Найти тему
Stories и история

Славяне-ВОЛЫНЯНЕ. А причем здесь БУЖАНЕ и современные украинцы-волыняне?

Оглавление

Восточнославянское племя волынян вроде бы не представляют загадки для историков. Известно, где волыняне расселялись, их основные занятия (занимались земледелием и ремеслами), с большой степенью достоверности устанавливается их происхождение. А что еще мы о них знаем? Выясняется, что о населении, которое и по сей день живет в исторической области Волыни, мы знаем очень мало.

Жители Волыни XVI  в. Реконструкция украинского художника С. Шаменкова (здесь и дальше изображения из открытых источников)
Жители Волыни XVI в. Реконструкция украинского художника С. Шаменкова (здесь и дальше изображения из открытых источников)

Предками волынян считаются дулебы. Наряду с древлянами, полянами и дреговичами волыняне относились к т.наз. "дулебской" группе (В.В. Седов). Группа представляла юго-западную ветвь восточных славян; ее также называют дулебским племенным союзом.

Волыняне - восточнославянское племя, упоминаемое автором "Повести временных лет".

Почитаем "Повесть временных лет". "Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их "Великая Скифь".

"Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне..."
"Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне..."

Этот летописный отрывок находится в начале ПВЛ, когда автор еще не начинает летоисчисление (до 852 года). Он следует сразу после описания смерти братьев-основателей Киева.

Одежда волынян и полян
Одежда волынян и полян

Наряду с древлянами, полянами и дреговичами волыняне относились к дулебской группе / юго-западной ветви восточных славян.

К Х веку относится еще одно письменное свидетельство о волынянах, и опять это племя упоминается в связи с дулебами. Арабский автор, географ аль-Масуди рассказал о славянских народах, в частности, о племенах дулаба и валинана, которых исследователи отождествляют с дулебами и волынянами. Вот пишет аль-Масуди в книге с красивым названием "Золотые луга": "Славяне ... составляют различные племена, между коими бывают войны, и они имеют царей ... Из этих племен одно имело прежде в древности власть <над ними>, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена, ибо <верховная> власть была у него и прочие цари ему повиновались. Затем следует славянское племя Астабрана, которого царь в настоящее время называется Саклаих; еще племя, называемое Дулаба, царь же их называется Ванджелава...". В том же тексте ниже читаем: "Мы уже выше рассказывали про царя, коему повиновались, в прежнее время, остальные цари их, то есть Маджак, царь Валинаны, которое племя есть одно из коренных племен славянских, оно почитается между их племенами и имело превосходство между ними. Впоследствии же пошли раздоры между их племенами, порядок их был нарушен, они разделились на отдельные колена и каждое племя избрало себе царя".

Это место не поддается точной интерпретации. Как написал русский историк Д.И. Иловайский, ни одно из толкований "не попало на истину, за исключением самого имени Валинана, в котором с достоверностью узнают Волынян". Иловайский, кстати, считал, что данный отрывок из Масуди относится к истории болгар; есть мнение, что валинана у аль Масуди относятся к западным славянам (арабский исследователь Алнаддаф Сафуан Нассиф, статья опубликована в "Казанском вестнике молодых ученых" 201 г.). А как известно, похожие или совпадающие названия нередко встречались у славянских племен разных групп. Польский историк Иоахим Лелевель отмечал, что в начале X века племя дулебов имело господствующее положение в Чехии, где в то время был князь Вацлав (Вандж-Слава).

Что достоверно известно: в конце X - начале XI вв. волыняне четко локализуются по верхнему течения Западного Буга и у истоков Припяти. По данным археологов, к концу Х века у них насчитывалось до 70 укрепленных городищ и два главных города: Волынь и Владимир-Волынский (о городах чуть позже).

Достоверно известно, что в конце X - начале XI вв. волыняне расселялись по верхнему течения Западного Буга и в районе истоков Припяти.

Есть небольшая интрига: в другом отрывке ПВЛ смешивает волынян и бужан: "Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами".

Итак, были некие "…бужане, сидевшие по Бугу". От названия реки - и название племени.

Все-таки бужане и волыняне - это два разных племени. Бужанах известны с ІХ в. Так, некий анонимный автор, известный как "Баварский географ" (или "Баварский аноним") составил "Описание городов и областей к северу от Дуная" в небольшой приписке к рукописи; в "Описании..." волыняне и бужане показаны как разные племена. Расселялись бужане южнее и восточнее волынян, по Южному Бугу:

Расселение славянских племен в VII-VIII вв.
Расселение славянских племен в VII-VIII вв.

...бужане и волыняне - это два разных племени.

Вернемся в волынянам.

Волынянка и древлянка: женская одежда
Волынянка и древлянка: женская одежда

Волыняне (они же дулебы, не забывает об этом) участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году: "В год 6415 <907>. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь" (опять "Великая Скифь"!) Считается, что волыняне пошли с Олегом, в отличие от захваченных князем племен, добровольно.

В состав древнерусского государства волыняне вошли в конце Х века.

В 981 году князь Владимир Святославич захватил у Польши т.наз. червенские города и тем самым самым присоединил Волынь к Руси. Это ряд городов в верхнем течении Западного Буга и верховьях реки Сан, получивших название от самого крупного из них - г. Червень. Среди червенских городов была и Волынь; а в 988 году князь посадил на княжение в другом крупном городе волынян - Владимире-Волынском - своего сына Всеволода. Так территория волынян была присоединена к Руси и было образовано Волынское княжество <дальнейшая история Галицко-Волынского княжества здесь>.

Владимир-Волынский в начале ХХ века.
Владимир-Волынский в начале ХХ века.

После смерти Владимира Святославовича севший на киевский стол Святополк Окаянный вернул червенские города польскому королю Болеславу (за помощь), но уже в 1031 году победивший Святополка Ярослав Мудрый вернул их обратно в состав Руси. (В настоящее время часть этих города находится в Украине, а часть оказалась в составе Польши).

Вот, собственно, и вся история племени волынян. Город Волынь последний раз город упоминается в летописи в 1077 году, больше о нем ничего не известно. Предположительно, был уничтожен во время нашествия Батыя на юго-западную Русь. Город Владимир-Волынский является одним из административных центров современной Украины.

А волыняне на Украине есть и по сей день. Так называют одну из этнографических групп (субэтносов) современной Украины.

Интересно, что современные волыняне считают себя потомками племени с одноименным названием, которое издревле расселялось на Волыни.

Волыняне - одна из этнографических групп (субэтносов) современной Украины.

Что именно отличает волынян как субэтнос? Немногое, если не считать самосознания; в остальном - скорее, жители Волыни хранили и хранят свои традиции.

Волынянки на фото 1914-... 1916? гг.
Волынянки на фото 1914-... 1916? гг.

В недавнем прошлом строили деревянные дома, обязательно с завалинкой, мазали их глиной и белили. Дом окружали земляным плотом (где было мало леса) или дубовым забором.

Носили коричневые, черные или белые сермяги, обшитые у воротника, на рукавах и у карманов красными шнурками, а пояса любили красные; в праздничные дни надевали бекешу из небесной ткани, из черных или серых баранов. Юбки женщины носили цветные, любимый рисунок - в ячейку (зеленую, желтую или красную). Нередко вместо целой юбки надевали две плахты: одну сзади и одну впереди. Мужчины предпочитали суконные или бараньи шапки, также обшитые шнурками; в дождь надевали на голову капюшоны.

На Волыни в начале ХХ в.
На Волыни в начале ХХ в.

Девушки украшали головы цветами, а женщины одевали цветной платок или покрывало, вышитое на концах. Рубашки у воротника и на рукавах вышивали белыми, небесными или красным цветами.

Е.Н. Качура-Фалилеева. Украиночка. Картина ... г. ( ХХ в.)
Е.Н. Качура-Фалилеева. Украиночка. Картина ... г. ( ХХ в.)

Чем же все-таки отличаются современные волыняне от обычных украинцев? Самосознанием; но не забудем, что этнологи считают национальное самосознание главным фактором для определения национальной принадлежности.

Понравилась статья? Ставьте лайки
и подписывайтесь на мой канал в Дзене!

С этой темой читают: Загадка славян-ДУЛЕБОВ

Такие разные УКРАИНЦЫ: русины, лемки. Или русины-лемки?