Сплав минималистической эстетики и закавказской элегантности:
В середине 80-х в моей семье появилась сувенирная автомобильная кофеварка "Ануш ԱՆՈՒՇ" цвета слоновой кости. Изготовлена она была в Ереване на заводе при НПО "Нейтрон".
Согласно инструкции для включения кофеварки достаточно вставить её ручку в штатный прикуриватель автомобиля. Поэтому использовать её можно было только в тех автомобилях, у которых прикуриватель установлен на вертикальном кронштейне и было свободное пространство в 20см. Например как на ВАЗ 2101: прикуриватель правее рулевой колонки, рядом с ручкой управления дроссельной заслонкой:
А у нас был белоснежный АЗЛК-2140 в котором прикуриватель стоял почти вертикально в откидывающейся пепельнице в которой лежали монеты, жиклеры, ниппели, шплинты и всякие шайбы...
Отцу элегантная кофеварка нравилась, но приспособить в Москвич не дошли руки, а потому про кофеварку забыли.
Прошло больше 35 лет и вот недавно разбирая антресоли я её обнаружил и решил проверить насколько она соответствует описанию, что "...Конструктивное решение обеспечивает равномерный нагрев всей жидкости, аналогичное приготовлению в горячем песке..." и паспортным техническим данным:
Время приготовления кофе -10мин
Ёмкость кофеварки -0,1 л
Номинальное напряжение-12В
Мощность -100Вт.
=====
Поиск в сети принёс только несколько объявлений о продаже.
Информации о использовании по назначению не нашлось.
Осмотр показал, что пластик моей кофеварки качественный, за прошедшие годы ни цвет ни прочность не изменились.
Внутренний диаметр емкости 50мм. Глубина цилиндрической части емкости - 60мм:
Разбирается кофеварка легко: на донышке три винта и открутить их мешает только затвердевшая пломба ОТК:
Крышка нагревателя имеет вид стакана высотой 57мм и диаметром от 73 (у основания) до 75мм.
Конец ручки с двумя никелированными контактами также свинчивается без усилий, но надо действовать осторожно, чтобы не порвать перекручивающиеся провода.
Нагреватель выполнен очень качественно и красиво: слюда, фольга, хомуты, тугоплавкий припой, термостойкие провода солидного сечения .... Сломаться там просто не чему.
К сожалению выяснить параметры нагревателя (сечение, длина и пр.) визуально не возможно.
Теоретически исходя из ширины конструкции, длины витка 17см, сопротивления нагревателя 1,2 Ома, максимального допустимого тока 8.6-10А и максимальной температуры 200⁰С можно предположить, что там нихромовая проволка ф1,6мм либо лента сечением 2мм². Длина нихрома до 1,9м. Число витков 10-11.
Равномерный нагрев обеспечивается размещением нагревателя по всей доступной высоте алюминиевого стакана, около 50мм. Кстати на донышке нагревателя нет.
Три лапки с резьбой расположены на хомуте алюминиевой емкости, поэтому для правильной обратной сборки требуется одеть крышку. Иначе алюминиевая емкость неотцентруется относительно ручки.
Объем кофеварки по воротник 120ml. Но если налить согласно инструкции до уровня 15-20мм от верхнего края, то будет как раз 100ml. Метки в чаше нет, поэтому все на глаз.
Для подключения я использовал завалявшийся витой шнур со штеккером. Никелированный колпачок на торце ручки частично удалил. Провода шнура подпаял к выводам нагревателя в ручке:
Шнур имеет сечение калибром 18AWG, т е около 1мм². И теоретически способен пропустить 14-16А.
Замер сопротивления нагревателя (без фанатизма) показал чуть чуть больше 1 Ома. Это теоретически 10А, или 120Вт.
А в паспорте написано про 100Вт, а это теоретически 8,3А....
Ну ничего, ±20% допустимо.
Сетевой трансформатор ЯТП 0,25-220/12В и ответное гнездо также имелись в наличии:
Собрал несложную схему, залил 100ml воды, включил в сеть.
Как и обещала инструкция, через 3 минуты температура воды было около 60-70⁰С. А еще через 6 минут вода мягко кипела по всей высоте стенок.
В результате обнаружил, что витой шнур и корпус кофеварки греются до 40-45⁰С, но штеккер грелся раза в два сильнее! Разборка показала причину: наличие встроенного предохранитель на 15А. Поэтому пришлось заменить его на тут же оттокаренный кусок меди длиной 30мм и диаметром 7,3 мм:
Повторные включения показали, что штеккер не греется, а кофе закипает за 8-9 минут.
Корпус кофеварки немного тёплый после 3-х заварок подряд.
Кофеварка с новым шнуром свободно помещается в родной мешок.
Что не понравилось. При заварке кофе по инструкции требуется один раз размешать, а потом снять пенку. Так вот, нержавеюшая чайная ложка от переменного тока сильно вибрирует и гудит.
Подозреваю, что на постоянном токе ложку просто притянет куда-то к стенке.
Планы на будущее. Прикуриватель в моем авто на 180Вт. Замер корпуса кофеварки показал, что она (с зазором 4-5 мм) вставляется в штатный подстаканник на всю высоту с запасом у донышка в 10мм.
Именно поэтому вывод шнура через торец ручки не только эстетичен и удобен, но и позволяет использовать подстаканник: если заколхозить кофеварку в подходящий водонепроницаемый пакет или обернуть впитывающей салфеткой, то вполне возможно заваривать кофе во время движения. Ибо жалко и аккумулятор и работающий в холостую мотор (чего современные моторы не любят), да и ждать 10 минут это долго.
Супруга ведь както умудряется наливать горячий кофе из термоса на ходу...