Найти тему

Восстановление Дугласа пролежавшего в тундре 70 лет

В одном из ангаров новосибирского аэродрома Мочище второй год идут реставрации легендарного американского самолета С-47 DL «Дуглас» (СССР Л-1204). Самолет был эвакуирован в 2016-2017 годах частями из таймырской тундры в Красноярск экспедицией Красноярского краевого отделения Русского географического сообщества. В тундре он пролежал 70 лет.

-2

Реставрацией «Дугласа» занимается команда профессиональных реставраторов компании «Геликоптер». Восстановление самолёта координирует Русское географическое общество в рамках проекта «Борт Тюрикова. Возвращение». В 2018 году проект стал победителем Премии Русского географического общества в номинации «Лучшая экспедиция по России». После завершения работ «Борт Тюрикова» вернется в Красноярск, где станет главным экспонатом будущего Парка-музея освоения Севера на историческом острове Молокова.

-3

Во время Великой Отечественной войны самолёт «Дуглас» перегнали по трассе Алсиб в СССР из США в рамках программы ленд-лиза. В 1947 году «Дуглас» совершил аварийную посадку на севере Красноярского края, в 180 километрах севернее посёлка Волочанка. Командиру экипажа самолета Максиму Тюрикову удалось спасти всех людей, которые находились на борту. Тюриков и бортрадист Алексей Смирнов отправились на поиски подмоги и трагически погибли. Оставшиеся члены экипажа и пассажиры три недели выживали в суровых условиях Крайнего Севера и дождались помощи благодаря тому, что были небольшие запасы еды и топливо. На борту было 26 пассажиров, в том числе 3 детей. Снаружи и внутри фюзеляжа записи пассажиров, которые вели дневник событий.

-4

В самолете нашли уцелевшие личные вещи: ложки, нож и неожиданно половину челюсти песца.

-5

Один из ведущих специалистов Виктор Калаев поведал историю о самолёте и рассказал о процессе реставрации.
У каждого специалиста своя сфера — кто-то восстанавливает фюзеляж, кто-то занимается оборудованием.
Специалисты говорят, что трудно сказать, сколько времени уйдет на каждую деталь, потому что восстанавливают всё вручную, без заводского оборудования.

-6

Больше всего самолет пострадал не от снегов и ветров болотистой тундры, а от рук вандалов. По его словам, кабину разграбили почти полностью. Но несколько приборов всё же сохранились благодаря тому, что нос самолета был сильно искорежен при падении и туда не смогли забраться.

Сейчас восстановлены два двигателя и винты воздушного судна, проходит реставрация передней части фюзеляжа. Она была повреждена больше всего.

Также сняты и выправлены листы носовой обшивки, часть из них заменят новыми, изготовленными по выкройкам оригинальных элементов. Кроме того отремонтированы узел хвостового колеса фюзеляжа, изготовлены штурвалы.

-8

Самолет покрасят в тот цвет, в котором его привезли в СССР: оливково-зеленый — верхние поверхности, нейтрально-серый — нижние.

Статья опубликована с разрешения автора: Елены Котенко. (Автор фото и текста)

-9