Найти в Дзене

Рынок вилочных погрузчиков. Смогут ли российские производители выбиться в лидеры?

Оглавление

На рынке складской техники складывается ситуация, которая еще несколько лет назад могла показаться невероятной: уход ведущих мировых брендов, экспансия китайской продукции и новые возможности для российских компаний. Что происходит в сегменте вилочных погрузчиков? Кто вышел в лидеры сейчас и как может измениться ситуация в будущем? Обо всем этом читайте далее.

Динамика рынка в 2019–2022 гг.

По данным отраслевого издания forklift.blog, объем продаж вилочных погрузчиков в России в 2022 г. составил более 18 тыс. шт., что на 27% больше, чем годом ранее.

-2

Изменения на рынке в 2022 году

В связи с введением санкций, из России ушли крупные зарубежные компании — лидеры рынка погрузчиков. Прекратили свою деятельность три иностранных производителя, на долю которых приходилось порядка четверти продаж вилочных погрузчиков в России в 2021 году:

  • Jungheinrich (Германия);
  • Komatsu (Япония);
  • Toyota (Япония).

Кроме того, перестали поставлять свою технику многие другие известные бренды (John Deere, Caterpillar, Continental, Tadano, Hitachi, Metso и т. д.).

Однако рынок складской техники не испытал серьезных потрясений, поскольку стабильными остались поставки из Китая. Следует отметить, что уже в 2021 году среди десяти ведущих игроков было 6 китайских компаний, совокупная доля которых составляла 36%. В 2022 году в топе было уже 9 производителей из Поднебесной, а их доля увеличилась до 64%.

Некоторые компании, ушедшие с рынка, постепенно возобновили импорт деталей и комплектующих, не попавших под санкции, другие допускают возможность поставок техники в рамках параллельного импорта. Однако в десятке по итогам года осталась только японская TCM, продажи которой упали почти вдвое.

Структура продаж вилочных погрузчиков по маркам, 2021–2022 гг.

-3

Лидером стала компания JAC, которая производит технику под собственным брендом из японских и американских комплектующих на территории Китая.

Особенности складской техники из Китая

Использование китайской спецтехники осложняется двумя проблемами:

  • более низкие технические показатели. По данным логистического оператора ПЭК, эргономика сенсоров и производительность аккумуляторных батарей многих погрузчиков из КНР на 5–10% ниже, чем европейских;
  • сервисное обслуживание пока развито не на всей территории России.

Тем не менее экспансия китайской техники на рынок России в ближайшие 2-3 года, вероятно, будет продолжаться. В сложившейся ситуации вполне возможны перестановки компаний внутри топ-10 и смена лидера. Причем происходить это может как за счет появления новых китайских игроков, так и через усиление позиций отечественных производителей.

Российские производители вилочных погрузчиков

Российские компании пока в представленный выше топ-10 не входят. На сегодняшний день объем внутреннего производства вилочных авто- и электропогрузчиков составляет всего несколько сотен штук в год, а выпускают их ограниченное количество предприятий:

  1. Невьянский машиностроительный завод.
  2. Завод «Тверской экскаватор»
  3. Канашский завод электропогрузчиков.
  4. Михневский ремонтно-механический завод (МРМЗ).
  5. Алтайский трактор (АТЗ).
  6. «Волжский погрузчик».
  7. Чебоксарский завод силовых агрегатов.

В совокупности доля отечественной техники составляет 5–10% от объема рынка.

Перспективы и конкурентоспособность российской техники

Годы пандемии, обострившаяся политическая обстановка и экономические санкции ясно показали необходимость развития отечественного производства. Программа импортозамещения, начатая Правительством России, уже дала первые результаты: на рынке появилась недорогая и надежная российская погрузочная техника. При этом многие крупные потребители не хотят подвергаться рискам работы с зарубежными поставщиками и ищут замену известным мировым брендам именно на внутреннем рынке.

И постепенно такая замена появляется. Один из примеров — продукция Чебоксарского завода силовых агрегатов:

  • в мае 2023 года предприятие презентовало погрузчик «Силант», который полностью состоит из отечественных комплектующих. В ближайших планах увеличение объема производства до 1 000 шт. в год;
  • открыт филиал компании, в сферу деятельности которого будет входить аренда и продажа новых вилочных погрузчиков и тракторов, их сервисное обслуживание и поставка запасных частей. Объем инвестиций течение первого года составит более 30 млн руб.

Очевидно, что в настоящее время на рынке вилочных погрузчиков открылось окно возможностей для российских производителей. Если их продукция будет стабильно работать и просто обслуживаться, потребители будут отдавать предпочтение именно ей. В этом главное преимущество и залог успеха отечественных компаний в борьбе с экспансией китайских производителей, которая уже идет полным ходом.

Другие обзоры рынков читайте на сайте Агентства MegaResearch.