Каждый из них повлиял не только на технику, но и на социальную среду.
В истории автомобилей немало двигателей, которые за годы работы получили высокие оценки и хорошо себя зарекомендовали. Некоторые из них близки к совершенству, и уже давно стали легендами, поэтому выбрать 10 из них очень сложно.
И все же есть двигатели, которые повлияли не только на развитие технологий, но и на социальную среду. По крайней мере, собрали в одном месте 10 самых известных и важных двигателей для автомобилестроения. Они здесь:
10. Родоначальник даунсайзинга - Audi
Достойные характеристики при небольшом рабочем объеме уже никого не впечатляют. Люди постепенно привыкли к термину «даунсайзинг», понимая, что эра больших двигателей постепенно подходит к концу. А начинается все с 1,8-литрового двигателя Audi середины 90-х годов, который при умеренной эксплуатации, впрочем, должен был удовлетворить владельцев автомобилей разного класса, так как в своей простейшей версии развивает 148 л.с. Он ставится как на Seat Ibiza, Weaver, так и на Audi A6 представительского класса.
Двигатель имеет 5 клапанов на цилиндр, алюминиевые поршни, переменные фазы газораспределения и, конечно же, турбо. Благодаря ему мощность двигателя увеличена, так как в версии Audi TT-qiattro Sport она достигает 236 л.с. В некоторых гоночных автомобилях агрегат развивает даже 365 л.с., а в болиде Формулы 2 мощность достигает 480 л.с.
8. Самый популярный V8 на Земле — General Motors
Любой, кто хоть немного интересуется автомобилестроением, слышал о двигателе Chevrolet V8 из семейства Small Block. Он встречается на моделях General Motors с 1955 по 2004 год и является самым распространенным двигателем V8 на Земле, произведенным более 90 миллионов единиц.
Рабочий объем агрегата никогда не был ниже 4,3 л, а в лучшие времена достигал 6,6 л. Малый блок получил свое название из-за соотношения между диаметром цилиндров и ходом поршня 95,2х76,2 мм. Этот ход слишком мал для того, чтобы двигатель поместился под капотом Корвета середины прошлого века. Однако в последнее время двигатель используется только для пикапов и фургонов.
7. Единственный в своем роде - BMW
Баварцы подарили миру большое количество впечатляющих моторов, но этот рядный 6-цилиндровый мотор действительно замечателен. Это связано с тем, что БМВ удается извлечь из него свои основные преимущества – плавность хода и способность вращаться до самых высоких скоростей. С каждым поколением, начиная с 1968 года, агрегат становился легче, мощнее и современнее, компенсируя отсутствие в баварской гамме крупных двигателей (первый V12 был выпущен только в 1986 году, а V8 — в 1992 году).
Апофеоз атмосферной «шестерки» наступает с выходом в 2000 году S54, который ставится на М3. При рабочем объеме 3,2 литра двигатель развивает мощность 343 л.с. (107 л.с. на литр), что для атмосферного мотора замечательный результат. В этом помогают новые технологии – индивидуальная дроссельная заслонка с электронным управлением каждого цилиндра, система регулирования фаз газораспределения – как выпускная, так и впрысковая. А чтобы выдерживать высокие нагрузки, блок цилиндров сделан из чугуна, что для БМВ редкость.
5. Самый сложный — Bugatti
Самый необычный и амбициозный проект по созданию двигателя с уникальным дизайном W16 принадлежит возрожденному бренду Bugatti. Не считая огромной мощности в 1001 л.с., этот двигатель является логичным развитием семейства компактных VR-агрегатов Volkswagen, появившихся в 1991 году. В то время американский рынок хотел 6-цилиндровые моторы и немцы вышли из положения, немного изменив первоначальную схему. Это позволяет им, не увеличивая подкапотное пространство, поставить 6-цилиндровый двигатель вместо нынешнего 4-цилиндрового.
Затем эта идея была реализована в более широком масштабе. Стремление Фердинанда Пиеха превратить Volkswagen в топовый бренд привело к созданию двигателя W8, представляющего собой два соединенных VR4, размещенных на общем картере под углом 72 градуса. Есть еще W12, собранный из двух VR6, и, наконец, W16, сделанный по той же схеме - два VR8. Однако у него есть серьезная проблема с охлаждением, так как утяжеляющий интеркулер требует 15 литров жидкости. Именно поэтому было изготовлено 3 радиатора, которые собирают в общей сложности 40 литров антифриза.
Самая большая проблема, однако, в том, что этот 64-клапанный двигатель весит не более 400 кг. А так как финансовый фактор вообще не стоит перед Bugatti, то некоторые основные элементы байка выполнены из титана или алюминия, что сейчас кажется вполне подходящим.
4. Создатель американской мечты — Форд
Это одна из последних гениальных идей Генри Форда, перевернувшая автомобильную промышленность. До этого никто не предполагал, что серийный автомобиль может сочетаться с престижным и мощным 8-цилиндровым двигателем. Именно это и произошло в 1932 году, когда производство автомобилей в Америке приняло другой оборот.
Ford удалось снизить стоимость сложного и массивного агрегата, используя несколько различных технологий. Блок цилиндров и картер двигателя V8 отлиты как единое целое, а распределительный вал, клапаны и выпускная система размещены внутри двигателя, что упрощает его конструкцию.
В исходной версии 3,2-литровый двигатель выдает приличные 65 л.с. и быстро стал любимцем гангстеров и полиции, которые покупали у него машины. Двигатель использовался до 1953 года, когда агрегаты V8 уже получили широкое распространение в автомобильной промышленности США.
3. Изменение сознания - Тойота
В 1993 году в исследовательском отделе Toyota была создана группа по разработке перспективных автомобилей с минимальными выбросами. Они должны занять нишу между обычными автомобилями и электромобилями. Именно эта группа создала Toyota Prius 1997 года. Модель выглядит как эксперимент, но у Toyota более серьезные планы и она продолжает развивать гибридные технологии.
Компания внедряет гибридную технологию как неотъемлемую часть самого автомобиля. Даже 1,5-литровый бензиновый двигатель был доработан для работы с электродвигателем и отличался от известных в то время агрегатов. Он получает высокую степень сжатия – 13-13,5, что делает его экономичным и экологичным. На низких оборотах двигатель совершенно беспомощен, но для гибрида, где электродвигатель обеспечивает постоянную поддержку, это не проблема. Таким образом, Приус стал законодателем мха гибридов и начал процесс, остановить который не в силах никто.
2. Любимец всех континентов – Volkswagen
Двигатель Volkswagen с воздушным охлаждением стал легендой, как и Beetle, для которого он был создан. Однако его использование не ограничивается одной моделью. Простой, легкий и надежный 4-цилиндровый двигатель настолько эффективен, что благодаря таланту Фердинанда Порше его популярность даже превосходит популярность самого распространенного автомобиля в мире.
Первые модели двигателя он создал в 1933 году, и они развивали минимум 24 л.с. (в конце производства этот показатель выше в 3 раза). Двигатель безотказно работает в любых климатических условиях благодаря воздушному охлаждению и небольшому весу (цилиндры изготовлены из алюминия, а картер из специального сплава).
Агрегат находит самые разные применения — обслуживает амфибии Вермахта, монтируется на микроавтобусы хиппи, приводит в движение пожарные насосы, компрессоры и багги для ходьбы, а также используется для более чем 40 самолетов. И это далеко не полный список его талантов – именно он породил целое семейство «боксеров» Порше, производство которых длится уже 70 лет.
1. Первый по популярности - Форд
Начало массовому переходу на автомобили дал Ford Model-T и его двигатель, который на тот момент был самым распространенным в мире. Как и уже упомянутый агрегат Фольксваген, этот двигатель устанавливается не только на Форд-Т, которых в период 1908-1927 годов было выпущено свыше 15 миллионов штук. Агрегат используется для тракторов, грузовиков, моторных лодок, электростанций и многого другого.
В свое время около 90% автомобилей на Земле были Model-T, оснащенными 2,9-литровым двигателем мощностью 20 л.с. Звучит достаточно скромно в плане производительности, но у двигателя есть одно огромное преимущество – он «всеяден», так как может заправляться как этанолом, так и бензином.
Сам велосипед максимально прост. Собранный в один блок с двухступенчатой планетарной коробкой передач, 4-цилиндровый двигатель использует ту же масляную шестерню. Только через год производства водяной насос был снят, так как жидкость циркулировала из-за изменения температуры. Однако агрегат нестандартен для своего времени, так как его блок и картер отлиты как единое целое, а ГБЦ выполнена отдельной деталью.
Простая схема продиктована тем, что Model-T производится в огромных масштабах и делать это нужно быстро и легко. Двигатель пережил даже саму машину, так как выпускался до августа 1941 года и запомнится как первый массовый двигатель внутреннего сгорания в истории человечества.