Найти тему

12 мая 1972 г. вышел альбом The Rolling Stones "Exile on Main St."

Источник: upload.wikimedia.org
Источник: upload.wikimedia.org

жанр: блюз-рок, рок-н-ролл, соул, кантри-рок

главные композиции: Rip This Joint, Tumbling Dice, Sweet Virginia, Happy, All Down The Line, Shine A Light

Многими изданиями и критиками считается лучшим альбомом роллингов и вершиной их творчества. Я, конечно, не совсем разделяю это мнение, у меня этот альбом на втором месте среди студийников роллингов после Sticky Fingers и на третьем среди всех их альбомов (первое место незыблемо - концертник "Get Yer Ya Ya's Out"). Но такая логика вполне себе понятна: данная работа стала неким итогом работы группы за десять лет, её некоей кульминацией. На впервые двойном альбоме The Rolling Stones представили миру полностью и окончательно сформировавшийся свой собственный стиль, своё собственное звучание, которое было уже их брендом, ни один из музыкантов более не изменял кардинально настроек на своём инструменте и не экспериментировал. Именно в таком звучании группа осталась уже фактически на веки вечные. А жанры, в которых звучали на альбоме песни, уже не воспринимались как какие-то старые ретро-жанры. И кантри-рок, и блюз-рок на альбоме были уже не кантри-роком и блюз-роком, это был "жанр Роллинг Стоунз".

Получившаяся некая смесь сугубо американских жанров: кантри-рока, блюз-рока, даже соула и немного добавленного "реднековского" южного рока дала понять, что роллинги оставались самой американской группой Британии и несли в своей основе музыки наследство истоков всей рок-музыки. А откуда истоки шли? Верно, из США. Как из белой среды кантри, так и из чёрной "дельта"-блюз-среды. Роллинги будто чётко подтвердили, что когда-то все эти изначальные истоки они спасли, сохранили, не дали о них забыть никому и будут в любое время о них напоминать миру.

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Первый же рифф Rocks Off даёт понять, что Кит Ричардс сбавил перегруз на гитаре с момента записи Sticky Fingers, где ощущалось небольшое влияние популярности хард-рока "за дверью" студии роллингов. Rip This Joint даёт нам понять, что на самом деле это всё в своей основе тот же самый рок-н-ролл, а The Rolling Stones - "величайшая рок-н-рольная группа всех времён". Shake Your Hips, кавер на старого афроамериканского блюзмена Слипа Харпо, подтверждает, что роллинги не забывают своих корней, и что фундаментом их музыки всегда будет старый добрый блюз-рок и ритм-н-блюз. Такой ретро-жанр, как буги, представлен в буги-рок-песне Casino Boogie.

Главная бомба с альбома, неотъемлемая часть всех последующих концертов роллингов - Tumbling Dice, истинный классический соул 60-х-начала 70-х в сугубо роллинговской интерпретации, с их мелодикой, но неотъемлемой афроамериканской составляющей - почти госпел-хором. На концертах, конечно, этого хора всегда явно не доставало.

Источник: tunnel.ru
Источник: tunnel.ru

Развязная такая, деревенская кантри-рок-акустическая Sweet Virginia отправляет нас с роллингами в далёкую глубинку южных штатов, сугубо белую и с расовыми предрассудками. Так вообще послушать альбом: резкий контраст от жёстко "чёрных" жанров к жёстко "белым" и расовым.

Все песни уж не буду тут раскладывать по полочкам, отмечу ещё несколько самых, на мой взгляд, важных. Конечно же, Happy - безусловно, лучшая тема роллингов в их истории с центральным вокалом Кита Ричардса. Его апогей фронтменства, так скажем. В этой песне Ричардс полностью весь, как он есть: в мелодии, в гитарном риффе, в своём ещё пока несильном хрипе.

Источник: images.wolfgangsvault.com
Источник: images.wolfgangsvault.com

Ventilator Blues - вроде как единственная тема, где отмечено авторство Мика Тэйлора. Вообще на всём альбоме Тэйлор не выделяется так чётко и явно, как не предыдущем альбоме, Sticky Fingers. Здесь его, конечно, тоже очень много, но его соло и партии все будто растворяются в едином общем звучании песен. Возможно, в этом ещё плюс альбома - в сильном едином звуке.

Но моя самая любимая тема с пластинки и её, считаю, кульминация - Shine A Light. Воздушный соул-госпел от роллингов с неземной мелодией и прям взмывающим в небеса звуком госпел-хора. Самое интересное, несмотря на то, что Ричардс, само собой, приложил руку к созданию песни, в инструментальном смысле он тут фактически никакой роли не играл: вся композиция строится на электропиано и органе от Билли Престона и на полностью записанной Миком Тэйлором бас-гитарной партии. А его же его соло на гитаре тут - одно из величайших в истории рок-музыки.

Источник: live.staticflickr.com
Источник: live.staticflickr.com

Вообще в записи альбома участвовала армада музыкантов, которые очень часто помогали роллингам как в студии, так и на концертах: что шестой роллинг Йэн Стюарт, что Билли Престон, что пианист Ники Хопкинс, что саксофонист Бобби Киз, что женский госпел-хор и многие другие.

В поддержку альбома было, как всегда, устроено мощное турне, по которому был в своё время издан концертный DVD, а потом и Блюрэй под названием "Ladies And Gentlemen". И это концертное видео я считаю самым лучшим и мощным в истории музыки. Вот во всём роллинги были всегда лучшими, честное слово. Я и все видео сюда к статье прикрепил именно с этого концертного видео.

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Другие статьи про The Rolling Stones:

5 июля 1969 г. The Rolling Stones устроили масштабный концерт в Гайд-парке, посвятив его погибшему Брайану Джонсу
История музыки/музыкальный календарь, заметки Питерского писателя и рок-музыканта5 июля 2023

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.