Найти тему

23 апреля 1971 г. вышел альбом The Rolling Stones "Sticky Fingers"

Источник: fashionpluslifestyle.files.wordpress.com
Источник: fashionpluslifestyle.files.wordpress.com

жанр: блюз-рок, рок-н-ролл, частично хард-рок

главные композиции: Brown Sugar, Sway, Wild Horses, Can't You Hear Me Knocking, Bitch, Dead Flowers

Источник: webpulse.imgsmail.ru
Источник: webpulse.imgsmail.ru

Это альбом номер один для меня из студийников роллингов (выше него только их концертник 69-70 годов "Get Yer Ya Ya's Out", о котором у меня была тоже статья - ссылка в конце), и оба входят соответственно в десятку любимых альбомов. Я считаю субъективно эту пластинку и вышеупомянутую концертную лучшими примерами того, кто такие The Rolling Stones. А кто они такие? Они - создатели эталонной изначальной чистой рок-музыки без каких-либо примесей. Они - те, благодаря кому от слова "рок-н-ролл" отвалилось слово "ролл" и остался только "рок" - тот самый, который мы все знаем, вся последующая история - это лишь стадии развития "рока". Это первый полноценный альбом их в 70-х, первая полноценная зрелая работа после десятилетия поисков себя, метаний из блюзов в другие жанры, после ослеплявших музыкантов звёздных периодов, после череды трагических событий, включая смерть Брайана Джонса и фестиваля в Альтамонте. Роллинги вступили в 70-е, получив массу уроков, став гораздо серьёзнее, став полностью сплочённым и единым организмом, бескомпромиссно работающим и выдающим только Великие Вещи. Ну и первым, где впервые масштабно раскрылся гитарист Мик Тэйлор, заслужив за один этот альбом место в когорте великих лидер-гитаристов.

Конечно же на этой работе роллинги уже были не совсем "чистыми". Начало десятилетия малость отложило отпечаток на звучании песен, на аранжировки, на уровень дисторшна на гитарах в том числе: снаружи было время хард-рока, и это единственная пластинка у роллингов, где и Кит Ричардс, и Мик Тэйлор максимально возможно выкрутили ручки "гэйна" на своих перегрузах-фуззах, отчего некоторые вещи на альбоме, как, к примеру, Bitch, можно смело назвать "хард-рокерскими" (ну, в рамках роллинговского саунда, конечно). Хотя, как ни крути, всё возвращается на свои места, когда вступает блюзовая соло-гитара Мика Тэйлора. В любом случае, это очередное подтверждение того, что роллинги идеально вписывались своей музыкой в любое музыкальное поколение и, при этом, не изменяли себе.

У Мика Тэйлора, возможно, выпал главный звёздный час на этой пластинке, ибо именно на ней концентрация самых мощных его соло-партий из, наверное, всего времени участия в группе. Безусловные два шедевральных соло в композициях Sway и Can't You Hear Me Knocking. Обе, к слову, тоже вполне себе "хардовые" по звучанию. В частности в первой Кит Ричардс вжарил один из самых своих тяжёлых риффов. Ну, опять-таки если судить по меркам "тяжести" гитары Ричардса. То есть, скажем компромиссно, "хард-блюзовая" вещь. Что касается второй песни, то это один из первых ярких примеров создания Китом мощных гитарных риффов на изобретённом им буквально за пару лет до этого альбома гитарном строе Open G ("открытая нота Соль" - на основе некоторых других гитарных наработок Кит Ричардс придумал в конце 60-х под себя специальный строй гитары на пяти струнах, убрав толстую верхнюю, при котором если ударять по открытым струнам без использования левой руки, получается аккорд G, то есть, "соль").

Самой пронзительной вещью с альбома и одним из ярчайших представителей роллинговского фирменного мелодизма, безусловно, является баллада Wild Horses, про которую очень часто говорят, будто текст был написан Джаггером про свою тогда уже бывшую жену Марианну Фэйтфулл, хотя сам Мик это отрицал обычно. Кит же не отрицал, что такая грустная мелодия пришла ему в голову не без "помощи" мыслей о некоей особе.

На самом деле всего год тогда прошёл после разрыва отношения Фэйтфулл с Джаггером. А сама Марианна, к слову, стала соавтором блюз-рок-песни Sister Morphine, которую изначально издала сама двумя годами ранее и за которую долго судилась с роллингами и добилась потом указания своего имени на обложке рядом с песней. Ни от кого не был секрет, что Джаггер с Ричардсом к тому моменту стали уже самыми настоящими бизнесменами в плане сохранения своих авторских прав на песни и могли одним движением пальца уничтожить тех, кто пытался посягнуть на их права и что-то там сказать про своё участие в песне. Под такое же давление в будущем попадёт и гитарист Мик Тэйлор... Считается, что песня I Got The Blues была как раз написана Джаггером с Ричардсом как реакция на разрыв отношений Мика с Марианной.

Первая вещь с альбома, один из лидеров по исполнению впоследствии на бис, тема Brown Sugar, была почти полностью написана Миком Джаггером. Впоследствии он делал большой акцент на то, что гитарный рифф был придуман именно им и что с тех пор он стал активнее заниматься гитарой и что-то на ней придумывать - мол, много риффов, которые приписывают Киту Ричардсу, по факту принадлежали Джаггеру.

Конечно, на альбоме не могло не обойтись без классического блюза - кавера на чернокожих ретро-блюзменов 30-40-х годов Фреда Макдауэлла и Преподобного Гари Дэвиса You Gotta Move, о своих "корнях" роллинги никогда не забывали.

Источник: m.media-amazon.com
Источник: m.media-amazon.com

Забавны скандалы, связанные с обложкой пластинки: изначально молния на джинсах расстёгивалась, но это портило пластинки, и её потом убрали. А в Испании, где был разгар националистического режима Франко, обложка альбома была запрещена, и пластинка выходила с другой картинкой.

Блюз, хард-блюз, хард-рок, рок-н-ролл... Да какая разница? Чем дальше альбом роллингов, тем сложнее оценить жанр, кроме разве что, каких-то отличительных особенности звучания в соответствии со временем. Это просто рок! И лучший рок! И точка! У меня была в детстве пластинка именно этого альбома, я помню, что заслушал её до дыр в своё время. И по закону жанра она для меня и осталась лучшей из всего студийного творчества роллингов. Ссылка на альбом целиком в конце статьи.

Другие статьи про The Rolling Stones:

5 июля 1969 г. The Rolling Stones устроили масштабный концерт в Гайд-парке, посвятив его погибшему Брайану Джонсу
История музыки/музыкальный календарь, заметки Питерского писателя и рок-музыканта5 июля 2023

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.