Технически кондиционер в машине — система не самая важная. Более того, вовсе не обязательная — транспортное средство может ездить без него. Однако автомобили становятся всё комфортнее, и сегодня уже сложно представить их без климатического оборудования.
Разумеется, автокондиционер, как и любая другая техника, требует своевременного обслуживания. От этого зависит исправность и эффективность работы системы. А ещё — здоровье водителя и пассажиров.
Но что именно нужно делать? И как часто? Как происходит заправка кондиционера в автомобиле? Рассказываем в статье.
Основные компоненты автокондиционера
1. Компрессор
Этот узел создаёт высокое давление, благодаря которому хладагент (фреон) перемещается по магистралям. Сам же компрессор может приводиться в действие:
- коленчатым валом (через ремённую передачу). Наиболее распространённый вариант;
- электродвигателем. Встречается редко — преимущественно на электрокарах.
Также существует комбинированный привод.
2. Конденсатор
Конструктивно это обычный радиатор. В нём хладагент превращается из газа в жидкость. При смене агрегатного состояния рабочее тело системы кондиционирования охлаждается.
Тепло от конденсатора передаётся радиатору системы охлаждения мотора, который рассеивает его в атмосфере.
3. Осушитель
При работе кондиционера в систему попадает влага, которая при охлаждении кристаллизуется. В свою очередь, образовавшиеся кристаллы льда способны вывести из строя компрессор и навредить другим компонентам системы.
Чтобы этого не произошло, используется осушитель — резервуар с фильтр-сетками и специальным наполнителем, улавливающим и связывающим влагу.
4. Расширительный клапан: терморегулирующий вентиль или дроссель
ТРВ представляет собой клапан, который контролирует давление в системе. Также в нём начинается испарение фреона.
В некоторых моделях авто используется альтернативное решение — дроссель в паре с аккумулятором. Первый отвечает за регулировку давления. Второй — за аккумуляцию излишков хладагента.
5. Испаритель (он же эвапоратор)
Конструктивно — ещё один радиатор. Устанавливается под передней панелью салона. Предназначен для испарения фреона и, как следствие, поглощения тепла из окружающей среды.
Содержащийся в воздухе водяной пар собирается в виде жидкости на поверхности радиатора, после чего выводится из салона при помощи дренажной системы.
6. Электровентилятор эвапоратора
Используется для повышения интенсивности рециркуляции воздуха в салоне.
7. Электрооборудование
Оно выполняет следующие функции.
- Управление и регулировка работы системы.
- Контроль и поддержание температуры.
- Принудительная подача воздуха.
Перечень электрооборудования, датчиков может варьировать.
Примечание: кондиционер может быть самостоятельной системой или же входить в состав системы климат-контроля. Устройство автокондиционера в обоих случаях идентично.
8. Магистрали
Система кондиционирования включает два типа магистралей — высокого и низкого давления. К первым предъявляются особые требования: они должны выдерживать давление до 280–300 кПа и температуру 150 °C или более.
Принцип работы автокондиционера
- Компрессор создаёт давление и нагнетает газообразный фреон. Благодаря давлению хладагент не только начинает движение по системе, но и нагревается.
- Хладагент отправляется по магистрали высокого давления к конденсатору.
- Попав в конденсатор, хладагент охлаждается и конденсируется. На данном этапе повышенное давление сохраняется.
- Далее жидкий фреон по магистрали высокого давления движется к осушителю.
- После попадания в осушитель жидкий фреон очищается от воды и других примесей.
- Очищенный жидкий хладагент по магистрали высокого давления отправляется к ТРВ или дросселю. Затем давление снижается.
- Фреон по магистрали низкого давления отправляется в испаритель, где постепенно превращается в газ.
- Проходя через испаритель, газообразный хладагент забирает тепло. При этом поступление тепла на радиатор-испаритель и «обдув» холодным воздухом салона обеспечивает вентилятор. На эвапораторе собирается вода, которая выводится из салона через дренажную систему.
- Нагретый газообразный фреон по магистрали низкого давления снова отправляется в расширительный клапан, после чего — в компрессор.
Чем заправляют кондиционер
Как было упомянуто ранее, рабочее тело автокондиционера — фреон. Хладагент бывает:
- однокомпонентным (1 газ). Такой фреон можно использовать для дозаправки системы;
- многокомпонентным (2 и более газов). Таким хладагентом дозаправлять систему нельзя — нужно полностью удалить фреон из системы, после чего заправить с нуля.
Важно!
- Недостаточный уровень хладагента приводит к «масляному голоданию» компрессора.
- Избыток фреона в системе приводит к повышенной нагрузке на компрессор.
Всё это негативно сказывается на эффективности системы и рабочем ресурсе компрессора.
Как проверить хладагент и масло в кондиционере
Не самый достоверный метод, однако им можно периодически пользоваться, если кондиционер работает в штатном режиме — без явных проблем.
- Запустите мотор.
- Включите систему на полную мощность.
- Оцените состояние хладагента через контрольный глазок (обычно расположен в верхней части осушителя).
Что можно увидеть?
- В хладагенте на короткое время появляются воздушные пузырьки. Это значит, что фреона достаточно для работы кондиционера в штатном режиме.
- Появляется много пузырьков, их количество постепенно уменьшается, но они не исчезают полностью. Свидетельствует о том, что в системе недостаточно хладагента.
- Хладагент молочно-белого цвета, большое количество пузырьков. Это также говорит о том, что в системе недостаточно хладагента. В данном случае пользоваться кондиционером нельзя — требуется срочная дозаправка.
Во время работы автокондиционера масло смазывает подвижные части компрессора. При недостатке или чрезмерном загрязнении смазочного материала компрессор будет стремительно утрачивать рабочий ресурс, что приведёт к преждевременному выходу узла из строя.
Для проверки уровня масла нужно:
1) запустить мотор;
2) включить кондиционер и подождать около 20 минут;
3) проверить уровень масла через смотровое окошко.
Уровень масла не должен быть ниже минимальной или выше максимальной отметки. Дополнительно стоит обратить внимание на внешний вид смазочного материала: наличие пузырьков может свидетельствовать о разгерметизации системы и, соответственно, о попадании хладагента в масло.
Примечание: проверка герметичности системы — обязательная процедура. Однако сделать это без специального оборудования не получится. Причина заключается в том, что фреон R134A(наиболее распространённый) бесцветен и не оставляет ярко выраженных следов. Тем не менее о разгерметизации могут говорить следующие признаки:
- снижение эффективности работы климатического оборудования;
- следы обмерзания на магистралях;
- масляные потёки на компрессоре.
Как выполняется обслуживание кондиционера
Обслуживание автокондиционера — не только заправка фреоном.
Полный перечень операций
- Визуальный осмотр компонентов и мест соединений на предмет потёков, обмерзания, коррозии, механических повреждений.
- Компьютерная диагностика (если автомобиль оснащён системой климат-контроля).
- Контроль уровня фреона и смазочного материала.
- Проверка работоспособности системы.
- Проверка герметичности системы (могут использоваться азот, течеискатель или ультрафиолет).
- Проверка электрики (провода, клеммы, контакты) и замер рабочих токов. При необходимости производится очистка элементов от коррозии, подтягивание клемм и т. д.
- Очистка от загрязнений конденсатора, дренажной трубки, эвапоратора.
- Замена салонного фильтра. К слову, данная процедура выполняется чаще, чем полноценное обслуживание всей системы, — каждые 10–25 тыс. км пробега.
Заправка системы кондиционирования авто выполняется в следующем порядке.
- Включается система кондиционирования, прогревается мотор.
- К штуцеру компрессора подключается вакуумный насос.
- Производится вакуумирование системы (несколько раз; после вакуумирования необходимо выждать 2–3 часа).
- Очищаются от загрязнений колпачок заправочного штуцера и магистраль низкого давления.
- На штуцер надевается шланг заправочного оборудования.
- На работающем моторе (необходимо держать около 1500 оборотов) включается рециркуляция воздуха в салоне.
- Открывается кран магистрали низкого давления.
- К заправочному оборудованию подсоединяется баллон с фреоном.
- Процедура завершается после того, как в салон пойдёт холодный воздух.
В процессе заправки постоянно проверяется давление. Оно не должно превышать 285 кПа.
Примечание: заправка кондиционера осуществляется один раз в 2–3 года на автомобиле до 5–6 лет и ежегодно на машинах от 7 лет и старше.
Заключение
Заправить автокондиционер — непростая задача. А заправить его правильно — задача ещё сложнее. Именно поэтому самое рациональное решение — обратиться к профессионалам. Например, в сервис РОЛЬФ.
РОЛЬФ — это:
- мультибрендовый сервис;
- специалисты с богатым опытом;
- оригинальные расходные материалы.