От небольших городских моделей до гиперкаров — разнообразие огромно
Простое сочетание спортивного автомобиля и трех цилиндров в одном предложении наверняка вызовет неприязнь, недоверие и скептическую улыбку у многих потребителей. Ведь если 2,0-литровые 4-цилиндровые турбомоторы прозвали «соковыжималкой», то что уж говорить о 3-цилиндровых. Однако этот список может изменить мнение скептиков и вселить в них уважение к небольшим, но мощным двигателям, которые используются как в городских моделях, так и в гиперкарах. Вот самые яркие примеры.
Suzuki Alto Works
Японские «кей-кары» должны соответствовать ряду требований. Например, габариты строго определены законом — длина не должна превышать 3,4 метра, ширина — 1,48 метра, а высота — 2 метра. Двигатель — максимум 660 куб.см мощностью не более 64 л.с., и именно хот-хэтч Сузуки дошел до предела.
На самом деле, если бы он не был таким уж маленьким, 543 куб. см, двигатель F5A мог бы появиться и на «настоящих» автомобилях.
В 1987 году не каждый из них мог похвастаться двумя распредвалами, четырьмя клапанами на цилиндр и турбокомпрессором. Alto Works был доступен в базовой комплектации RS-S, более продвинутой версии RS-X и RS-R с полным приводом. Последние два отличаются агрессивной аэродинамикой.
В 1990 году допустимый объем двигателя «кей-каров» увеличился с 550 до 660 куб.см. Новое правило позволяет устанавливать на автомобиль двигатель F6A объемом 657 куб. см и такой же мощности. Автомобиль получает облегченный двухместный салон, более эффективный турбокомпрессор, увеличенную дроссельную заслонку, переработанный электронный блок управления, полный привод и 5-ступенчатую механическую коробку передач с близкими передаточными числами.
Автозам АЗ-1
Симпатичная внешность и микроскопические размеры автомобиля марки Mazda — не более чем маскировка. Автозам АЗ-1 выглядит игрушечным, но на самом деле это спортивный автомобиль со средним расположением двигателя, стеклопластиковыми панелями, задним приводом и подъемными дверями типа «крыло чайки».
Двенадцатиклапанный двигатель F6A (657 куб.см, 64 л.с.) предоставила Suzuki. АЗ-1 очень интересен, но и у него есть проблемы, среди которых склонность к опрокидыванию из-за высокого центра тяжести и геометрии задней подвески. Автозам выпускался в неудачное время — с 1992 по 1994 год, когда в Японии начался экономический спад. И стоил довольно дорого - 1,498 миллиона иен (12 400 долларов).
Хонда Бит
Шедевр конструкции «кей-кар», бескомпромиссный маленький истребитель и новейший продукт, одобренный Соитиро Хондой. С 1991 по 1996 год было произведено 33 892 единицы, из которых до 2022 года дожило около 15 000 автомобилей. Бит, как и настоящая Хонда девяностых, не знает о существовании нагнетателя и соответственно делает ставку на безнаддувный мотор.
Острые ощущения исходит от высокооборотистого двигателя E07A объемом 656 куб.см (64 л.с. при 8100 об/мин) с тремя отдельными дросселями, 5-ступенчатой механической коробкой передач и независимой подвеской. Максимальная скорость ограничена электроникой на отметке 135 км/ч.
Хонда С660
Идеологический преемник Бита вышел только в 2015 году. Мотор, как и прежде, расположен за сиденьями, но уже не крутится как бешеный и не пытается приблизить водителя и пассажира к миру Формулы-1. Да , а безнаддувная философия осталась в прошлом – турбокомпрессор помогает «тройке» S07A объемом 658 куб. см развивать пиковые 104 Нм уже при 2600 об/мин. С 6-ступенчатой механической коробкой передач красная зона тахометра начинается с 7700 об/мин, у версий с вариатором — с 7000 об/мин
Было бы ошибкой думать, что S660 — это просто туристический салон с шикарным характером. Его создатели постарались сделать так, чтобы микроавтомобиль дарил пилоту широкую палитру ощущений. В нем есть все, что вам нужно: распределение веса между передними и задними колесами в соотношении 45:55, настроенный звук выхлопа и функция Agile Handling Assist, которая выборочно подтормаживает колеса для более быстрой реакции на рулевое управление, а также борется с недостаточной и избыточной поворачиваемостью.
Сузуки Капучино
Смещенный в пределах колесной базы силовой агрегат, подвеска на двойных поперечных рычагах, задний привод, практически идеальное распределение веса по осям, центральный тоннель, усиливающий конструкцию... Все это относится к комфортабельному гранд туреру или чистокровному автомобилю, но в на самом деле есть небольшой родстер Suzuki, который также является «кей-каром».
С 1991 по 1998 год он сменил два 657-кубовых двенадцатиклапанных двигателя (64 л.с.) — старый F6A с чугунным блоком цилиндров и более современный алюминиевый K6A с системой изменения фаз газораспределения.
Мелкус РС 1000
В эпоху «железного занавеса» несколько восточноевропейских производителей спортивных автомобилей выживали, как могли, используя совокупную базу массовых моделей. Дрезденская компания Хайнца Мелкуса позаимствовала однолитровый двухтактный двигатель с жидкостным охлаждением у седана Wartburg 353 для своего среднемоторного купе.
Однако коробка передач не 4-ступенчатая, а 5-ступенчатая, сцепление от фургона Barkas B 1000. Дополнительный бонус — независимая передняя и задняя подвеска, а также стеклопластиковый кузов, пропитанный стилистическими цитатами из мировые гиганты. Он одновременно напоминает Ferrari 250 GTO и Porsche 904 GTS. Есть даже двери типа «крыло чайки» для еще более привлекательного вида.
Разумеется, Melkus RS 1000 не мог конкурировать со спортивными автомобилями высшего класса. С 1969 по 1979 г. собран 101 экз.
Фольксваген Ап! ГТИ
Не только японцы мастерски превращают микроавтомобили в карманные ракеты. У немецкого бренда, например, есть модель размером чуть больше спичечного коробка — 3,5 метра в длину и 1,6 метра в ширину.
Его топовая версия имеет 1,0-литровый турбомотор мощностью 115 л.с. и 6-ступенчатая механическая коробка передач. Разгон от 0 до 100 км/ч занимает целых 9 секунд, а максимальная скорость составляет 195 км/ч.
Форд Фиеста СТ
В сегменте субкомпактных хот-хэтчей когда-то доминировали 4-цилиндровые двигатели, но теперь появились 3-цилиндровые. После прошлогоднего рестайлинга тяга 1,5-литрового EcoBoost была увеличена с 290 Нм до 320 Нм при 1600-4000 об/мин. Разгон до 100 км/ч с места занимает 6,5 секунды, а максимальная скорость составляет 230 км/ч.
Хотя для раскрытия характера ST лучше не ехать от светофора к светофору, а оказаться на ближайшей трассе, активировать режим вождения по трассе, который отключает контроль тяги и ослабляет сцепление ESC, наслаждаясь работой опциональной системы повышенного трения Quaife. дифференциал.
Форд Пума СТ
Кроссовер стоит на той же платформе, что и Fiesta, использует те же двигатели и 6-ступенчатую механическую коробку передач. Привод — на передние колеса, а подвеска — со спортивными амортизаторами Hitachi. Задний руль имеет на 50% большую жесткость, чем стандартная Puma. Рулевой механизм стал «острее» почти на четверть.
Puma ST разгоняется на 0,2 секунды медленнее, чем его сестра-хэтчбек, а максимальная скорость составляет 10 км/ч.
Тойота ГР Ярис
Mitsubishi Lancer Evolution и Subaru WRX STI ушли в прошлое, но сегмент злых компактных спорткаров с раллийными наклонностями не перестал существовать и пополнился новыми звездами. В начале 2020 года Toyota представила хэтчбек для настоящих ценителей жанра. Он был создан совместными усилиями подразделения Toyota Gazoo Racing и компании Tommi Mäkinen Racing, названной в честь знаменитого финского чемпиона WRC.
Этот автомобиль имеет много отличий от стандартного Yaris. Одним из основных является 1,6-литровый турбоагрегат G16E-GTS с комбинированным впрыском топлива (261 л.с. и 360 Нм). Для сравнения, предыдущий Yaris GRMN имел наддувный 1,8-литровый (4-цилиндровый) двигатель мощностью 212 л.с. и 250 Нм.
Вы говорите, что три цилиндра не работают? GR Yaris убедит любого скептика — он разгоняется до 100 км/ч за 5,5 секунды и способен развивать скорость до 230 км/ч. Безальтернативная 6-ступенчатая механическая коробка передач с автоматическим переключением передач и система полного привода GR-Four еще больше способствуют впечатляющим характеристикам.
В обычном режиме многодисковая муфта распределяет привод между передней и задней осями в соотношении 60:40. У Sport теперь задний привод (30:70), а у Track крутящий момент распределяется равномерно.
Тойота ГР Королла
Весной прошлого года компания Gazoo Racing представила свой третий спорткар после Supra и «прокачанного» Yaris — Corolla. Силовой агрегат позаимствован у Yaris, но его мощность увеличена до 304 л.с. Система полного привода и ее режимы аналогичны. Дополнительный пакет Performance включает самоблокирующиеся дифференциалы Torsen между осями. Шасси GR отличается от стандартной Toyota Corolla перенастроенной подвеской и более широкой колеей.
Лимитированная версия Circuit Edition (на фото) включает в себя капот с воздухозаборниками, задний спойлер, крышу из углеродного волокна, спортивные сиденья с замшевой и кожаной обивкой, самоблоки с поперечными колесами.
БМВ и8
Поклонники немецкой марки настолько убеждены в том, что рядная «шестерка» — лучший агрегат, что спорткар с именем, похожим на смартфон, поначалу некоторым из них показался неудачной шуткой. По сути, i8 открыл дверь в будущее со своей 1,5-литровой (231 л.с. и 320 Нм) подключаемой гибридной установкой, электродвигателем мощностью 143 л.с., приводящим в движение передние колеса, и тяговой батареей емкостью до 11 л.с. , 6 кВт/м. Суммарная мощность i8 составляет 374 л.с.
Купе разгоняется до 100 км/ч за 4,4 секунды. Более тяжелый родстер на 0,2 секунды медленнее. Максимальная скорость ограничена 250 км/ч. В качестве бонуса владелец получает возможность проехать до 55 км на электротяге и с умеренным расходом топлива.
Кенигсегг Гемера
Четырёхместный гиперкар Кристиан фон Кенигсегг и его команда инженеров-гиков положили конец дискуссии о том, что «три цилиндра — это несерьезно». С какой стороны ни посмотри, это потрясающе! Карбоновый монокок, шасси с подкручивающейся задней осью, регулируемый вектор тяги, огромные гильотинные двери и люки без центральных стоек.
Самой уникальной особенностью шведского монстра является гибридная начинка с уникальным 2,0-литровым двигателем TFG (Tiny Friendly Giant) с двумя турбонагнетателями и без… распредвалов. Клапаны управляются индивидуальными электропневматическими устройствами, что делает работу газораспределительного механизма очень гибкой. В частности, устройство может работать по циклу Миллера и Аткинсона.
TFG весит 70 килограммов, развивает 608 л.с. и 600 Нм. Его сопровождают три электродвигателя — два на задней оси (каждый мощностью 507 л.с. и 1000 Нм) и еще один на коленчатом валу (405 л.с. и 500 Нм). Коробка передач отсутствует, заменена трансмиссией Koenigsegg Direct Drive. Всего Gemera выдает 1724 л.с. и 3500 Нм. Динамика беспрецедентная — от 0 до 100 км/ч за 1,9 секунды. Максимальная скорость также составляет 400 км/ч.