Карта Иордана - это <мое> преувеличение. Готский историк VI века нашей эры карт не рисовал. Он написал трактат "О происхождении и деяниях готов", который еще называют "Гетика", в котором содержится описание народов Восточной Европы. Труд Иордана похож на современные путеводители. Такой жанр латинской христианской литературы называли итинерарий от лат. iter - путь, поездка, дорога.
Итинерарием Иордана, в сопоставлении с другими письменными, а также археологическими источниками, историки пользуются и по сей день. Свой труд Иордан закончил в 551 году, т.е. в середине I тыс. н.э.
Какие народы раннего средневековья размещены на, условно говоря, карте Иордана?
1. Славяне. Собственно "славяне" у Иордана не фигурируют, но упоминаются три группы: венеты, анты и склавины, которые историки связывают со славянами: "Начиная от места рождения реки Вистулы <Вислы>, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами".
В описании Иордана венеты многочисленны, "расположились на безмерных пространствах", а склавины и анты - это, очевидно, две разновидности племени венетов.
Кто такие АНТЫ? Славяне или не славяне?
Готский историк VI века Иордан упоминает три группы славян: венеты, анты и склавины. Склавины и анты представляются как две разновидности племени венетов.
Сказанное подтверждается в другом отрывке того же автора: "После поражения [германского племени] герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения — именно при перечислении племен, — происходят из одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха".
Оставим готу Иордану его оценку воинских достоинств славян (мне лично эта тема не интересна), интересно замечание о том, что те самые венеты "происходят из одного корня" и "известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов".
Из отрывка следует, что во времена Иордана славян еще не называли славянами, три группировки славян представлены у него как равноправные, и в то же время все они назывались античными авторами венетами / венедами. Предположительно, название венеды одно время являлось этнонимом всех славян, о чем свидетельствует, например, связь названий венетов и вятичей.
Это мы, ВЯТИЧИ. Ваши предки-славяне
Большинство современных историков связывает: венедов - с западными славянами, склавен - с южными, а анты - это восточные славяне. Расселялись они, по Иордану и археологическим источникам: венеды - вдоль побережья Балтийского моря, склавины - в районе Вислы до Днестра, анты занимали территорию между Днестром и Днепром и имели выход к Черному морю.
2. Готы и королевство Германариха. О том, как на рубеже V-VI веков в Италии образовалось королевство остготов, я уже рассказывала (здесь). А оказывается, задолго до этого времени в Восточное Европе на территории локализации черняховской археологической культуры существовала еще одна держава остготов - королевство Германариха / Эрманариха:
Как видим, владения огромны. В то же время точные размеры королевства ученым неизвестны. Границы доходили (якобы) до Волги и Урала, что, конечно же, весьма спорно; возможно, имела место попытка поставить под свой контроль торговые пути.
Германарих был одним из "варварских королей" из династии Амалов. Особенность в том, что его королевство существовало в в IV веке, задолго до падения Западной Римской империи в 476 году.
Германарих властвовал над чудью (об этом ниже), мерей, мордвой, мещерой и другими финно-угорскими племенами, воевал и покорил, как мы уже видели, славян (венетов), разбил древнегерманское племя герулов, расселявшихся в то время на Нижнем Дону.
Иногда пишут, что владения Германариха простирались от Черного до Балтийского морей; трудно судить, так ли это было. Трудно также судить, покорил ли Германарих прибалтийских славян, в то время как попытка завоевания им Прибалтики Иорданом упоминается. Очевидно, после присоединения финно-угорских волжских народов под властью этого остготского короля оказались и балтийские эсты: "Умом своим и доблестью он подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана. Он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии, как над собственностью".
Королевство Германариха существовало в Северном Причерноморье в IV веке и занимало территорию от Черного до Балтийского морей. В то же время точные размеры королевства ученым неизвестны.
Иордан называл Германариха "благороднейшим из Амалов" и сравнивал его с самим Александром Македонским!
3. Славяне, готы, гунны после гибели остготского королевства. Если во "время Бусово" (т.е. в IV в.) славяне и не были приучены к военному делу и их относительно легко победил король остготов Германарих (разбил их войско и включил в союз подчиненных ему племен), то в VI в., когда историю готов писал Иордан, славяне уже представляли силу (как свидетельствует он сам) и совершали нападения на Восточную Римскую империю (Византию).
Однако же королевство Германариха разгромили не славяне. Эта "честь" принадлежала гуннам, дело было в 370-е гг., о чем оставил свидетельство не только Иордан, но и современник Германариха, древнеримский писатель IV века Аммиан Марцеллин. - то ли опасность со стороны гуннов ввергла короля в глубокое отчаяние, то ли король остготов добровольно принес себя в жертву, когда терпел поражение от гуннов, но 110-летний король около 375 года совершил самоубийство.
Королевство Германариха разгромили гунны в 370-е гг.
Ну, а после смерти Германариха большинство остготов подчинилось гуннам, оставшиеся в меньшинстве еще около года продолжали сопротивляться, после чего одни остготы были порабощены, а другие ушли.
Гунны тоже не сидели на месте. По мере отхода гуннов далее, на запад, в VII-VIII вв. на освободившихся пространствах и начали расселяться по Дунаю - склавины, по Днепру - анты, а венеты \ венеды...
Венеды (чаще так) упоминаются теперь в редких источниках для обозначения славян в целом. Так, в хронике Фредегара VII века читаем: "Славяне <Sclavos>, которые известны как венеды <Winedos>". Алкуин, англосаксонский писатель VIII в., в письме 790 года сообщал: "Но в прошедшем году король с войском устремился на славян (Sclavos), которых мы называем вионудами (Vionudos)…".
В VII-VIII вв. венеды упоминаются в редких источниках для обозначения славян в целом.
Но вернемся к карте. Кто еще жил на территории Восточной Европы середине I тысячелетия?
4. Финно-угорские народы. Это известные нам по "Повести временных лет" чудь, меря, весь, и др. Из них Иордан называет:
Vas - это весь древнерусских летописный, предки современных вепсов. Расселялась весь, по Иордану, в юго-восточном Приладожье (он пишет: in Aunxis - т.е. в Аунксах, это район города Олонца). Весь говорила, вероятно, на исчезнувшем ныне южном саамском диалекте;
Merens - меря, меряне, часто упоминаемые в письменных источниках. Автор помещает мерю in Abroncas - в Абронках, местоположение которых вызывает споры. Меряне расселялись в Волго-Клязьминском междуречье, на территории современных Ивановской, Владимирской, Ярославской, Костромской и западной части Нижегородской областей и оставили нам на память таки топонимы, как озеро Неро, реки Нерга и Нерль (меря иногда произносили как неря). А Абронки, по предположению В.В. Напольских - это "регион, где двигавшиеся от Балтики через Приладожье на Волгу ... готы должны были впервые столкнуться с носителями этого самоназвания. Судя по ареалу мерянской топонимии,.. таким местом могло быть нижнее течение Мологи и Шексны, район северной излучины Волги, находящийся сегодня под водами Рыбинского водохранилища. Именно здесь, в северном Пошехонье, на левом берегу нижней Шексны, находилась, согласно русским документам XVI в., белозерская волость Арбужевесь", а "топоним (*Арбуж), скорее всего, принадлежит ареалу мерянских названий на -буж/-бож" / https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/79831/1/vopon_2018_1_003.pdf .
Этноним Merens (в передаче Иордана с готским суффиксом) имеет без сомнения общее происхождение с самоназванием марийцев - mari - и восходит к иранскому *marya - юноша, молодой воин. В России марийцев назвали тюркским названием черемисы, что является калькой с иранского: тюрк. *čer - войско;
Mordens - здесь явно прочитывается та же основа, что и в слове мордва. Так русские зовут мокшан и эрзян: этот народ четко разделяется на два субэтноса. Предположения о значении названия разные, но исследователи сходятся в том, что оно восходят к какому-то иранскому деривату, "близкому к перс. mard" (Фасмер; Напольских). Ср.: арийск. *marta- > др.-инд. márta-, авест. marкta- - человек; *mr̥ta- - смерть, т. е., получается, др.-иран. *martiya- - смертный. Отсюда выводят и персидское mard - мужчина, человек. Это арийское слово впоследствии было заимствовано в финно-угорские языки: ср. коми mort, удм. murt - человек, мокш., эрз. ḿiŕDe - муж, мужчина.
Есть и совсем уж экзотическая версия: Mordens - это иранский этноним *mordi - убийцы. Так,Т. фон Гринбергер выводил древнерусские названия мери и мордвы из готского и объяснял Merens Mordens как гот. *merjans maurþrjans - славные разбойники / версия учеными не поддерживается. А вот иранский компонент дает возможность предположить о переселении ираноязычной группы во II–III вв. в Среднее Поволжье из Зауралья и ее последующей ассимиляции финно-уграми.
Mordens локализуются Иорданом в неких Мискарах: Mordens in Miscar-, что безусловно связывается исследователями с др.-рус. Мещера. Вновь обратимся к статье В.В. Напольских: "Древнерусское Мещера, и тем более Miscar- ... не связаны с воспетым К. Г. Паустовским Мещерским краем в левобережье Оки и его очень гипотетическим древним финно-угорским населением — это, видимо, результат достаточно позднего переноса названия. Исторически Мещерой в русских источниках вплоть до XIX в. именовалась территория в правобережье Оки, между нею и Сурой, прежде всего в бассейне нижней Цны и Мокши, на стыке Рязанской (Кадомский район) и Пензенской (Земетчинский район) областей [Яковлева, 1999, 40–43]. Там же (города Касимов, Кадом, Шацк, Темников) следует помещать и Мещерские волости XV–XVI вв., область Касимовского ханства, где сформировалась группа татар, назвавших себя по этой территории мишарями (тат. мишəр < Мещера) ... Следовательно, Mordens in Miscaris локализуются в районах позднейшего расселения мокши и эрзи, где предки этих народов обитали как минимум с середины I тыс. н. э." / https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/79831/1/vopon_2018_1_003.pdf .
Из финно-угорских народов у Иордана упоминаются весь, меря, мордва, эсты.
У Иордана встречается еще наименование thiudos, в котором нередко видят чудь. Дословно: "thiudos: in Aunxis Vas, in Abroncas Merens, Mordens in Miscaris, Rogas stadjans at Thual, Nauezo, Bubegenas, Gotthos".
Из цитаты видно, что thiudos не связано не связано в тексте с последующим перечислением, а, напротив, представляет обобщение. В этом отношении логично предположить, что thiudos - это гот. þiudos - народы, причем в той же форме (Acc. Pl.), что и Merens, и Mordens. Вот что Иордан написал: "...народы: в Аунксах - Vas, в Абронках - Merens, Mordens в Мискарах, жителей берегов Волги до туалов, навезо, бубегеев, готов". Чудью словене-новгородцы называли финно-угорские племена, непонятные и в этом значении чудные, чужие им по вере, языку, обычаям и образу жизни, за что их и прозвали чудью. Готская версия лишь подтверждает и отодвигает по времени вглубь истории происхождения этнонима "чудь", указывает на его место рождения, в наибольшей степени связанное с прибалтийско-финским населением. В т.наз. "Списке народов Германариха", приводимом Иорданом, нет ни чуди, ни перми, ни черемисов, называемых Начальной летописью:
В приводимом Иорданом "Списке народов Германариха"нет ни чуди, ни перми, ни черемисов, называемых Начальной летописью.
В VII-VIII вв. лингвистическая и этническая карта Восточной Европы значительно изменилась. В IX в. территорию будущего Древнерусского государства заселили восточнославянские племена: поляне, дреговичи, северяне, радимичи, уличи, древляне, волыняне, бужане, дулебы, тиверцы, белые хорваты, вятичи, кривичи, полочане , словене.
В VII-VIII вв. лингвистическая и этническая карта Восточной Европы значительно изменилась.
А где же те народы, которые занимали когда-то бóльшую территорию будущей Древней Руси? - они были вытеснены славянами. Меря, мещера, мордва стали восточными соседями славян, весь ушла на север, к Белому и Балтийскому моря, на земли современных Финляндии и Карелии, и ее центр теперь располагался в Белоозере. А чудь - на то она и чудь, чтобы чудить. "Ушла под землю", - гласит легенда. Читайте об этом:
Чудный народ ЧУДЬ, хотя это уже совсем другая история.