Вятичи - одно из восточнославянских племен, упоминаемых в "Повести временных лет". Всего летопись называет 15 таких племен: поляне, дреговичи, северяне, радимичи, уличи, древляне, волыняне, бужане, дулебы, тиверцы, белые хорваты, вятичи, кривичи, полочане и словене.
Как восточнославянский племенной союз вятичи известны с VIII века. Территорию их расселения легко проследить благодаря распространению характерных для вятичей семилопастных височных колец - это бассейн Оки:
В бассейне Оки вятичи известны с VIII века.
На севере вятичи соседствовали с голядью - балтоязычным племенем, расселявшимся в верховьях левого притока Оки Протвы, да и сами имели значительный балтский субстрат: их появлению в верхнеокском бассейне предшествовала относящаяся к местному балтскому населению мощинская археологическая культура. Ученый, археолог Т.Н. Никольская, проводившая здесь многочисленные археологические исследования, убедительно доказала (и с ней согласно большинство исследователей), что верхнеокская культура близка к культуре древних балтов, а не финно-угорского населения ("Культура племён бассейна Верхней Оки в I тысячелетии нашей эры". Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1959; и др.). Особенно активно продвижение вятичей на северо-восток вдоль долин Оки, а затем Москвы-реки происходило в IX-X вв., к началу же XI века вятичи полностью занимали бассейн Оки. К XI-XII векам завершился и процесс ассимиляции вятичами местных племен, его наибольшую интенсивность отмечают в верховьях Оки до впадения в нее реки Угры. Освоили вятичи и большую часть (будущей) Рязанской земли, а вот на нижней Оке они не являлись преобладающим славянским населением. На юго-западе вятичи соседствовали с северянами, чуть выше - с радимичами, а дальше, на западе и преимущественно на северо-западе, преобладали кривичи.
Субстратом для вятичей послужила относящаяся к местному балтскому населению мощинская археологическая культура.
"Их <вятичей> появление, ассимиляция, субстрат..." А сами-то они откуда?
Согласно "Повести временных лет", от... ляхов, т.е западных славян. "Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты".
Как видим, название племени ПВЛ связывает с родоначальником вятичей по имени Вятко (сокр. от Вячеслава, обратите внимание на это обстоятельство, оно понадобится нам дальше), который был "от рода ляхов". Сейчас эта версия признана народно-этимологической, а выведение названия племени от имени его прародителя вообще характерно для средневековой книжной традиции. Философы, исследователи мифа знают такую теорию толкования мифов, в соответствии с которой мифология / религия возникают из культа умерших предков. Любой мифологический герой, таким образом - это некая реальная личность, обстоятельства жизни и деяния которой обросли невероятными, нередко фантастическими подробностями. Однако же у ученых есть сторонники версии происхождения этнонима вятичи от Вятко - в частности, ее продвигал известный филолог-славист О.Н. Трубачёв (Трубачёв О.Н. Из истории и лингвистической географии восточнославянского освоения // Вопросы языкознания. 2000. № 5. С. 4-27).
Согласно "Повести временных лет", вятичи происходят "от рода ляхов".
Есть и другие гипотезы происхождения этнонима вятичи. Его выводят из праславянского *vet, что, в свою очередь, восходит к и.-е. корню *ven-t - мокрый, влажный.
В настоящее время ученые в большинстве склоняются к версии о том, что название *vętitji (вятичи) восходит к праславянскому корню *vęt, что значит большой. К тому же др.-рус. вѧче означает больше, и к этому же корню восходит имя Вячеслав - Большой славой, а также название реки - Вятка - большая <река> (Николаев С.Л. Следы особенностей восточнославянских племенных диалектов в современных великорусских говорах. Верхневолжские (тверские) кривичи // Славяноведение. 2011. № 6. С. 3-19; и др.).
В этой связи этноним вятичи сопоставляют с другими племенными названиями - с венедами (венетами) и даже вандалами.
О венедах я уже однажды писала в связи с антами:
Кто такие АНТЫ? Славяне или не славяне?
И венеды, и древнегерманский союз племен вандалы, наряду с вятичами, - родственные названия. Они восходят к индоевропейскому корню *wenət-, *wonət- - большой (отсюда и *vęt), а название принадлежало, по-видимому, первоначально одной из западно-индоевропейских групп.
Этноним вятичи сопоставляют с венедами (венетами) и даже вандалами.
Известно, как шло расселение вятичей: с территории Днепровского левобережья и (даже) с верховьев Днестра, где, как мы помним, расселялись когда-то дулебы.
Вятичи упоминаются не только в ПВЛ. В арабо-персидских источниках можно найти упоминания о некоей стране Вантит: "И на крайних пределах славянских есть мадина <т.е.: город; или город подвластной территорией; округа>, называемая Вантит", - сообщает нам персидский автор XI века Гардизи. В-н-н-тит упоминается и в более раннем, второй половины X века, письме хазарского царя Иосифа сановнику Кордовского халифа Хасдаю ибн Шапруту. Страны Вантит фигурирует даже в текстах скандинавского летописца XII века Снорре Стурлусона!
Но при этом, как и другим племенам Волго-Окского междуречья, вплоть до X века вятичам приходилось выплачивать дань хазарам, о чем сообщает та же "Повесть временных лет" ("Козаромъ по щьлягу <по серебряной монете> от рала <от сохи> даемъ"). Однако же, как данники хазар, вятичи могли беспошлинно торговать по Волге, что и делали, и о чем свидетельствуют находки монет и кладов на их территории.
Во всем остальном вятичи жили так же, как и другие славянские племена, управление осуществляло вече, в походах предводительствовали князья. Известные городища вятичей: Старая Рязань; Тагинское городище - в современной Орловской области; раскопано городище на территории Кремля в Москве, в связи с чем некоторые историки считают вятичей предками современных москвичей... О том, что города на земле вятичей возникали до образования Древнерусского государства, говорит та же летопись: они перечисляются в летописном рассказе об усобицах XII века. По мнению академика Б.А. Рыбакова, главным городом вятичей был Корьдно (Кордно), отождествляемый ныне с селом Корное Калужской области.
Особенностью вятичей считалось их чрезвычайное свободолюбие. Так, на момент объединения князем Олегом Киева и Новгорода и образования Древнерусского государства (принятая дата - 882 год) вятичи в его состав не вошли. - в отличии от полян, кривичей, словен, радимичей, дреговичей, северян и древлян. Киевским князьям аж четырежды пришлось захватывать их. А уж сколько раз вятичи поднимали восстания!
Первый раз они были подчинены киевскому князю Святославу Игоревичу в ходе его походов в 964-966 / 968-969 годах - как оказалось, временно. Тогда же князь Святослав наложил на вятичей дань:
На момент объединения князем Олегом Киева и Новгорода и образования Древнерусского государства вятичи в его состав не вошли.
Потом с ними воевал Владимир Святославович, тоже наложил дань. А хоть и платили вятичи Киеву дань, но в любой момент, получается, готовы были восстать. Так было в 1082 году, когда вождь (или местный князь) Ходота отказался платить дань киевскому князю, коим был тогда Владимир Мономах. Первая попытка со стороны Мономаха подавить восстание оказалась неудачной, и только на следующий год Ходота был Мономахом побежден. С тех пор вятичи вроде бы не бунтовали, но сам факт существования племенного вождя (князя) говорит о том, что до конца XI века сохраняли определенную независимость.
Со временем земли вятичей вошли-таки в состав различных древнерусских княжеств: Черниговского, Ростово-Суздальского, Рязанского. Последний раз вятичи упоминаются в ПВЛ в 1197 году. А археологи свидетельствуют, что наследие вятичей прослеживается вплоть до XVII века.
До конца XI века вятичи сохраняли определенную независимость.
Еще одна особенность вятичей: их племена ну о-очень долго придерживались языческих верований.
Языческие корни ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Так, в XI веке в Суздальской земле произошло несколько народных восстаний, известных как восстания волхвов, в XII веке вятичами был убит христианский миссионер Кукша Печерский, а в неприветливой Залесской Руси (Ростово-Суздальской земле) получал "стол" самый младший сын киевского князя. Одна из причин - сохранение язычества среди населения.
Еще одной особенностью вятичей являлось сохранение язычества среди населения.
Осталось выяснить: как они выглядели, вятичи?
Ну, вот как-то так:
Или так:
А вообще-то ученые выделяют 6 локальных групп вятичей. Несомненно одно - антропологически вятичи "располагаются в пределах европеоидных величин" (Т.И. Алексеев, антрополог). Наиболее типичными для вятичей считаются черты, присущие средневековому населению междуречья Москвы и Клязьмы, хотя вот известный антрополог В.В. Бунак относил большинство вятичей к северопонтийскому типу.