О чуди сохранилось больше легенд, чем фактов. В Древней Руси чудью называли соседние финно-угорские племена, жившие на северо-западе и северо-востоке, от Балтийского моря вплоть до Уральских гор. Готский историк VI века Иордан в книге "О происхождении и деяниях гетов" оставил упоминание о том, что король остготов Германарих покорял некий народ тиудь (чудь?), а жили в той стране также vas - весь, merens - меря и mordens - мордва. В подтверждение тому археологи в вятской земле находят готские захоронения IV-V вв.
На Руси различали чудь белоглазую и чудь заволочскую. Первая расселялась в Прибалтике и была близка эстам, а вторая жила в т.наз. Заволочье. Заволочьем называли область в бассейне рек Северной Двины и Онеги; "волок" - это переволока между реками, когда ладьи вытаскивали на берег и "волокли" к другой реке. Северодвинский волок связывал Онежское озеро с Белоозером и р. Шексной.
Чудь неоднократно упоминается в "Повести временных лет".
В записи под 859 (6367-м по старому летоисчислению) годом читаем: "Варяги из заморья взимали дань с чуди , и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма ".
Также, как и славянские племена, чудь страдала от варягов и входила в союз славянских и финно-угорских племен, образованный для отпора заморским гостям.
Чудь упоминается и в летописном рассказе о призвании варягов: " В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды ... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами..." . Правда, русский историк C.М. Соловьев не считал упомянутую в данном отрывке чудь отдельным племенем... По его мнению, чудь в рассказе ПВЛ - это не чудь, а соседнее племя водь, вошедшее потом в Новгородскую пятину (земли Новгорода). У него были свои аргументы, вот один из них: в XIX веке в Нарвском уезде проживали потомки води, а называли их чудь. Вот и современными учеными чудь считается собирательным названием для народностей прибалтийско-финской группы: это водь, весь, сумь, емь, ижоры, эсты. В этом смысле чудь можно считать суперэтносом.
Современными учеными чудь считается собирательным названием для народностей прибалтийско-финской группы, таких, как водь, весь, сумь, емь, ижоры, эсты.
Вернемся к Нестору и "Повести временных лет". О чуди говорится в рассказе о захвате князем Олегом Киева в 882 году и убийстве Аскольда и Дира: "Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир ...<дальше довольно длинный летописный рассказ> ... И сел Олег, княжа, в Киеве ...".
Продолжая читать ПВЛ, узнаем, что чуди не было в числе данников Олега: "Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери..." - в то время как другое финно-угорское племя, меря, платило Олегу дань. Известно также, что в Киеве при Владимире Святославовиче появился "Чудин двор", куда князь переселял чудскую знать.
Дальше мы находим в ПВЛ чудь в связи с событиями XI века. В 1030 году "пошел Ярослав <Мудрый> на чудь, и победил их, и поставил город Юрьев". Юрьев (ныне город Тарту) получил христианское имя князя Ярослава Мудрого - Георгий (Гюргий, Юрий); город Георгия.
В 1030 году князь Ярослав Мудрый победил "белоглазую чудь" и поставил в их землях город Юрьев (Тарту).
В 1224 году Юрьев был захвачен немецким Орденом меченосцев. За упорное сопротивление все его защитники, "чудь и славяне", а также князь Вячко (Вячеслав) были убиты: "Того же лета убиша князя Вячка немци в Гюргеве, а город взяша" (Новгородская первая летопись). Город был назван немцами "Дерпт" и надолго остался в Ливонии (территория, занятая Ливонским орденом, отделением Тевтонского ордена. Сейчас это современные Латвия и Эстония).
Нахождение в Ливонии, впрочем, не помешало торговым отношениям Юрьева с Новгородом; оба города входили в Ганзейский союз, и в Новгороде была Чудинцева улица, где жила знать из чуди (как в Киеве Чудин двор).
Чудь белоглазая, как и водь, вошла в состав населения Новгорода, причем составляла немалую его часть, как и в образованной новгородцами в 1181 году Вятке (современный Киров). А вот о чуди заволочской ничего определенного сказать нельзя, ее этническая принадлежность и по сей день вызывает вопросы. Когда новгородцы спускались по реке Чепец к Вятке, они там встретили наряду с остяками какую-то "чудь". Финно-угорские народы Урала долго хранили предания о жившей здесь когда-то чуди. На Урале чудь оставила топонимы с корнем -кар- со значением город , городище . Топонимы: Кайгородок, Кудымкар, Майкар и др. - чудского происхождения.
Владимир Даль нашел в севернорусских говорах значение чудый, чудак как странный, непонятный; чужой. Чудачить в словаре Даля - значит идти против обычая людей русских. Получается, чудь - это чужой, непонятный; заметим, чудь долго сохраняла языческие верования и обычаи. Чуждым и непонятным показался этот народ новгородцам...
О пребывании чуди в Прибалтике, на Европейском Севере, в Приуралье говорит топонимика. Чудское озеро на Псковщине нам хорошо известно:
В Архангельской области есть озеро Чудопицкое, в Коми АССР - озеро Чуддинты, есть река Чудь, а уж сколько можно найти чудских пещер, могильников и городков по всей указанной территории! Например, Чудья пещера в Удмуртии, Чудское городище и Чудской берег в Кировской области, и др. Памятники разнородные и оставлены в разные эпохи - от неолита до средневековья - разными этническими группами, но молва их прочно связывает с исчезнувшей чудью.
А потом чудь исчезла. Ушла под землю...
Чудь исчезла. Самое интересное, что легенды, связанные с уходом / исчезновением чуди, существуют у разных народов и в разных вариациях, но сходны в одном: чудь... ушла под землю.
Приведем эту легенду в том варианте, в каком ее приводит русский философ-мистик, художник Николай Рерих. Рерих, в свою очередь, записал ее на Алтае у староверов.
"Вот здесь и ушла чудь под землю. Когда Белый Царь пришёл Алтай воевать и как зацвела белая берёза в нашем краю, так и не захотела чудь остаться под Белым Царём. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями. - Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла чудь. Когда вернётся счастливое время и придут люди из Беловодья, и дадут всему народу великую науку, тогда придёт опять чудь, со всеми добытыми сокровищами" (Н.К. Рерих. Из книги "Шамбала". М., 1994.).
Красивая легенда. Рерих искал сведения о существовании где-то, в каком-то потайном месте, народа с высокой культурой и знаниями... Легенда об ушедшей под землю чуди имеет явно общее с легендами об исчезнувшей стране Беловодье или о подземном городе народа Агарти (Индия).
Вот и осталось воспоминание о чуди как подземном народе, трудолюбивом и талантливом, жившем в... старых шахтах (не забудем, большинство легенд о чуди бытовало на Урале). Эти маленькие подземные жители, очень похожие на гномов, очень хорошо умели добывать железную руду.
А народ чудь умел обрабатывать металлы:
Примерно до Х века литьем из бронзы занимались... женщины. Археологи находили литейные формочки в женских захоронениях!
Народ чудь умел обрабатывать металлы, чудь называют "первыми металлургами Евразии".
Другие легенды об уходе чуди прозаичнее: "когда-то леса были только темные, хвойные и люди были темного цвета кожи. Но когда стала расти белая береза, народ решил, что придет белый царь, завоюет их и не будет им жизни. Люди выкопали ямы, поставили стойки, камни сверху навалили. Потом сами под низ подлезли, вырвали стойки и камнями засыпались".
Интересно, что захоронения, связываемы с чудью, - это опущенные в ямы срубы с деревянными перекрытиями. Но от кого и зачем чудь "закапывалась"? Кто такой Белый царь?
Как ушла чудь: "Люди выкопали ямы, поставили стойки, камни сверху навалили. Потом сами под низ подлезли, вырвали стойки и камнями засыпались".
Новгородцы пришли на Вятку в XII веке, а московский Великий князь - в XV-м. Многочисленные легенды схожи в одном - чудь не хотела креститься, поэтому она уходила в леса, "чуди" выкапывали ямы и обрушивали на себя перекрытия, предпочитая погибнуть. "Жили в лесу, молились пням". В этой связи интересно, что народ коми называл чудью своих некрещенных предков, а древней формой слова чудо является кудо со значением кудесъ - колдовство, отсюда и кудесник. В ПВЛ и об этом есть рассказ (под 1071 годом): "Приключися некоему новгородцю прити в Чудь, и приде к кудеснику, хотя волхвованья от него; он же по обычаю своему нача призывати бесы в храмину свою. Новгородцю же седящу на порозе тоя же храмины, кудесник же лежаше оцепенев, и шибе им бес» («Повесть временных лет".
Крестил чудь в числе прочих финно-угорских народов просветитель Стефан Пермский. Вычегодско-Вымская летопись сообщает, что он безжалостно уничтожал языческих идолов: "кумирници пермскии поганые, истуканные, изваянные, издолбленные боги их в конец сокрушил, раскопал, огнем пожегл, топором посекл, сокрушал обухом, испепелил без остатку".
Интересно, что народ коми называл чудью своих некрещенных предков, а древней формой слова чудо является кудо со значением кудесъ - колдовство.
Обратим внимание и на упоминание особой белой березы в легендах. У чуди были священные рощи, а деревья необыкновенной высоты привлекали их для идолопоклонства. У некоторых уральских народов были поверья о священной Прокудливой (волшебной) березе, которую все время пытались уничтожить христианские проповедники, увидя такое дерево, рубили его под корень, а береза наутро вырастала вновь. Рассказывают, что когда Стефан Пермский решил основать церковь (Архангельскую) в земле зырян, он выбрал место, где росла как раз такая больших размеров береза. На ней вывешивали жертвы богам: собольи, куньи, горностайные и др. шкурки. Березу Стефан срубил, а широченный пень дерева долго служил основанием престола Архангельской деревянной церкви (пока не построили каменное здание).
Вот так чудь "жила да вся перевелась", с XVI-XVII вв. все меньше упоминается в источниках, а в XVIII веке о ней ходят уже исключительно легенды.
Как выглядела чудь?
А вот еще интересный факт. В 2010 году во время переписи населения несколько десятков человек записали себя как чудь. Большинство из людей, относящих себя к этой национальности, проживают в Пинежском районе Архангельской области, а по словам местного жителя, всего в Пинежском районе чуди около 200 человек (данные по https://ru.wikipedia.org/wiki/Чудь).