Первые сентябрьские заморозки принесли сюрприз. В доме, в котором я снимал комнату, посреди ночи сломался отопительный котел. Я проснулся от странного шума, который доносился из прихожей. Проржавевший котел не выдержал испытания временем и дал течь. Недостаточное количество воды, оставшееся в системе отопления, кипело очень громко. Хорошо, что вода вытекла не полностью, иначе ещё и нагревательный ТЭН бы перегорел. Я щёлкнул рубильником, обесточив котёл. После учебы предстояло заняться ремонтом системы отопления.
...
Дорога от дома до медучилища составляла четыре километра. Чтобы не опаздывать на занятия, я заводил будильник на двадцать минут седьмого. Времени мне как раз хватало умыться, позавтракать и дойти до училища.
Педиатрия сводила с ума. Скарлатина, корь, ветрянка, дифтерия, эпидпаротит, гломерулонефриты, ревматизм, гастриты, бронхиты, фарингиты, ларингиты, ложные и истинные кру́пы, календарь прививок, "прикорм-докорм", искусственное и естественное вскармливание, взвешивания и многое-многое другое.
От такого объема информации голова шла кругом. Создавалось впечатление, что нас хотят просто напичкать информацией до предела. "Авось, что-нибудь да останется в наших юношеских головах"? Возможно, что так оно и должно было быть. Обучаясь, мы работали, и работая обучались. Работали с преподавателями, работали с одногруппниками, работали с пациентами. На практических занятиях в "доклинике", мы учились делать манипуляции на куклах, разводили антибиотики, прививки, клизмили, промывали желудок, пеленали и даже варили кашу и пюре.
Практические занятия в детском отделении районной больницы проходили так.
В подвале больницы была раздевалка, в которой работала гардеробщиком тетя Валя. Добрейшей души женщина, все время предлагавшая опохмелиться вместе с ней. Мы приходили к назначенному времени, переодевались в раздевалке, отказывались от "опохмела" и поднимались в отделение. В отделении был предусмотрен маленький учебный класс для студентов.
- Ваша задача сегодня - собрать анамнез, осмотреть пациента и выставить диагноз, - сказал нам преподаватель. - Вот вам имена маленьких пациентов и номера палат. Вперёд!
Как меня воспримет пациент? Что я ему скажу? Ну и что, что на мне белый халат? По мне же видно, что я не врач, - думал я подходя к палате.
Надо было сделать серьезную "морду лица" и приступить к опросу и осмотру. Зашёл в палату. В ней находились и женщины с грудничками и девочки дошкольного и школьного возраста.
- Здравствуйте! - обратился я к присутствующим. - Мне нужна Юля.
- Это я... - робко прозвучало где-то слева.
Это была девочка примерно одиннадцати-тринадцати лет на вид. Детские глаза испуганно смотрели на меня, лицо бледное, губы поджаты.
"Наверное, она думает, что я пришёл ей делать укол, - подумал я, - надо её успокоить".
- Здравствуй, Юля. Не бойся, я пришел с тобой просто поговорить.
Девчушка улыбнулась. Я подошёл к её кровати.
- Садись. Расскажи, что у тебя болит?
- Живот...
- И сейчас болит?
- Чуть-чуть.
- А почему он у тебя болит? - решил схитрить я, надеясь, что она уже знает свой диагноз, а мне только останется задать ещё несколько уточняющих вопросов.
- Я не знаю... - ответила девочка.
"Ну что ж? - подумал я. - Никто и не говорил, что будет легко".
Тогда я начал с самого начала.
- Когда он у тебя заболел впервые в жизни? - спросил я.
- В том году, "на картошке"...
"На картошке". Это сейчас такую фразу сразу не понять, а тогда я её сразу понял. Девочка, сказав фразу "на картошке", имела ввиду осенние сельскохозяйственные работы, на которые раньше вывозили школьников и студентов. И я ездил на эти самые сельхозработы, когда ещё учился в школе. Сколько здоровья было потеряно на этой "картошке". Постоянные простуды, несвоевременное питание, усталость. А если и привозили нам что-нибудь поесть, то ели грязными руками. Вспоминать не хочется.
- ... нас там в поле не кормили , а домой я приезжала только к четырем часам.
"Вооот, - отмечал я про себя, - уже картина вырисовывается. Я уже могу предположить, что её боли в животе связаны с нарушением режима питания, а не с травмой или, например, становлением женского цикла, присущего её возрасту.
- То есть ты считаешь, что живот у тебя болит из-за того, что ты не вовремя ела?
- Наверное...
- А что ты ела, когда приходила домой?
Я пытался выяснить её пищевые предпочтения, ведь известно, что, например, жареная или острая пища способствует развитию гастрита.
- Я когда домой приходила, то жарила себе картошку.
- Сама?? - удивился я.
- Да.
- А почему тебе мама не готовит?
- Она на работе постоянно. Она телятницей работает на ферме... - девочка опустила глаза.
Какие тут пищевые предпочтения? Похоже, что кроме картошки и нет больше ничего у них, - думал я.
Оставалась ещё одна деталь, которую мне осталось выяснить.
- Сейчас вы тоже "на картошке"? - спросил я, предполагая, что ученики школ снова на осенних сельхозработах.
- Да.
Из впервые самостоятельно собранного мной анамнеза, уже вырисовывалось то, что пациент несвоевременно принимает пищу. Пища грубая, однообразная, приготовлена неумелыми детскими руками. Родителям некогда заниматься ребёнком. В прошлом году осенью, когда у неё впервые заболел живот, она не обследовалась и, соответственно, не лечилась. В этом году, когда снова возникли неблагоприятные условия, её заболевание обострилось.
Сомнений не оставалось. У девочки самый настоящий гастрит - воспаление слизистой желудка. Только вот острый он или уже хронический, мне было неведомо, поскольку для такого диагноза необходимо было проводить более углубленное обследование.
- Давай ещё живот твой посмотрим, и я пойду, - предложил я.
Я, как умел, пропальпировал живот девочки. Естественно, что ничего такого я не нащупал. Живот как живот. Мягкий, безболезненный.
- Спасибо тебе! - сказал я. - Выздоравливай поскорее и скажи маме, что жареную картошку тебе есть нельзя. Лучше варёную и с молоком! Хорошо?
- Ладно, - сказала девчушка и улыбнулась.
Я вышел из палаты.
- Ну что, Березин? - спросил меня преподаватель. - Какой диагноз?
- У девочки гастрит. Пока неясно только, острый или хронический.
- А как ты определил, что именно гастрит, а например, не дуоденит?
Я вкратце рассказал, как собирал анамнез и проводил осмотр.
- А какой у пациента язык? - вдруг спросил меня преподаватель.
"Елки-палки! Язык-то я не посмотрел! Он же должен быть обложен бело-серым налетом!"
- ... Не посмотрел, забыл...
- В следующий раз не забывай. Диагноз верный.Оценка "4".
С тех пор, я взял за правило, смотреть язык пациента всегда. Он действительно может о многом рассказать.
Язык, обложенный бело-серым налетом предполагает заболевание желудочно-кишечного тракта. Жёлтый - проблемы с печенью, синюшный или фиолетовый - проблемы с лёгкими или сердцем. А ещё есть такие термины как "малиновый язык", говорящий нам о скарлатине, "географический язык" - признак инфекции полости рта и многие другие симптомы.
Мне предстояло стать фельдшером. Не врачом, не клиническим диагностом и не лаборантом, а именно фельдшером. Работать мне предстояло либо на скорой, либо на ФАПе. Само собой, возможности диагностической базы вышеуказанных рабочих мест ограничены. Невозможно в условиях ФАПа или скорой провести какой-нибудь общий анализ крови или эзофагофиброгастроскопию, рентген или Доплер. Поэтому мне стало ясно, что для диагностики на своем фельдшерском уровне, мне придется обращать большое внимание именно на симптомы и синдромы. Иными словами я должен буду отличать какие-нибудь несущественные патологии, например простуды с насморком или остеохондрозные невралгии, с которой вполне можно справиться на этапе фельдшерско-акушерского пункта, от более тяжёлой патологии, о которой я должен предупредить, а то и предотвратить надвигающуюся беду. И все это надо будет уметь и применять благодаря знаниям этих симптомов и синдромов.
...
- Дима, котел починили! - обрадовала меня хозяйка тётя Люда, когда я пришел домой.
- Ура! - обрадовался я.
- Только теперь надо воды натаскать... восемь фляг... - как-то сконфуженно сказала она.
- Да, Господи! Проблема чтоль? - ответил я. - Сейчас натаскаю!
- Тебе не на смену сегодня?
- Нет. Завтра в ночь.
Натаскать воды оказалось недостаточно. Бак системы отопления находился на чердаке. Весь вечер мы заполняли систему водой, дома стало очень даже тепло, но из-за сырости отовсюду полезли уховертки или, как их ещё называют, двухвостки. С этими двухвостками я боролся, наверное, целый месяц.
Продолжение: Часть 1/ Часть 2/ Часть 3/ Часть 4/ Часть 5/ Часть 6/ Часть 7/ Часть 8/ Часть 9/ Часть 10/ Часть 11/ Часть 12/ Часть 13/ Часть 14/ Часть 15/ Часть 16/ Часть 17/ Часть 18/ Часть 19/ Часть 20/ Часть 21/ Часть 22/ Часть 23/ Часть 24/ Часть 25/ Часть 26/ Часть 27/ Часть 28/ Часть 29/ Часть 30/ Часть 31/ Часть 32/ Часть 33/ Часть 34/ Часть 35/ Часть 36/ Часть 37/ Часть 38/ Часть 39/ Часть 40/ Часть 41/ Часть 42/ Часть 43/Часть 44