музыки, выступив с ними на равных.

Источник: cdn.mos.cms.futurecdn.net
Источник: cdn.mos.cms.futurecdn.net

Другие статьи про The Rolling Stones и их участников:

5 июля 1969 г. The Rolling Stones устроили масштабный концерт в Гайд-парке, посвятив его погибшему Брайану Джонсу
История музыки/музыкальный календарь, заметки Питерского писателя и рок-музыканта5 июля 2023

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.