До сих пор среди фанатов Rolling Stones постоянно происходят бурные дебаты в отношении влияния и значимости фигуры Брайана Джонса как в истории роллингов, так и вообще в рок-музыке. И они будут происходить, к сожалению, вечно, а роллингоманы никогда не смогут прийти к какому-то согласию, поскольку многие свои большие тайны и секреты Брайан унёс в могилу в 1969 году, став одним из первых культовых участников "Клуба 27".
От себя скажу: очень сложно быть объективным по отношению к таким полузагадочным личностям. Поскольку многие уже эти мои фразы подвергнут сомнению: какие загадки? Всё же просто: Брайан был таким-то... С большим трудом я попробую сейчас не его биографию расписать, а представить разные мнения и точки зрения в отношении личности Джонса.
1. Без Брайана Джонса не было бы Rolling Stones, а после его ухода группа потеряла индивидуальность
Брайан Джонс был единственным на момент создания команды профессионалом: Джаггер и Ричардс жадно поглощали взглядом его мастерство игры на гитаре, когда тот участвовал в одной из двух основных андеграундных британских блюз-группах-школах Blues Incorporated Алексиса Корнера. Джонс собрал вокруг себя всех участников, бегая и прыгая, чтобы добиться первых выступлений группы и признания. Его приверженность американскому ритм-н-блюзу дала толчок карьере Rolling Stones. Он вытянул одних из многочисленных британских подражателей блюзу вверх, будучи полноценным менеджером группы и главной звездой сцены, в то время как Мик Джаггер ещё просто стоял столбом у микрофона и пел свои партии. Джонс все 60-е был главным в группе по слайд-гитаре и по губной гармошке. А когда группа начала постепенно вылезать вверх, Брайан столкнулся с первым для себя препятствием: жестокой правдой коммерческой действительности. Джонс был фанатом блюзов и ритм-н-блюзов, но для первых двух синглов 63 года роллингов для коммерческой популярности были выбраны песни совсем из другого репертуара: Чака Берри (Come On) и битлов!
Однако мы видим и слышим, что группа всё равно умудрилась превратить песню Леннона-Макартни в ритм-н-блюз. Само собой, это постарался Брайан, добавив ещё и вишенку на торте в соло на слайд-гитаре.
В этом самом начале коммерческого успеха группы нависло нервное напряжение между менеджером Эндрю Олдэмом и Брайаном Джонсом. Менеджер сделал группе тот самый первоначальный "грязный" имидж и сделал акцент на парочке Мик Джаггер-Кит Ричардс, разглядев в них потенциал авторов собственного материала. Олдэм видел будущее только в оригинальных композициях, в то время как кавер-бэндов американских ритм-н-блюзов и рок-н-роллов было очень много. Но ведь именно Джонс вывел роллингов из кучи подобных групп вверх, над всеми, и совершенно нестандартные кавера на блюзы была главной фишкой Джонса - у него получалось изменять до неузнаваемости эти блюзовые стандарты и направлять их мелодию по своему собственному пути. В добавлении всего команда так развязно их исполняла, что песни начинали ассоциироваться не с оригиналами, а с версиями роллингов.
Эту "битву" Брайан Джонс проиграл: акцент на собственное творчество возымел успех, а Джонса просто резко подвинули в сторону. Но он не сдался окончательно. Ещё в детстве он имел большой талант играть на самых разных музыкальных инструментах, а потому нашёл себя в новой роли, доказавшей свою незаменимость в группе: мультиинструментализм и роль основного аранжировщика группы. За период 65-67 годов он сыграл на куче инструментов в песнях группы: и меллотрон, и ситар, и кларнет, и флейта, и дульциметр. В этом смысле для Брайана главный звёздный шанс наступил в альбоме "Aftermath" 1966 г. И мало ему этого было: Джонс ещё и на стороне делал аранжировки. Даже с битлами сотрудничал в песнях You Know My Name на саксофоне и Yellow Submarine. Без Джонса группа не смогла бы никак вписаться в совершенно новые для себя жанры психоделии и барокко-попа, где все навыки Джонса пришлись к месту.
И даже в самом конце, когда Брайан уже никак особо не участвовал в творчестве группы, их музыка в 68 году вернулась к своему изначально выбранному пути - ритм-н-блюзовому звучанию, которое заложил Брайан Джонс. И именно на фундаменте этого звучания потом и построился небоскрёб Rolling Stones.
2. Брайан Джонс остался в блюзовом прошлом, а эволюцию звучания роллингов делали другие участники
С того момента, как менеджер сделал ставку на Джаггера и Ричардса и заметил в них потенциал создания своих песен, в частности, когда их заперли вместе в комнате вдвоём до тех пор, пока они не выдадут свою первую песню (эту историю я очень хорошо запомнил после прочтения книги Кита Ричардса "Жизнь"), Брайан Джонс уже был отодвинут в сторону и полностью потерял свою ведущую роль в группе. На самом деле дальновидный Олдэм видел упёртость и консервативное мышление Брайана, понимая, что одними каверами на ритм-н-блюзы не будешь сыт, как бы это коммерчески круто не смотрелось в начале 60-х в Великобритании. А потому понимал, что его влияние в группе надо было ограничить, несмотря на то, что именно он собрал роллингов.
И по факту веди Брайан группу под своим флагом до конца, возможно, их ждал бы сценарий тех же Animals, чей репертуар состоял исключительно из кавер-версий ритм-н-блюзов, блюзов и разных народных вещей - да, группа умела всё это преподать так, что именно в их исполнении песни оставались в умах людей. Так же было и с роллингами. Но Animals в результате на том и погорели, когда группу уничтожил внутренний конфликт из-за того, какие кавера играть. В то время, как в мировую музыку вырывались те, кто писал свои песни.
Олдэм, как я уже отмечал ранее, не прогадал: с 64-65 года доминированием в коммерческом смысле стали прогрессивные идеи Джаггера и Ричардса в своих песнях. И уже с 65 года новаторский подход Ричардса стал опережать блюзовое консервативное мышление Джонса в плане подхода игры на гитаре. Взять ту же пресловутую Satisfaction - хит №1 сделали по сути две маленькие фишки: эксперимент Ричардса с гитарным эффектом фузза, который едва только входил в обиход гитаристов и на который пока большинство косо посматривали, и придуманная им же вызывающая фраза в припеве (всем известно, что Джаггер просто потом сел и дописал текст на основе идеи и фразы Ричардса).
После этого мышление авторского дуэта и эксперименты со звучанием Ричардса было уже не остановить. Кит всё больше придумывал гитарных аранжировок и стал даже много пробовать солировать, постоянно во всём этом совершенствуясь.
В то время, как Джонс оставался на месте, разве что в один момент отвлекшись на мультиинструментализм, но всё больше отходил от дел и от группы, последние пару лет по большей части номинально существуя в группе. Чем всё кончилось, всем известно... Его угнетала такая роль в группе, которую он создал и вывел в люди.
3. Брайан Джонс был частью большой коллективной работы по созданию неповторимого звучания Rolling Stones
Здесь я напишу совсем пару слов, но именно таких, которые встретишь и в воспоминаниях самих роллингов. А именно: именно "переплетение" гитарных партий Брайана Джонса и Кита Ричардса создало тот самый неповторимый звук, по которому любой человек в мире узнает группу TheRolling Stones. Одновременная игра ритм-партий и соло-партий - без этого их музыка не могла существовать. Ричардс постоянно в своей книге с горечью писал о последней паре годов участия Джонса в группе, точнее, его неучастия. Он постоянно делал акцент на то, что часто приходилось из-за отсутствия Брайана вчетвером играть на концертах, совмещать живьём две гитарные партии было Ричардсу катастрофически сложно, звук был полупустым. Даже несмотря на то, что Джонс в группе уже никакой роли не играл.
В результате даже после увольнения Джонса и после его смерти в наследство остался звук роллингов, который радует нас до сих пор. И даже несмотря на то, что самые технически/музыкально/аранжировочно/коммерчески успешные годы пришлись в основном на время участия в группе Мика Тэйлора, с которым Ричардс совсем по-другому разделял роли на сцене (Кит играл чисто ритм, а Мик играл соло), всё равно, в конце концов, группа вернулась к формату, разработанному в самом начале с Брайаном Джонсом: с третьим и окончательным гитаристом Ронни Вудом Кит Ричардс вновь стал использовать ту же тактику "переплетения" гитар. В результате, как ни крути, но Брайан Джонс всегда оставался жить в песнях роллингов даже после своей смерти.
Другие статьи про The Rolling Stones:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.