Найти тему
Кирилл Максимов

"Молния" американцев. P-38 Lightning. Истребитель США который победил Ямамото

Оглавление

P-38 Lightning сбил больше японских самолетов, чем любой другой истребитель. В апреле 1943 года P-38 нейтрализовал адмирала Ямамото, тот самый, кто разработал план нападения на Перл-Харбор. Немцы называли Lockheed Lightning «Хвостатым дьяволом».

P-38 любили за его достоинства и ненавидели за причуды людей, которые на нем летали. Lightning производился с 1940 по 1945 год, всего было построено 9393 P-38 в различных модификациях.

Картинка для заставки
Картинка для заставки

Самолет использовался на всех фронтах в самых разных ролей, в том числе не предусмотренных первоначальным проектом, таких как фоторазведчик, истребитель-бомбардировщик и ночной истребитель.

Два ведущих американских летчика, майор Ричард И. Бонг (40 сбитых, все P-38) и майор Томас Б. Макгуайр (38 сбитых) почти всю Вторую Мировую войну летали на P-38.

Учитывая усилия, которые немецкие люфтваффе приложили к созданию тяжелого двухмоторного истребителя, который не был так успешен, как «Лайтнинг», команда, разработавшая P-38, может поздравить себя с тем, что она является одним из лучших истребителей той эпохи, построенных во время Второй Мировой войны.

Спецификации нового самолета предусматривали создание высотного перехватчика, способного развивать максимальную скорость 576 км/ч на высоте 6100 метров и 467 км/ч в на низкой высоте.

"Молния" американцев. P-38 Lightning. Истребитель США который победил Ямомото
"Молния" американцев. P-38 Lightning. Истребитель США который победил Ямомото

Многие вовлеченные производители самолетов не сочли эти спецификации выполнимыми, но главный конструктор Lockheed Х.Л. Хиббард и Кларенс «Келли» Джонсон рассмотрели несколько решений и выбрали наименее ортодоксальное. Компания Lockheed никогда прежде не строила чисто военных самолетов, при этом проектировала революционный истребитель со многими техническими новшествами, понимая многие риски, которые могли появиься в процессе работы.

Как минимум для достижения необходимых спецификационных характеристик требовалось наличие 2-х двигателей. В качестве силовой установке рассматривали Allison V-12 с нагнетателями GEC. Радиаторы и основные стойки шасси были встроены в планер самолёта.

Кабина, носовое шасси и вооружение располагались в узком корпусе, в центральной гондоле. Все пушки и пулеметы располагались в носовой части, что также решало задачи сосредоточения огневой мощи и прицеливания. Первоначально запланированное вооружение состояло из четырех 23-мм пушек и четырех крупнокалиберных пулеметов.

Прототип был создан 23 июня 1937 года, а ХР-38 впервые поднялся в воздух полтора года спустя, 27 января 1939 года. При первой попытке руления прототип угодил в кювет. В качестве курсового вооружения самолет имел 23-мм пушкой Madsen и четыре 12,7-мм пулемета Browning.

"Молния" американцев. P-38 Lightning. Истребитель США который победил Ямомото 2
"Молния" американцев. P-38 Lightning. Истребитель США который победил Ямомото 2

Военные власти все еще были настроены скептически, поэтому две недели спустя прототип был отправлен в полет от побережья к побережью через североамериканский континент в Нью-Йорк. Включая две посадки для дозаправки, весь полёт выполнили за рекордное время - семь часов и две минуты. Однако, XP-38 совершил аварийную посадку, рано приземлившись в Митчелл-Филд, и был списан из-за проблем с закрылками и одним из двигателей.

Тем не менее, ВВС США были настолько впечатлены этим подвигом, считавшимся невероятным для 1939 года, что через два месяца заказали предсерийную партию из 13 самолетов, несмотря на высокую стоимость двухмоторного истребителя. Вооруженные 37-мм пушкой Oldsmobile, двумя 12,7-мм и двумя 7,62-мм пулеметами Colt, эти первые YP-38 Lightning были готовы к боевым испытаниям в 1941 году.

Первые 30 YP-38 были практически идентичны прототипу, но следующая версия, P-38D, имела базовую эксплуатационную конфигурацию для этого типа с уплотнёнными топливными баками, броней и модифицированной системой горизонтального стабилизатора для улучшения управления вдоль продольной оси. Вооружение состояло из 37-мм пушки и четырех 12,7-мм пулеметов.

"Молния" американцев. P-38 Lightning. Истребитель США который победил Ямомото 3
"Молния" американцев. P-38 Lightning. Истребитель США который победил Ямомото 3

В ноябре 1941 года Р-38Е сменил на конвейере предыдущую версию. Эта модель имела 20-мм орудие Hispano, с гораздо большим боекомплектом, и теперь официально использовалось название «Lightning». Эти серийные машины имели двигатели мощностью 1166 л.с. или 1343 л.с., а винты вращались в противоположных направлениях для лучшего управления самолетом. Выхлопные газы шли на турбонагнетатель в верхней части планера, что делало Р-38 необычайно тихим. Гликолевая охлаждающая жидкость проходила через радиаторы по бокам штанг за двигателями.

После начала войны.

Через несколько минут после объявления войны США 7 декабря 1941 года P-38E сбил немецкий Fw 200C Condor недалеко от Исландии.

В то время было построено 210 самолётов P-38E, Lockheed готовила еще одну версию для экспорта в Великобританию, 143 из которых были заказаны в марте 1940 года с 20-мм пушкой Hispano и боезапасом большего размера. Однако Госдепартамент США запретил экспорт нового двигателя F2 Allison, поэтому эти самолеты получили двигатели C15. Оба этих двигателя вращались вправо, и не имели нагнетателя. Характеристики RAF Lightning Mk I были настолько плохими, что их признали неудовлетворительными. Поэтому Королевские ВВС отказались от экстрадиции и отправили их обратно в Америку, где они впоследствии использовались ВВС США, как учебный самолет.

Следующей моделью стал Р-38F, серийный выпуск которого начался в начале 1942 года. Эта версия имела еще более мощные двигатели и подкрыльевые пилоны для бомб или дополнительные баки для большей дальности полета. Самолёт мог нести 454-килограммовые бомбы, торпеды, баки и прочие грузы.

"Молния" американцев. P-38 Lightning. Истребитель США который победил Ямомото 4
"Молния" американцев. P-38 Lightning. Истребитель США который победил Ямомото 4

Это также была первая модель, которая участвовала в крупномасштабных боевых действиях: над Западной Европой с середины 1942 года и на северо-западе Африки в ходе операции «Факел» в ноябре.

Первые воздушные победы P-38 Lightning в Тихом океане были одержаны 4 августа 1942 года, когда две японские летающие лодки Kawanishi были сбиты над Алеутскими островами у Аляски.

Затем последовали P-38G и P-38H, которых было построено соответственно 1082 и 601 штук. В конце 1943 года новые модели G впервые были отправлены через Северную Атлантику в Европу.

Операция "Месть"

Японский адмирал Ямамото, организатор нападения на Перл-Харбор, также стал жертвой дальнобойных истребителей P-38 Lightning. Весной 1943 года японцы во главе с адмиралом Ямамото начали воздушное наступление в юго-западной части Тихого океана, которое, по крайней мере временно, остановило продвижение американцев на Соломоновы острова.

Адмирал Ямамото хотел использовать временный период бездействия, чтобы посетить передовые японские базы, чтобы проконсультироваться с их командирами о том, как действовать дальше. Поскольку он был очень популярен, его визит поднял бы боевой дух японских пилотов и гарнизонов.

"Молния" американцев. P-38 Lightning. Истребитель США который победил Ямомото 5
"Молния" американцев. P-38 Lightning. Истребитель США который победил Ямомото 5

13 апреля 1943 года подробности инспекционного полета Ямамото были переданы японцами по радио с высочайшим уровнем безопасности. Это зашифрованное сообщение перехватывается американскими связистами и расшифровывается всего через 14 часов.

Американцы видят свой шанс уничтожить своего самого сильного противника. Однако пункт назначения Ямамото находится в 400 милях от ближайшего американского аэродрома Хендерсон-Филд на Гуадалканале. Для этого перехватчики также должны пролететь под японскими радиолокационными станциями и облететь острова, занятые японцами. Таким образом, расстояние в 1000 километров приходится преодолевать на малой высоте, на что расходуется дополнительное топливо.

Единственные самолеты, которые могли выполнять такую работу из-за своей дальности полета, — это P-38G Lightning на Гуадалканале.

18 апреля 1943 года в 7:25 утра 16 P-38G Lightning из 339-й эскадрильи с Хендерсон-Филд начинают операцию «Месть», охоту на Ямамото.

Ровно в 6 утра Ямамото начинает свое путешествие на бомбардировщике Mitsubishi G4M Betty, втором бомбардировщике и шести истребителях Zero в качестве сопровождения из Рабаула на аэродром Баллале недалеко от Бугенвиля. На этот раз его обычная пунктуальность оказалась для японского адмирала роковой, поскольку в 9:33 группу заметили американские летчики. Через 30 секунд самолет Ямамото упал в джунгли в 40 милях к северу от Баллале.

Главный стратег и верховный главнокомандующий ВМС Японии - самая известная жертва в американской и японской историографии.

"Молния" американцев. P-38 Lightning. Истребитель США который победил Ямомото 6
"Молния" американцев. P-38 Lightning. Истребитель США который победил Ямомото 6

К 11 часам утра все «Лайтнинг», кроме одного, приземлились на Хендерсон-Филд, шесть из которых были сильно повреждены. Все пилоты возвращаются в США и дают присягу о неразглашении. Позже тело Ямамото нашли, который вися на дереве, в авиационном кресле все еще держал катану. Он получил двенадцатые государственные похороны в более чем тысячелетней истории Японии.

Следующей версией был P-38J, который был второй по популярности моделью с 2970 экземплярами и одной из самых эффективных. У него были более мощные двигатели, большая полезная нагрузка и большая дальность полета. Интеркулеры перенесли под двигатели, освободив место в крыльях для дополнительных 250 литров топлива. Более поздние P-38J имели элероны с гидравлическим приводом и штурвалы вместо джойстиков.

Однако самым производимым «Лайтнингом» был еще более мощный P-38L, которых было выпущено 3923 экземпляра. Эта версия могла нести 1815 кг бомб или десять ракет. P-38J и P-38L также использовались как бомбардировщики, оснащенные прозрачным носом для сброса целей.

Сотни самолетов F-4 и F-5 использовались в качестве фоторазведчиков. Последней версией Lightning был ночной истребитель P-38M. РЛС ASH была установлена ​​в дополнительном контейнере под носовой частью.

"Молния" американцев. P-38 Lightning. Истребитель США который победил Ямомото 7
"Молния" американцев. P-38 Lightning. Истребитель США который победил Ямомото 7

P-38 Lightning также использовались в качестве буксировщиков грузовых планеров, оснащенных салазками, в качестве быстрого двухместного санитарного самолета и для создания электронных помех в операциях РЭБ.

P-38 Lightning был не таким маневренным, но универсальным и имел большую дальность полета. Большинство P-38 использовались для сопровождения бомбардировщиков, так как они имели огромную дальность действия, особенно со сбрасываемыми вспомогательными баками.

На случай если хотите поддержать канал копейкой или, возможно, заказать статью на канал, то воспользуйтесь ссылкой: https://yoomoney.ru/to/4100110112653826

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.