Найти в Дзене
NEFTEGRAM - Нефтеграм

РЖД хотят ввести на третьей очереди Восточного полигона механизм ship-or-pay

РЖД хотят ввести на третьей очереди Восточного полигона механизм ship-or-pay (“вези или плати”), который закрепит за грузоотправителями обязанности по перевозке определенного объема грузов. По сути, монополия планирует возложить обязательства по развитию третьей очереди (БАМ-3) на грузоотправителей, хотя пока что нет ни ее утвержденного проекта, ни нормативно-правовой базы.

В правилах очередности перевозок (действуют до конца 2023)
закреплено 7 очередей грузов, и формально экспортные энергетические грузы в специализированном подвижном составе (5 очередь) находятся в этом списке выше экспортных энергетических грузов в универсальном подвижном составе (6 очередь).

Но механизм реализации этих правил остается непрозрачным: у РЖД фактически есть возможность пропускать те или иные виды грузов без обоснования причин. При этом тарифы для угля существенно ниже, чем для нефти и нефтепродуктов. Об этом свидетельствует такой показатель, как доходная ставка РЖД, которая отражает удельную стоимость перевозок различных видов грузов и измеряется в копейках за 10 тонно-километров. По данным РЖД, в 2022 г. доходная ставка РЖД при перевозке угля на экспорт составляла 260,3 коп./10 т-км, тогда как при экспорте нефти и нефтепродуктов – 921,3 коп./10 т-км.

Разница в стоимости перевозок угля и нефти сохраняется и на конкретных железнодорожных направлениях. Пример тому – участок между станцией Мегет (Восточно-Сибирской железной дороги) и железнодорожным разъездом Хмыловский (Дальневосточной железной дороги), к которой примыкает станция Грузовая. По данным на 4 июля 2023 г., удельный тариф на перевозку нефти в цистерне грузоподъемностью 66 тонн составлял 4 964 руб./т при перевозке только в одном направлении и 7 058 руб./т – с учетом порожнего пробега цистерны (в обратном направлении). В свою очередь, удельный тариф на перевозку угля в полувагоне грузоподъемностью 69 тонн составлял 1 188 руб./т при перевозке только в одном направлении и 1 847 руб./т – с учетом порожнего пробега полувагона (в обратном направлении).

Перевозка нефти железнодорожными маршрутами, от иркутских станций Зуй и Мегет до порта Козьмино, обходится нефтяникам дороже, чем доставка тех же объемов из Новороссийска непосредственно в китайские порты. При этом российские НПЗ периодически сталкиваются с массовыми отказами РЖД в разрешении на перевозку нефтепродуктов в восточном направлении.

"Разворот на Восток" позволил перенаправить огромные грузопотоки в страны АТР. Экспортеры перестроились. Железнодорожникам тоже не мешало бы. Ранее эксперты ИРТТЭК
подчеркивали, что “РЖД нужно срочно инвестировать в расширение пропускной способности жд-сети по всем направлениям”. К этому можно добавить, что грузоотправителям нужна более прозрачная и прогнозируемая цена транспортировки.

Планы введения ship-or-pay похожи на бюрократическую уловку, которую можно перевести "переплачивай или не поедешь".

РЖД хотят ввести на третьей очереди Восточного полигона механизм ship-or-pay
РЖД хотят ввести на третьей очереди Восточного полигона механизм ship-or-pay

ВК: https://vk.com/tvreaction
Telegram:
https://t.me/neftegram