Князь этот известный. Его так и называют - князь-оборотень. Всеслав Брячиславич, княжил в Полоцке с 1044 г.
Почему "оборотень"? В кого он оборачивался?
Рождение необычного ребенка заметил автор ПВЛ: "В год 6552 (1044) ... умер Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава, и Всеслав, сын его, сел на столе его, мать же родила его от волxвования. Когда мать родила его, на голове его оказалось язвено <болячка, нарост, родимое пятно>, и сказали волхвы матери его: "Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти". И носит его на себе Всеслав и до сего дня; оттого и не милостив на кровопролитие [сего ради немилостив есть на кровьпролитье]"; последняя фраза приводит исследователей к мысли, что этот фрагмент летописи был написан при жизни Всеслава.
"Язвено" могло быть не только родимым пятном или болячкой, есть версия, что Всеслав, что называется, "в сорочке" родился и всю жизнь носил на себе часть плаценты в качестве амулета. В любом случае, князь родился с "меткой".
"...мать же родила его от волxвования", - пишет ПВЛ о князе Всеславе Брячиславиче.
...А еще богатырем на Руси его считали, и воином Всеслав являлся удачливым. Сын Брячислава Изяславича, полоцкому князю Рогволоду он приходился праправнуком, Владимиру Красное Солнышко и Рогнеде <Рогволодовне>, - правнуком, сыну Рогнеды князю Изяславу - внуком. Вот и соперничал всю свою жизнь со своими родственниками-князьями.
В этом качестве и застаем мы князя Всеслава в "Слове о полку Игореве". "Слово... " подтверждает славу Всеслава. В том месте, где рассказывается о захвате Всеславом Новгорода и битве на р. Немиге, показаны его дела как оборотня и колдуна:
"На седьмом веке Трояновом
бросил Всеслав жребий о девице ему любой.
Он лукавством оперся о коней,
и скочил ко граду Киеву,
и коснулся копьем златого стола киевского.
Скочил от них лютым зверем в полночи из Белагорода,
повитый синею мглой;
утром же, врубясь секирами, отворил врата Новагорода,
расшиб славу Ярослава,
скочил волком до Немиги с Дудуток.
На Немиге снопы стелют головами,
молотят цепами харалужными,
кладут жизнь на току,
веют душу от тела.
Немиги кровавые берега не добром были засеяны -
засеяны костьми русских сынов.
Всеслав-князь людей судил,
князьям города рядил,
а сам в ночи волком рыскал,
из Киева до света дорыскал Тмуторокани,
великому Хорсу волком путь перерыскал.
Ему в Полоцке позвонят к заутрени рано у святой
Софии в колокола,
а он в Киеве звон слышал.
Но хоть и вещая душа в дерзком теле была,
часто от бед страдал он". (перевод Георгия Шторма)
Как видим, и в волка-то Всеслав оборачивался, и звон-то колокольный, что в Полоцке раздавался, из Киева слышал, даже самому Хорсу (богу) "волком" путь пересекал. "Полоцкий волк".
Философ Мирча Элиаде отмечал, что в фольклоре ВСЕХ славянских народов есть верование в ликантропию (оборотничество), но связано оно скорее не с реальным животным, а с волком-воином и восходит к периоду славянского этноязыкового единства. Славянские народы, конечно же, в разной степени сохранили представления о волке-оборотне <подробнее об этом здесь>.
Так, внушавший ужас волкодлак-оборотень упоминался в Кормчей 1282 г.: он "гонит облака и изъедает луну".
Вот и автор "Слова..." подвиги князя Всеслава объясняет колдовством.
А свершить Всеславу удалось немало. В 1050-1060-е гг. он подчинил Полоцку северную группу дреговичей и построил в их землях город Менск (Минск). До этого на реке Менке существовал небольшой центр, где дреговичи отдавали дань; потом ту дань везли в Полоцк, что требовало сил, охраны. Вот и построил Всеслав крепость на р. Немиге 1063-1066 гг., переселил тех жителей старого центра да и назвал город Менск (Л.В. Алексеев, белорусский историк).
В том же 1066 году в Полоцке начали строить храм Святой Софии. Вообще-то до этого только две Софии было на Руси: в Киеве и Новгороде; третья была выстроена в Полоцке. О чем говорит факт? Полоцк находился на периферии Руси, там правили потомки Изяслава Владимировича, "сосланного" с матерью (Рогнедой) на "родину" за покушение Рогнеды на мужа. Тем не менее, полоцкие князья претендовали на большее и ставили Полоцк наряду с Киевом и Новгородом. А, собственно, почему бы и нет? Полоцк - город на Западной Двине, по которой проходил путь "из варяг в греки". Всеслав покорил некоторые балтские племена: ливов, земгалов, латгалов, куршей и дошел до устья Западной Двины (где крестоносцами в 1201 г. была основана крепость Рига).
Еще добавим, что Софийский собор в Полоцке - первый каменный храм на территории Беларуси, а Полоцкое княжество при Всеславе переживало свой расцвет. В княжестве в период его правления насчитывалось 17 городов.
"...сам в ночи волком рыскал ... великому Хорсу волком путь перерыскал", - пишет о Всеславе автор "Слова о полку Игореве".
Вернемся к "Слове о полку Игореве".
В "Слове..." говорится о битве на реке Немиге. Битве предшествовали два захвата князя Всеслава: в 1065 году - Пскова, а в 1067 году - Новгорода. Новгород в ходе этого похода был наполовину сожжен, множество новгородцев оказалось в плену, победители забрали ценности из новгородских соборов (а их немало было) и увезли в Полоцк. Даже колокола сняли со знаменитой новгородской Софии! Не исключено, что вещи из новгородских церквей были предназначены для нового собора (во всяком случае, версия такая есть).
Большинство исследователей считает эти два похода местью за события почти 100-летней давности - за взятие в 980 г. Полоцка князем Владимиром Святославичем, но, не исключено, это месть за другое деяние - за поход киевского князя Изяслава Ярославича на эстов и обложение их данью (Г.Н. Семенчук).
Полоцкие князья ставили Полоцк наряду с Киевом и Новгородом.
Ну, а потом удача изменила князю ("хоть и вещая душа в дерзком теле была, часто от бед страдал он"). Не напрасно, оказывается, вещий Боян "и прежде нас припевку мудрую изрек" и грозил Всеславу за его колдовские дела Божьим судом: "Ни хитру, ни удалу, ни по птицам гадателю суда божия не избегнуть".
В 1067 году, правда, Всеславу еще сопутствовала удача: пошел он на город Новогрудок да и взял его.
Наконец правившим в Киеве братьям Ярославичам (Изяслав, Святослав и Всеволод - наш древнерусский "триумвират") подвиги Всеслава изрядно надоели, и в том же 1067 г. они совместно выступили против него.
Братья пошли на Менск и, взяв город, разрушили его. Два войска - братьев Ярославичей и Всеслава - бились на реке Немиге ("Немиги кровавые берега не добром были засеяны - засеяны костьми русских сынов"). В этой битве Всеслав, увы, потерпел поражение, бежал и смог добраться до Полоцка. Ярославичи за ним не пошли: было что пограбить в окрестностях Менска. Месть так месть. Дружины Ярославичей, как говорили, в живых не оставили "ни челядина, ни скотины".
А через четыре месяца пригласили Всеслава на переговоры и даже крест целовали - что-де зла ему не сотворят. Ну так что же? Когда Всеслав и два его сына прибыли на место, Ярославичи вопреки клятве захватили их, привезли в Киев и посадили в поруб (тюрьму). Интересно отношение автора "Слова..." к Всеславу: хоть и осуждает его автор (и других князей) за междоусобицы, в эпизоде пленения князя Ярославичами явно прослеживается сочувствие к герою.
Все описанные события находят подтверждение в ПВЛ. Вот что сообщает нам с подробностями летопись: "В год 6575 (1067). Поднял рать в Полоцке Всеслав, сын Брячислава, и занял Новгород. Трое же Ярославичей, Изяслав, Святослав, Всеволод, собрав воинов, пошли на Всеслава в сильный мороз. И подошли к Минску, и минчане затворились в городе. Братья же эти взяли Минск и перебили всех мужей, а жен и детей захватили в плен и пошли к Немиге, и Всеслав пошел против них. И встретились противники на Немиге месяца марта в 3-й день; и был снег велик, и пошли друг на друга. И была сеча жестокая, и многие пали в ней, и одолели Изяслав, Святослав, Всеволод, Всеслав же бежал. Затем месяца июля в 10-й день Изяслав, Святослав и Всеволод, поцеловав крест честной Всеславу, сказали ему: "Приди к нам, не сотворим тебе зла". Он же, надеясь на их крестоцелование, переехал к ним в ладье через Днепр. Когда же Изяслав первым вошел в шатер, схватили тут Всеслава, на Рши <Орше> у Смоленска, преступив крестоцелование. Изяслав же, приведя Всеслава в Киев, посадил его в темницу с двумя сыновьями".
Впрочем, кое-что, о чем говорится в "Слове...", в летописях не подтверждается, в частности, строки о том, что Всеслав ходил в Тмутаракань; ну да ладно. Гораздо важнее то, что произошло в Киеве.
Всеслав просидел в "порубе" больше года (ок. 14 мес.). А в 1068 году напали половцы и нанесли Ярославичам тяжелое поражение на реке Альте.
1068 год известен и как восстание киевлян: те обвиняли в поражении княжеских воевод и потребовали лошадей и оружие, чтобы идти сражаться с половцами. А также киевляне потребовали освободить Всеслава, чтобы именно он возглавил их поход против половцев, - т.к., — как они считала, князь Всеслав был более искусен в военном деле, чем Ярославичи. Итак, народ требовал, а князья отказывали; так вот и вспыхнуло 15 сентября 1068 года то восстание. В результате киевляне освободили Всеслава, а князь Изяслав срочно бежал в Польшу.
Так на короткое время - с 1068 по 1069 гг., а реально ровно 7 месяцев - Всеслав был Великим князем Киевским и сидел на великокняжеском престоле. Историки отмечают - это единственный случай, когда великий стол был занят представителем "полоцкой" ветви (хотя ведь тоже Рюриковичи).
В это же время дружинами Святослава Черниговского были разбиты половцы. В этой связи вспомним тот странный поход из "Слова о полку..." - "дорыскивание" Всеслава до Тмутаракани. "Уж не разбили ли половцев князь Всеслав и та самая "дружина наша", которую киевляне требовали выпустить на волю? Ведь историю пишут победители, а летописцы не скрывали, что симпатизируют Ярославичам. А не всяким там полоцким оборотням сомнительного вероисповедания" (мнение А. Костенкова
https://warhead.su/2018/06/16/koldovstvo-i-geopolitika-misticheskie-zavoevaniya-knyazya-vseslava-polotskogo)
Чем все закончилось? Когда Всеслав узнал, что Изяслав возвращается и ведет с собой польское войско, Всеслав выступил было против него с киевлянами, но вскоре счел благоразумным ретироваться. Увы, ночью он бросил войско киевлян у Белгорода <городище недалеко от Киева, Белгород-Киевский его еще называют> и тайно бежал. Киевляне, увидев наутро, что остались без предводителя, отступили (а что им оставалось делать?).
Ну, а князь Всеслав Брячиславич еще долго княжил в Полоцке - 57 лет! - до самой своей смерти в 1101 г.
Несмотря на "киевский" эпизод, слава о полоцком князе Всеславе осталась хорошая. В образе богатыря Волхва Всеславича он предстает в былинах. Так, в былине "Вольхв Всеславьевич" сохраняется общая канва изложенного в ПВЛ и "Слове о полку Игореве": восставшие горожане освобождают Вольхва из темницы, а сражается былинный герой с половецким ханом Шаруканом, правда, как в былинном творчестве бывает, его враг почему-то не Изяслав, а "князь Владимир".
Сохраняется и мотив оборотничества героя. Поговаривали, что Всеслав понимает язык зверей и птиц. К слову, отечественные исследователи Вс.В. Иванов и В.Н. Топоров возводили культ волка-оборотня к Волху Всеславьевичу русских былин.
Отечественные исследователи Вс.В. Иванов и В.Н. Топоров возводили культ волка-оборотня к Волху Всеславьевичу русских былин.
Есть и такое объяснение этим легендам: князь Всеслав, возможно, не принял (или не до конца принял) христианство и оставался язычником. Не забудем также, что на Руси долго удерживалось двоеверие. Но такое предположение идет вразрез с деятельностью князя, который строил церкви...