Самой оригинальной японской автомобильной компании исполнилось 102 года
Ровно 102 года назад, в 1920 году, в японском городе Хиросима была зарегистрирована компания Toyo Cork Kogyo, производившая сначала синтетическую пробку, затем инструменты и комплектующие для машиностроения. Великая депрессия привела компанию к банкротству, и план восстановления предусматривал переход к производству транспортных средств — сначала моторикш , а затем и автомобилей. Так родилась Мазда, названная в честь зороастрийского божества света Ахура Мазды (а также потому, что имя звучит похоже на фамилию основателя Дзюдзиро Мацуда).
Eunos Cosmo — одна из самых редких и интересных моделей Mazda. На первых тестах европейские журналисты заявили, что ходовые качества были как у Rolls-Royce.
Спустя столетие эта сравнительно небольшая японская компания остается одним из самых смелых и оригинальных игроков мирового автомобилестроения, всегда готовым поступать по-своему, вне зависимости от общего мнения . В честь юбилея вспомним 10 самых замечательных моделей, вышедших из Хиросимы.
Мазда-ГО
Первое транспортное средство компании — трехколесная рикша, предназначенная для фермеров и других малых предприятий. Мацуда колеблется между именами Мазда, Сумера (бог) и Тэнши (ангел).
В последующие годы эти трехколесные велосипеды стали основным бизнесом компании, помогая восстанавливать Хиросиму после разрушения атомной бомбой.
R360 Купе
С сегодняшней точки зрения эта машина выглядит слишком скромно. Но в 1960 году первая легковая модель Mazda буквально перевернула представления в Японии. До тех пор все основные модели имеют двухцилиндровые двигатели. Mazda представляет четырехцилиндровый двигатель с максимальной мощностью 16 лошадиных сил. Он также использует магниевые сплавы для снижения веса. И все же ему удается предложить более низкую цену, чем у конкурентов.
Космо Спорт
Во многом репутация Mazda связана с решением выкупить лицензию на двигатель Ванкеля у немецкого NSU. Меньше и легче, чем традиционный поршневой двигатель, и с заметно лучшим соотношением мощности к весу, он казался идеальным решением для спортивных автомобилей.
Mazda доказала это в 1967 году, представив Cosmo Sport, свою первую роторную модель. Элегантным купе было приятно управлять, и сегодня это довольно ценная классика, потому что Mazda произвела всего 1200 единиц, и лишь немногие покинули Японию.
Поворотный пикап
В 1970-х компания стремилась выйти на рынки Северной Америки, что вынудило ее рассмотреть вопрос о пикапах в своей линейке. Rotary Pickup, или сокращенно Репу, именно то, что следует из его названия — пикап с двигателем Ванкеля и максимальной мощностью 110 лошадиных сил. Сегодня это коллекционная редкость.
Мазда 323
Японцы всегда умели делать маленькие практичные семейные автомобили. Первым запоминающимся автомобилем была Familia 1964 года, но суть того, что представляет собой Mazda, была достигнута с первым 323-м автомобилем 1970-х годов. Разработанный в рекордно короткие сроки в ответ на великий нефтяной кризис, он имел успех во всем мире, даже в США, где продавался под скромным названием GLC (от слова большой маленький автомобиль).
Мазда РХ-7
Еще один из столпов, на которых держится репутация бренда. Этот спортивный автомобиль, выпускавшийся в трех поколениях с 1978 по 1992 год, по-прежнему остается самым продаваемым автомобилем с роторным двигателем в истории (800 000 единиц). Самым популярным было третье поколение, с 240 лошадьми и всего 5,2 секунды на разгон от 0 до 100 км/ч.
Мазда 787Б
Одной из причин, по которой эта небольшая компания сегодня присутствует во всем мире, является ее успех в автоспорте. Самым впечатляющим из них, несомненно, была победа в гонке «24 часа Ле-Мана» в 1991 году, когда победил 787B с роторным двигателем, пилотируемый Джонни Гербертом, Бертраном Гашо и Фолькером Видлером.
Никогда раньше японский производитель не выигрывал самую известную автомобильную гонку в мире (и с тех пор это удалось сделать только одному — Toyota в 2018 году). В Ле-Мане никогда не было победителя без поршней.
Юнос Космо
Это не самое известное имя в каталоге Mazda, но знать о нем стоит. В 1980-х компания создала это купе с идеей стать ее флагманом, а также лучшим автомобилем с двигателем Ванкеля в истории.
Агрегат под капотом был действительно замечательным — с двойным турбонаддувом и целых тремя роторами, которые, по словам Мазды, обеспечивали такой же утонченный характер, как и большой и дорогой V12. Кроме того, в машине были все самые современные технологии — такие как GPS, тачскрины и так далее. К сожалению, именно тогда японская экономика начала давать сбои, и Eunos были заморожены после того, как было произведено всего несколько тысяч единиц.
Мазда 323 полный привод
Спортивная слава компании не заканчивается на Ле-Мане — во второй половине 80-х годов она также принимала участие в чемпионате мира по ралли. Сначала RX-7 финишировал на подиуме на ралли Акрополис 1985 года в группе B, а затем 323 AWD появился в группе A. Хотя его 1,6-литровый двигатель имел меньшую мощность, чем его двухлитровые конкуренты, этот автомобиль управлялся настолько хорошо, что в 1987 году Тимо Салонен выиграл на нем Ралли Швеции. Позже Ингвар Карлссон одержал еще две победы в Швеции и Новой Зеландии.
Мазда МХ-5
Дебютировав на автосалоне в Чикаго в 1989 году, этот автомобиль доказал, что спортивные двухместные автомобили не обязательно должны стоить столько же, сколько ВВП африканской страны, чтобы доставлять удовольствие. МХ-5 возродил забытую концепцию родстера, вдохновил десятки подражателей и по сей день остается одним из чистейших образцов «водительского» автомобиля — с минимальным весом, идеально сбалансированной развесовкой и весьма разумной ценой.
Мазда Бонго
Очень удачный и высоко оцененный минивэн, выпускавшийся в нескольких поколениях. В одной версии даже был кондиционер на крыше, работающий от солнечных батарей.
Автозам АЗ-1
Autozam была дочерней компанией Mazda, разрабатывавшей печально известные автомобили Kei для японского рынка. В 1992 году был представлен АЗ-1 — с необычным дизайном и дверями типа «крыло чайки». К сожалению, это подняло его цену намного выше, чем у конкурентов, таких как Honda Beat и Suzuki Cappuccino, и ограничило производство. Но именно благодаря этому он сегодня так востребован коллекционерами.
Мазда РХ-8
После успеха RX-7 пришла модель RX-8, выпускавшаяся с 2004 по 2012 год. С довольно необычным дизайном, особенно задних дверей, эта машина доставляла истинное удовольствие от вождения благодаря 1,3-литровому двухроторному двигателю. , идеально сбалансированное шасси и точное рулевое колесо. Но затраты на его содержание оказались достаточно высокими, и он остался пока последним роторным автомобилем компании.
Мазда СХ-5
Японская компания оказалась в числе тех, кто быстрее всех сориентировался в безудержной моде на кроссоверы. В настоящее время Mazda предлагает в общей сложности семь таких моделей, в том числе одну электрическую. Но ключом как к продажам, так и к прибыли стал CX-5, впервые представленный в 2012 году. Он также представил печально известный стиль дизайна Kodo — «душу движения», а также инновационные технологии Skyactiv.
Мазда МХ-30
Мы до сих пор не знаем, станет ли это одной из самых запоминающихся моделей Mazda, но мы точно знаем, что это первый электрический автомобиль компании. MX-30 был представлен в прошлом году с батареей на 36 киловатт-часов, мощностью 143 лошадиных сил и запасом хода 209 км на одном заряде.
Mazda уже давно отвергает электромобили как ненужные и вводящие в заблуждение в отношении их воздействия на окружающую среду (вы можете увидеть наше интервью с президентом Mazda Europe годичной давности под статьей). Но в конце концов компания поняла, что не переубедит политиков в ЕС и Китае, и уступила моде.