Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

На основании каких признаков б/у аккумуляторы могут быть идентифицированы как товар (не отход) и переданы другому лицу на возмездной основе?

На основании каких признаков бывшие в употреблении аккумуляторы могут быть идентифицированы как товар (не отход) и переданы другому лицу на возмездной основе?

Отвечает ведущий юрист Центра Дорофеева Ксения:

В соответствии с п. 1 ст. 14.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности.
В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
При этом с учетом положений п. 3 ст. 3 Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» договоры между юридическими лицами, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с указанными отходами, заключенные до 1 марта 2022 г., прекращают свое действие с указанной даты.
Таким образом, с 1 марта 2022 г. образователем отходов I и II классов опасности при отсутствии собственных объектов обезвреживания и (или) размещения отходов указанные отходы передаются федеральному оператору.
Важно отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Согласно п. 2 указанной статьи Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
При этом в соответствии с п. 7 Порядка учета в области обращения с отходами (утв. Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1028) при организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами:

  • выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений;
  • выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
  • проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России.

Таким образом, в данных учета в области обращения с отходами указываются как отходы производства, так и отходы потребления.

Важно отметить, что согласно п. п. 3.11, 3.12 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст) (далее - ГОСТ 30772-2001) отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.
Отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

К отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации.

Потребительские свойства продукции определяются в технической (эксплуатационной) документации производителем такой продукции.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ (далее – ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»):

  • стандарт организации - документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;
  • технические условия - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.

Согласно п. 3 ст. 14 указанного Федерального закона к документам по стандартизации в соответствии с данным Федеральным законом относятся стандарты организаций, в том числе технические условия.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения целей, указанных в статье 3 данного Федерального закона.
Согласно ч.ч. 3, 4 указанной статьи Федерального закона технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах).
При этом порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 данного Федерального закона.
Согласно п. 3.1 ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения, утв. Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 154-ст, техническая документация (на продукцию) – совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции.
Следует отметить, что порядок разработки и постановки на производство промышленной продукции регулируется комплексом стандартов ГОСТ 15 «Система разработки и постановки продукции на производство».
Согласно п. 6.1 ГОСТ Р 15.301-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31 октября 2016 г. № 1541-ст) разработку конструкторской документации, технологической документации, а при необходимости программной документации на продукцию проводят по правилам, установленным соответственно стандартами Единой системы конструкторской документации (ГОСТ 2.001), Единой системы технологической документации (ГОСТ 3.1001) и Единой системы программной документации.
Общие требования по управлению проектированием (разработкой) - в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 (пункт 8.3).
Требования по качеству при проектировании (разработке) - в соответствии с ГОСТ Р ИСО 10006.
При этом правила разработки технической документации на материалы и вещества устанавливает разработчик с учетом документов по стандартизации, специфики продукции и организации ее производства.
Следует отметить, что виды, комплектность и общие требования к выполнению эксплуатационных документов установлены в ГОСТ Р 2.601-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29 апреля 2019 г. № 177-ст) (далее - ГОСТ Р 2.601-2019).
В соответствии с п. 4.13 ГОСТ Р 2.601-2019 в эксплуатационных документах, поставляемых с изделием, должна содержаться следующая информация:

  • наименование страны-изготовителя и предприятия-изготовителя;
  • наименование и обозначение изделия;
  • основное назначение, сведения об основных технических данных и потребительских свойствах изделия;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования, хранения, транспортирования и утилизации изделия;
  • ресурс, срок службы и сведения о необходимых действиях потребителя по его истечении, а также информация о возможных последствиях при невыполнении указанных действий (сведения о необходимых действиях по истечении указанных ресурсов, сроков службы, а также возможных последствиях при невыполнении этих действий приводят, если изделие по истечении указанных ресурса и сроков может представлять опасность для жизни, здоровья потребителя (пользователя), причинять вред его имуществу или окружающей среде либо оно становится непригодным для использования по назначению. Перечень таких изделий составляют в установленном порядке);
  • сведения о техническом обслуживании и ремонте изделия (при наличии);
  • гарантии изготовителя (поставщика) (в установленном законодательством порядке);
  • сведения о сертификации (при наличии);
  • сведения о приемке;
  • юридический адрес изготовителя (поставщика) и/или продавца;
  • сведения о цене и условиях приобретения изделия (приводит, при необходимости, изготовитель, поставщик либо продавец). Для изделий, разрабатываемых и/или поставляемых по заказам Министерства обороны, эти сведения и условия не приводят.

В соответствии с положениями п. 5.1 ГОСТ Р 2.601-2019:

  • руководство по эксплуатации - документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) изделия, его составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования) и оценок его технического состояния при определении необходимости отправки его в ремонт, а также сведения по утилизации изделия и его составных частей;
  • паспорт - документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, а также сведения о сертификации и утилизации изделия.
  • инструкции эксплуатационные специальные - документы, содержащие специальные требования, относящиеся к использованию по назначению, техническому обслуживанию, текущему ремонту, хранению, транспортированию и утилизации, оформленные в виде самостоятельных частей ЭД или в виде приложений к ним

Следует отметить, что согласно п. 165 ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 582-ст), потребительское свойство товара - свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.

Таким образом, техническая (эксплуатационная) документация используется для подробного описания технологических процессов, характеристик производства, методов производства, способов изготовления, использования, хранения продукции и описания ее потребительских свойств.

Необходимо отметить, что одной из форм, в рамках которой осуществляется разработка стандартов организаций, являются Технические условия на производимую продукцию.

Общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения технических условий (ТУ) на продукцию (изделия, материалы, вещества и т.п.) установлены ГОСТ 2.114-2016. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия (введен в действие Приказом Росстандарта от 30 августа 2016 г. № 978-ст) (далее - ГОСТ 2.114-2016).
В соответствии с п. 4.1 указанного межгосударственного стандарта ТУ является конструкторским документом, содержащим требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к изделию, его изготовлению, контролю, приемке и поставке, которые нецелесообразно указывать в других конструкторских документах.
При этом технические условия разрабатываются по решению разработчика, заказчика, если это не отражено в техническом задании на выполнение опытно-конструкторской работы.
ТУ разрабатываются в составе комплекта конструкторской документации и являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской документации на изделие.
Таким образом, установление правил и характеристик в сферах производства и обращения продукции может осуществляться посредством разработки, согласования и утверждения технических условий (ТУ) на производимую продукцию.

На основании изложенного потребительские свойства и условия эксплуатации аккумуляторов определяются в технической (эксплуатационной) документации производителем таких изделий (руководство по эксплуатации, паспорт, инструкции эксплуатационные специальные, технические условия).
Фиксация факта утраты указанных потребительских свойств свидетельствует об образовании у юридического лица отходов потребления.
При этом наличие остаточных потребительских свойств позволяет идентифицировать изделия и продукцию в качестве бывших в использовании.

С учетом изложенного одним из возможных способов реализации аккумуляторов состоит из следующих этапов:

  • передача аккумулятора в специальное структурное подразделение предприятие, занимающееся выявлением остаточных потребительских свойств аккумуляторов (например, автотранспортный или ремонтный цех, измеряющие во время заряда аккумулятора напряжение, температуру и плотность электролита);
  • определение остаточных потребительских свойств аккумулятора с учетом его характеристик, указанных в сопроводительной документации (испытания могут проводиться в соответствии с ГОСТ Р МЭК 60896-21-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Батареи свинцово-кислотные стационарные. Часть 21. Типы с регулирующим клапаном. Методы испытаний, утв. Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. № 2150-ст);
  • подготовка акта о наличии у аккумулятора остаточных потребительских свойств, соответствующих характеристикам, указанным в сопроводительной документации;
  • реализации аккумулятора в качестве товара, бывшего в употреблении.

Авто
5,66 млн интересуются