Какой автомобиль вы бы взяли с собой на необитаемый остров? Наверняка многие назвали бы одну из моделей Porsche. Немецкий бренд любят и ценят во всём мире. Но насколько хорошо вы знаете эту марку? Уверены, в нашей подборке интересных и неочевидных фактов о фирме из Штутгарта каждый найдёт для себя что-то новое.
Фердинанд Порше был гением
История Porsche — это, прежде всего, сам Фердинанд Порше. Душа, сердце, а главное — мозг компании. Правда, лично он почти не успел поучаствовать в разработке автомобилей со своей фамилией на эмблеме. Однако его вклад в историю автопрома невозможно переоценить.
Зажигать он начал ещё с юности. Только представьте: бензоэлектрический Lohner-Porsche Mixte — по сути, первый в мире работоспособный гибрид — Фердинанд построил ещё в 1901 году. Да чего уж: на многих легендарных машинах первой половины XX века лежит печать его таланта — от Mercedes-Benz SSK до Auto Union С- и D-type V16.
При этом была у герра Порше и другая сторона, о которой историки в Штутгарте упоминать не любят.
Порше был офицером SS
Порше старался держаться подальше от политики, но политика, к сожалению, сама находила его. Ещё в 1936-м один неудавшийся австрийский художник, оказавшийся у руля всей Германии, попросил Фердинанда подумать над проектом народного автомобиля для рядовых немцев. Так появился Фольксваген «Жук».
Да, самым массовым автомобилем мира он станет уже после 1945-го. А в годы Второй мировой на базе этой модели Порше разработает разведывательный автомобиль VW Type 82 и уникальную полноприводную амфибию VW Type 166. Как раз за создание плавающего вездехода профессору присвоили звание офицера СС.
Именно Порше придумал тяжёлое самоходное орудие Ferdinand, принимавшее активное участие в военных действиях как на Восточном, так и на Западном фронте. Сверхтяжёлые танки «Королевский тигр» и «Маус» — тоже его работа.
Первый автомобиль Porsche появился только в 1948-м
Неудивительно, что после войны Фердинанд угодил в тюрьму. Его обвинили в пособничестве гитлеровцам, и несколько месяцев Порше провёл под стражей. Однако французы решили, что неправильно оставлять инженерного гения без работы, и привлекли профессора к доработке микролитражки Renault 4CV.
Уже отбыв наказание — 20 месяцев — и заплатив крупную денежную выплату, Порше-старший вместе с сыном Ферри решили начать производство собственных автомобилей. Фердинанд как свои пять пальцев знал конструкцию VW Type 1 и решил построить на его базе спортивный автомобиль. Так в 1948-м появился 356-й — первая машина с фирменной эмблемой Porsche.
Жаль, что увидеть расцвет своей фирмы Фердинанд не успел. Полтора года во французских застенках не прошли даром для здоровья пожилого конструктора — Порше-старший скончался 30 января 1951 года.
В Porsche всегда охотно брались за сторонние заказы
Автомобильный бизнес Porsche поначалу шёл тяжеловато. Модель 356 собирали маленькими тиражами, так как для развития производства не хватало денег. К счастью, таланты немецких инженеров находили своих поклонников, и изначально фирма Порше была скорее конструкторским бюро, чем крупным автопроизводителем.
В 1950-х для американского бренда Studebaker немцы разработали проект седана нового поколения — Type 542. В серию машина не пошла, но деньги, полученные по контракту, позволили Porsche расширить собственные производственные мощности.
Среди знаковых консалтинговых работ — помощь испанскому SEAT с популярной моделью Ibiza, разработка кокпита для самолётов Aerobus и, конечно же, плодотворные контакты с ВАЗом. В Штутгарте гордились и продолжают гордиться тем, что участвовали в разработке «восьмёрки». Ранний экземпляр ВАЗ-2108 даже находится в запаснике фирменного музея Porsche.
Первый 911-й назывался по другому
Модель 356 — первая в истории Porsche, но самая главная машина — это, конечно же, 911. Она появилась осенью 1963-го на Парижском автосалоне и называлась немного иначе — Porsche 901.
Но почти сразу фирма Peugeot, давно запатентовавшая трёхсимвольное цифровое обозначение с ноликом посредине для своих легковушек, потребовала от немцев подумать над новым названием. С патентами не шутят, поэтому 901-й стал 911-м. Любопытно, что схожесть названия спорткара с телефонным номером экстренных служб в США никого не смутила. Напротив, в Штутгарте решили, что так покупателям будет проще запоминать название модели.
А теперь, спустя 60 лет и восемь поколений культового спорткара, уже можно поспорить, с чем больше ассоциируется 911: с легендарным спорткаром или телефоном неотложки?
Porsche выпустила собственный минивэн
Про гоночные успехи марки мы даже не будем начинать — здесь немецкой фирме, пожалуй, нет равных во всём мире. Автомобили Porsche выигрывали во всех гоночных сериях, в которых участвовали. Но вот что вы точно не знали о Porsche — так это то, что у неё был фирменный микроавтобус!
Да-да, такой действительно был. На рубеже 1980-х немцы для нужд раллийной команды построили очень быструю техничку — шасси Volkswagen T3, но с мотором и компонентами от Porsche 911. И это был не просто прототип. В Штутгарте запустили мелкосерийное производство полугоночного вэна. Представляете себе шок немецких водителей, когда с левой полосы автобана их сгонял безумно быстрый и уверенный в своих силах автобус.
Запуск Cayenne в 1990-х считали началом конца Porsche
Заряженный минивэн — не просто шалость. В 1980-х и 1990-х фирма хваталась за любые заказы, чтобы выжить, так как финансовое её положение оставляло желать лучшего. Спрос на традиционные спорткары и в Европе, и в Америке падал. До расцвета китайского и ближневосточного рынков оставалось ещё несколько лет. Так что Porsche вынуждена была перейти к решительным действиям.
В конце 1990-х поползли слухи, что в Штутгарте готовят модель совершенно нового типа. Но никто не ожидал, что в 2002-м свет увидит первый в истории бренда кроссовер.
И это решение показалось настоящим шоком! Вопросы вызывал не только дизайн, который действительно вышел спорным. Сам факт того, что легендарный бренд спорткаров вдруг вписался в интрижку со вседорожниками, пригвоздил пуристов к месту.
В авторитетных автомобильных изданиях пачками выходили статьи о том, что Cayenne — начало неминуемого конца Porsche. Мол, истинные поклонники отвернутся от бренда и владельцы 911-х подобное не простят.
Однако премиальные вседорожники стали главным трендом первых двух десятилетий нового века, поэтому Кайен не только не погубил Porsche — он вывел марку на новый уровень. Прибыль, сгенерированную отличными продажами кроссовера, пустили на масштабное обновление модельной линейки. Кайен приносил так много денег, что в какой-то момент компания Porsche едва не купила весь концерн Volkswagen. И лишь жёсткая корпоративная игра боссов VW с применением административных связей не позволила маленькому производителю спорткаров стать владельцем одного из крупнейших мировых автогигантов. В итоге VW сделался владельцем Porsche, зато теперь под этим брендом выпускают не только жутко быстрые купе и родстеры, но и внедорожники, универсалы и, конечно же, электрокары.
Логотипы Porsche и Ferrari похожи неслучайно
Напоследок — наверное, самое любопытное. Никогда не думали, почему у итальянского и у немецкого бренда в центре фирменного знака лошадь? Чёрная, гарцующая, на жёлтом фоне и даже направившая взгляд в одну и ту же сторону. Совпадение?
На самом деле на двух логотипах изображена, скорее всего, одна и та же лошадь! Не верите? Давайте разбираться вместе.
Все знают, что основа фирменного знака Porsche — герб Штутгарта. Точно так же никто не сомневается, что жеребец для эмблемы Ferrari — это фамильный герб лучшего итальянского лётчика-аса Первой мировой войны Франческо Баракка, который одержал 34 подтверждённые победы, прежде чем погиб в бою.
Почти всю свою карьеру Франческо летал на биплане, фюзеляж которого был украшен гарцующей лошадью. Откуда она взялась? Дело в том, что одну из первых воздушных побед (а может быть, и самую первую), Баракка одержал над немецким пилотом из Штутгарта. Вероятно, именно в честь боевого крещения и как дань уважения поверженному противнику Франческо скопировал штутгартский узор. Вот так круг замкнулся.
Как вы относитесь к Porsche? Расскажите в комментариях!