79,3K подписчиков

Дневник студента-медика. Акушерство и гинекология

46K прочитали

Первый семестр третьего курса прошел стремительно и незаметно. Скорее всего этому способствовала наша постоянная занятость, так как, в основном, занятия проходили, в больнице. Неврология, дерматология, инфекционные болезни. В медучилище мы приходили только для сдачи зачётов, участия в семинарах, слушания лекций.

Новогодние каникулы остались позади, наступил второй семестр. Начался он, естественно, с лекций. Одним из предметов, который нам предстояло изучить, был ЭЖЧ - Этапы жизнедеятельности человека. Хотя, пожалуй, предметом его назвать нельзя. Скорее всего, это был мощный системокомплекс наук, обобщающий все этапы жизненного пути человека от зачатия и до смерти.

Вот все эти этапы мы и разбирали в отдельности в течение всего семестра. Изучали мы не болезни, а именно развитие, формирование человеческого организма: что, когда и почему происходит в тот или иной период времени. Педиатрия, гинекология, геронтология, анатомия, физиология, психология, социология и многие другие дисциплины были так тесно переплетены и взаимосвязаны в этом комплексе, что малейшее незнание одной из них, не давало понимания общей картины в целом. Этапы жизнедеятельности человека должны были сформировать у нас четкое понимание того, какие процессы происходят с человеком в данном возрасте. Более того, мы должны были не только понимать, что с ним, но и, основываясь на знаниях, оказать ему необходимую медицинскую помощь. Например: почему не развивается то, что должно развиваться (отставание ребенка в росте, отсутствие менструаций у женщин фертильного возраста), что с этим делать, как решить эту проблему и надо ли вообще её решать?

Начало всех историй из цикла Дневник студента-медика ТУТ

...

- Меня зовут Надежда Дмитриевна Краснова, - сказала нам преподаватель на лекции. - Я акушер-гинеколог.

Я поднял руку.

- У вас вопрос, молодой человек?

Смотрела она как-то лукаво и по-доброму.

- Студент Березин, - представился я. - Скажите, пожалуйста, Дмитрий Владимирович Краснов ваш родственник? Я у него практику по хирургии проходил.

- Верно! - ответила она с улыбкой. - Это мой муж. Давайте приступим к лекции. Я буду вести у вас гинекологию и акушерство. Вначале повторим анатомию человека.

Она достала развесила несколько плакатов, на которых были в разрезе изображены внутренние женские половые органы, и около сорока минут рассказывала нам, что и как устроено и зачем это всё надо.

Первый семестр третьего курса прошел стремительно и незаметно. Скорее всего этому способствовала наша постоянная занятость, так как, в основном, занятия проходили, в больнице.

- Ну, а раз уж наш предмет называется этапы жизнедеятельности человека, а не только женщины, то, давайте уж анатомо-физиологические особенности мужских половых органов разберём?

Она достала плакат с изображением мужского достоинства в сагиттальном разрезе и, не глядя повесив его на доску, сказала:

- Если про женщину я рассказывала сорок минут, то рассказать про мужчину мне и пяти минут хватит...

- Все гениальное - просто! - выкрикнул кто-то из аудитории.

Все засмеялись, преподаватель улыбнулась и посмотрела на плакат.

Оказалось, что повесила она его неправильно, повернув на девяносто градусов по часовой стрелке так, что "орган" висел не вниз головой, как в спящем режиме, а был направлен в сторону окна аудитории, параллельно полу, как в боевом положении.

Несколько секунд Надежда Дмитриевна смотрела на плакат, не понимая, почему орган изображён боевым. Затем, она как художник перед мольбертом, наклонила голову, положив ее на правое плечо, снова внимательно присмотрелась к рисунку.

- А что это он так кокетливо изображён-то? - растерянно произнесла она.

- Вы неправильно плакат повесили, - сказали ей. - Его повернуть надо.

- Точно! - поняла свою ошибку преподаватель. - Что ж я так растерялась?

Изучив в теории, как устроена и функционирует репродуктивная система человека, мы перешли к доклиническим практическим занятиям. А именно обучались осуществлять те или иные акушерско-гинекологические манипуляции на манекенах. От обычных вагинальных осмотров, до ведения родов. Занятия, проводимые Надеждой Дмитриевной были насыщенными и интересными.

- Представьте себе, что я - матка! - говорила она и раскидывали руки в стороны. - Руки мои, это фаллопиевы трубы.

При этом, она немного двигала руками, пальцы ладоней она растопыривала, изображая воронки фаллопиевых труб.

- Вот я захватила яйцеклетку и теперь она движется внутри трубы, навстречу сперматозоиду. Оплодотворение происходит именно в трубе и, уже оплодотворённая яйцеклетка движется в полость матки, формируясь в плодное яйцо, прикрепляется к одной из стенок.

И она прижимала ладонь к груди, как бы показывая, где теперь будет развиваться новая жизнь.

А как на латыни звучат размеры таза! Distantia cristarum (дистанция криста́рум) - расстояние между двумя наиболее удаленными точками гребней подвздошных костей.

Distantia spinarum (дистанция спина́рум) - расстояние между остистыми отростками подвздошных костей.

Distantia trochanterica (Дистанция трохантерика) - расстояние между большими вертелами бедренных костей.

Conjugatа externa (Конъюга́та эксте́рна) - расстояние от верхнего края лобкового сочленения до пояснично-кресцового сочленения.

Первый семестр третьего курса прошел стремительно и незаметно. Скорее всего этому способствовала наша постоянная занятость, так как, в основном, занятия проходили, в больнице.-2

Знание наружных размеров таза, позволяет нам рассчитать внутренние размеры таза и сделать вывод о необходимости кесарева сечения во время родов при суженном тазе.

...

В один из дней я встретил Родиона.

Вид у него был грустный, но уверенный.

- Здоров!

- Привет! Что грустный?

- Документы забираю, - ответил он. - Всё.

- Зачем? - опешил я. - Что-то случилось?

- Так надо, Дим. Так надо... - ответил он. - Сегодня последний день, завтра уезжаю.

- Так это..., как его..., - растерянно мычал я. - Ты что? Учёбу бросаешь???

Родион молчал. Видно было, что он не хочет говорить о причинах своего поступка, поэтому я решил больше не приставать с расспросами.

- Ну... Давай, хоть проводы тебе устроим, что ли...

Вдвоем с ним мы отправились в кафе, где и "накушались". Да так, что утром я, даже несмотря на то что проснулся вовремя, на занятия не пошёл. Стыдно.

Из-за проводов Родиона я пропустил практическое занятие по ведению родов при тазовом (ягодичном) предлежании плода. Потом чтоб закрыть "энку" в журнале, я просто пришел в свободное время и попытался с наскоку сдать пропущенную тему. Но Надежда Дмитриевна поняла мой хоть и хитрый, но примитивный план. Она, конечно, посмотрела мое выполнение манипуляции, но не зачла.

- Иди готовься, - ответила она.

- Можно завтра?

- Да хоть через час. Главное, подготовься!

Но и через час я снова не сдал. Вроде и прочитал всю методичку, измучил бедного манекена, то есть "манекеншу", а если ещё точнее, то часть "манекенши", отвечающую за репродукцию, но зачёта не получил. То ли делал неправильно, то ли мне мешали мысли о том, что единственный друг бросил учебу и уехал. Когда я в восьмой раз не сдал зачёт, то меня это так сильно разозлило, что я, в сердцах, решил бросить учебу.

"Ну а что? Нафиг оно всё мне сдалось! Родик учебу бросил, уехал. А я тут с пособием по ведению родов справиться не могу! Сколько можно-то???", - думал я выходя из медучилища и направляясь в сторону дома.

Всю ночь не спал, размышлял о своей дальнейшей судьбе. Вспомнил Карима с его наставлениями, что камни никуда не денутся, вспомнил психбольного Шурика, с его несчастной судьбой, вспомнил туббольного Акопа Бабаяна, который тихо умер в тубике, неизвестного БОМЖа, умершего от ОНМК в реанимации. И все мои воспоминания приводили меня к выводу о том, что к смертям я уже привык, а чтобы принять роды, то есть ощутить чудо рождения новой жизни, я неспособен что ли?

Я встал среди ночи, поймал кота Балуна, затолкал его в наволочку от подушки, и стал тренироваться "вести роды" при тазовом предлежании. Балун рычал, шипел, вертелся, и норовил сбежать, но потом он, видимо, понял, что я не собираюсь его убивать, и успокоился. У меня даже выведение запрокинутых ручек плода получилось на нем проделать.

"Если завтра не сдам, то заберу документы, - думал я. - Если сдам, то уж доучусь, как-нибудь..."

Утром, с исцарапанными руками, я показывал пособие по Цовьянову.

Сдал. С девятой попытки. Выйдя из кабинета акушерства, я решил, что диплом, я все же получу, но работать в медицине не буду ни дня.

...

Через девять лет после описанной истории мне все же пришлось принимать роды на дому с тазовым предлежанием, но это уже другая история.

Продолжение следует...

Продолжение: Часть 1/ Часть 2/ Часть 3/ Часть 4/ Часть 5/ Часть 6/ Часть 7/ Часть 8/ Часть 9/ Часть 10/ Часть 11/ Часть 12/ Часть 13/ Часть 14/ Часть 15/ Часть 16/ Часть 17/ Часть 18/ Часть 19/ Часть 20/ Часть 21/ Часть 22/ Часть 23/ Часть 24/ Часть 25/ Часть 26/ Часть 27/ Часть 28/ Часть 29/ Часть 30/ Часть 31/ Часть 32/ Часть 33/ Часть 34/ Часть 35/ Часть 36/ Часть 37/ Часть 38/ Часть 39/ Часть 40/ Часть 41/ Часть 42/ Часть 43/Часть 44