Найти тему
РОЛЬФ

Готовимся к лету: заправка автокондиционера

Оглавление

Технически кондиционер в машине — система не самая важная. Более того, вовсе не обязательная — транспортное средство может ездить без него. Однако автомобили становятся всё комфортнее, и сегодня уже сложно представить их без климатического оборудования.

Разумеется, автокондиционер, как и любая другая техника, требует своевременного обслуживания. От этого зависит исправность и эффективность работы системы. А ещё — здоровье водителя и пассажиров.

Но что именно нужно делать? И как часто? Как происходит заправка кондиционера в автомобиле? Рассказываем в статье.

Основные компоненты автокондиционера

1. Компрессор

Этот узел создаёт высокое давление, благодаря которому хладагент (фреон) перемещается по магистралям. Сам же компрессор может приводиться в действие:

  • коленчатым валом (через ремённую передачу). Наиболее распространённый вариант;
  • электродвигателем. Встречается редко — преимущественно на электрокарах.

Также существует комбинированный привод.

2. Конденсатор

Конструктивно это обычный радиатор. В нём хладагент превращается из газа в жидкость. При смене агрегатного состояния рабочее тело системы кондиционирования охлаждается.

Тепло от конденсатора передаётся радиатору системы охлаждения мотора, который рассеивает его в атмосфере.

-2

3. Осушитель

При работе кондиционера в систему попадает влага, которая при охлаждении кристаллизуется. В свою очередь, образовавшиеся кристаллы льда способны вывести из строя компрессор и навредить другим компонентам системы.

Чтобы этого не произошло, используется осушитель — резервуар с фильтр-сетками и специальным наполнителем, улавливающим и связывающим влагу.

4. Расширительный клапан: терморегулирующий вентиль или дроссель

ТРВ представляет собой клапан, который контролирует давление в системе. Также в нём начинается испарение фреона.

В некоторых моделях авто используется альтернативное решение — дроссель в паре с аккумулятором. Первый отвечает за регулировку давления. Второй — за аккумуляцию излишков хладагента.

5. Испаритель (он же эвапоратор)

Конструктивно — ещё один радиатор. Устанавливается под передней панелью салона. Предназначен для испарения фреона и, как следствие, поглощения тепла из окружающей среды.

Содержащийся в воздухе водяной пар собирается в виде жидкости на поверхности радиатора, после чего выводится из салона при помощи дренажной системы.

6. Электровентилятор эвапоратора

Используется для повышения интенсивности рециркуляции воздуха в салоне.

7. Электрооборудование

Оно выполняет следующие функции.

  • Управление и регулировка работы системы.
  • Контроль и поддержание температуры.
  • Принудительная подача воздуха.

Перечень электрооборудования, датчиков может варьировать.

Примечание: кондиционер может быть самостоятельной системой или же входить в состав системы климат-контроля. Устройство автокондиционера в обоих случаях идентично.

8. Магистрали

Система кондиционирования включает два типа магистралей — высокого и низкого давления. К первым предъявляются особые требования: они должны выдерживать давление до 280–300 кПа и температуру 150 °C или более.

Принцип работы автокондиционера

  1. Компрессор создаёт давление и нагнетает газообразный фреон. Благодаря давлению хладагент не только начинает движение по системе, но и нагревается.
  2. Хладагент отправляется по магистрали высокого давления к конденсатору.
  3. Попав в конденсатор, хладагент охлаждается и конденсируется. На данном этапе повышенное давление сохраняется.
  4. Далее жидкий фреон по магистрали высокого давления движется к осушителю.
  5. После попадания в осушитель жидкий фреон очищается от воды и других примесей.
  6. Очищенный жидкий хладагент по магистрали высокого давления отправляется к ТРВ или дросселю. Затем давление снижается.
  7. Фреон по магистрали низкого давления отправляется в испаритель, где постепенно превращается в газ.
  8. Проходя через испаритель, газообразный хладагент забирает тепло. При этом поступление тепла на радиатор-испаритель и «обдув» холодным воздухом салона обеспечивает вентилятор. На эвапораторе собирается вода, которая выводится из салона через дренажную систему.
  9. Нагретый газообразный фреон по магистрали низкого давления снова отправляется в расширительный клапан, после чего — в компрессор.

Чем заправляют кондиционер

Как было упомянуто ранее, рабочее тело автокондиционера — фреон. Хладагент бывает:

  • однокомпонентным (1 газ). Такой фреон можно использовать для дозаправки системы;
  • многокомпонентным (2 и более газов). Таким хладагентом дозаправлять систему нельзя — нужно полностью удалить фреон из системы, после чего заправить с нуля.

Важно!

  • Недостаточный уровень хладагента приводит к «масляному голоданию» компрессора.
  • Избыток фреона в системе приводит к повышенной нагрузке на компрессор.

Всё это негативно сказывается на эффективности системы и рабочем ресурсе компрессора.

Как проверить хладагент и масло в кондиционере

Не самый достоверный метод, однако им можно периодически пользоваться, если кондиционер работает в штатном режиме — без явных проблем.

  1. Запустите мотор.
  2. Включите систему на полную мощность.
  3. Оцените состояние хладагента через контрольный глазок (обычно расположен в верхней части осушителя).

Что можно увидеть?

  • В хладагенте на короткое время появляются воздушные пузырьки. Это значит, что фреона достаточно для работы кондиционера в штатном режиме.
  • Появляется много пузырьков, их количество постепенно уменьшается, но они не исчезают полностью. Свидетельствует о том, что в системе недостаточно хладагента.
  • Хладагент молочно-белого цвета, большое количество пузырьков. Это также говорит о том, что в системе недостаточно хладагента. В данном случае пользоваться кондиционером нельзя — требуется срочная дозаправка.

Во время работы автокондиционера масло смазывает подвижные части компрессора. При недостатке или чрезмерном загрязнении смазочного материала компрессор будет стремительно утрачивать рабочий ресурс, что приведёт к преждевременному выходу узла из строя.

Для проверки уровня масла нужно:

1) запустить мотор;

2) включить кондиционер и подождать около 20 минут;

3) проверить уровень масла через смотровое окошко.

Уровень масла не должен быть ниже минимальной или выше максимальной отметки. Дополнительно стоит обратить внимание на внешний вид смазочного материала: наличие пузырьков может свидетельствовать о разгерметизации системы и, соответственно, о попадании хладагента в масло.

Примечание: проверка герметичности системы — обязательная процедура. Однако сделать это без специального оборудования не получится. Причина заключается в том, что фреон R134A(наиболее распространённый) бесцветен и не оставляет ярко выраженных следов. Тем не менее о разгерметизации могут говорить следующие признаки:

  • снижение эффективности работы климатического оборудования;
  • следы обмерзания на магистралях;
  • масляные потёки на компрессоре.

Как выполняется обслуживание кондиционера

-3

Обслуживание автокондиционера — не только заправка фреоном.

Полный перечень операций

  1. Визуальный осмотр компонентов и мест соединений на предмет потёков, обмерзания, коррозии, механических повреждений.
  2. Компьютерная диагностика (если автомобиль оснащён системой климат-контроля).
  3. Контроль уровня фреона и смазочного материала.
  4. Проверка работоспособности системы.
  5. Проверка герметичности системы (могут использоваться азот, течеискатель или ультрафиолет).
  6. Проверка электрики (провода, клеммы, контакты) и замер рабочих токов. При необходимости производится очистка элементов от коррозии, подтягивание клемм и т. д.
  7. Очистка от загрязнений конденсатора, дренажной трубки, эвапоратора.
  8. Замена салонного фильтра. К слову, данная процедура выполняется чаще, чем полноценное обслуживание всей системы, — каждые 10–25 тыс. км пробега.

Заправка системы кондиционирования авто выполняется в следующем порядке.

  1. Включается система кондиционирования, прогревается мотор.
  2. К штуцеру компрессора подключается вакуумный насос.
  3. Производится вакуумирование системы (несколько раз; после вакуумирования необходимо выждать 2–3 часа).
  4. Очищаются от загрязнений колпачок заправочного штуцера и магистраль низкого давления.
  5. На штуцер надевается шланг заправочного оборудования.
  6. На работающем моторе (необходимо держать около 1500 оборотов) включается рециркуляция воздуха в салоне.
  7. Открывается кран магистрали низкого давления.
  8. К заправочному оборудованию подсоединяется баллон с фреоном.
  9. Процедура завершается после того, как в салон пойдёт холодный воздух.

В процессе заправки постоянно проверяется давление. Оно не должно превышать 285 кПа.

Примечание: заправка кондиционера осуществляется один раз в 2–3 года на автомобиле до 5–6 лет и ежегодно на машинах от 7 лет и старше.

Заключение

Заправить автокондиционер — непростая задача. А заправить его правильно — задача ещё сложнее. Именно поэтому самое рациональное решение — обратиться к профессионалам. Например, в сервис РОЛЬФ.

РОЛЬФ — это:

  • мультибрендовый сервис;
  • специалисты с богатым опытом;
  • оригинальные расходные материалы.
Авто
5,66 млн интересуются