Найти тему

Рассвет Волжского пароходства

Период с 1843 по 1870 гг. можно считать периодом процветания в истории Волжского пароходства. Именно в это время масштабировалось производство сухогрузного флота, пополнились ряды судов компании и появились первые пассажирские перевозки. О том, как это было – в нашей статье.

(Фото: открытые интернет источники)
(Фото: открытые интернет источники)

В 1847 году был пересмотрен Устав Общества «По Волге», утверждённый в новой редакции 9 января 1848 года, который в дальнейшем послужил прототипом для всех последующих уставов пароходных обществ и товариществ.

Весной 1848 г. на Волгу прибыли вновь заказанные Обществом пароходы, построенные по типу «Волги», но более мощные – каждый по 460 ном. сил. За такую мощь суда получили названия «Геркулес» и «Самсон».

Имея три парохода, можно было упорядочить рейсы, что и было сделано. Весной по большой воде проходили 2-3 рейса с хлебом от Самары до Рыбинска. В июле – 2 рейса от Астрахани: один с ярмарочным грузом в Нижний Новгород, другой с хлебом. После ярмарки рейс с ярмарочным грузом шёл от Нижнего до Астрахани, и, наконец, поздней осенью происходило возвращение снизу преимущественно с одной баржей, гружённой малосольной рыбой.

Однако движение по-прежнему было медленным: от Самары до Рыбинска пароходы шли 25 дней. Это было вызвано тем, что ночью они стояли. Кроме того, тратилось много времени на погрузку дров для пароходов, потребляемых в больших количествах.

Общество озадачило своих инженеров созданием нового типа грузового судна, более приспособленного к изменившимся условиям буксировки. Результатом задания стали баржи – тип, заимствованный из морского флота и появившийся при Петре I. Вскоре данный тип стал преобладающим на Волге. Отметим, что первые 12 барж были построены в том же 1848 году.

Успех Общества «По Волге» был колоссальный: прибыль росла в геометрической прогрессии. К примеру, если в 1846 году заработок парохода «Волга» составлял 39 945 рублей, то уже в 1847 он вырос до 80 315 рублей, а в 1849 – 212 978 рублей!

Помимо грузовых перевозок Общество организовало перевозку пассажиров. Для этого приспособили две специальные баржи с рубками и каютами, двигающимися вместе с пароходом.

Капитанами первое время были голландцы или финны, но это было неудобно для дела… Поэтому вскоре судовладельцы стали приглашать на работу офицеров морского флота в качестве командиров, но и этот опыт оказался неудачным, т.к. моряки были незнакомы с условиями хождения по Волге.

Со временем на пароходы стали приходить исконные волгари, постепенно выработался свой местный тип судоводителей и судоходцев, что положительно сказалось на успешном развитии волжского судоходства.

Между тем, потребность в пассажирском плавании с развитием судоходного дела сказывалась всё больше. К началу 50-х годов мысль о создании специального пассажирского флота воплотилась в создании третьего крупного предприятия на Волге – Общества «Самолёт». Именно ему выпала честь построить первый пассажирский пароход с предоставлением пассажирам всех возможных удобств.

(Фото: открытые интернет источники)
(Фото: открытые интернет источники)

5 февраля 1853 года был утверждён Устав товарищества на паях под фирмой «Самолёт» для перевозки пассажиров и лёгких грузов. В апреле 1854 г. три парохода мощностью по 50 ном. сил. вышли в своё первое плавание.

Пятидесятые годы стали периодом расцвета пароходного дела на Волге и усиленного строения пароходов. Так, товарищество «Самолёт» довело свой флот к 1860 году до 21 пассажирского парохода, распространив своё плавание по всей Волге, а в 1859 - по Каме до Перми. Общество «По Волге», в свою очередь, построило 6 новых буксирных пароходов и открыло пассажирскую линию Казань – Астрахань, получив в 1859 году заказанные в Англии пассажирские пароходы «Царь» и «Царица».

О «царских» пароходах и появлении нового кластера предпринимателей поведаем в следующем материале. Следите за новостями страницы и историей становления Волжского пароходства вместе с нами!

(Статья подготовлена по материалам монографии кандидата исторических наук И. А. Рычкова)