Найти тему
КиноПсихолог

Цемент и измена: что сильнее разрушает брак

Оглавление

"Лок" (2013)

О фильме "Лок" с Томом Харди в главной (и единственной) роли, можно написать немало статей, ведь фильм претендует на глубокую психологичность. Но начну я с одной очень маленькой детали – с того, как рухнул брак главного героя картины.

Монофильм на любителя, не каждый захочет полтора часа смотреть на то, как Том Харди в машине (это, наверное, самая длинная и не очень скрытая реклама BMW в мире) разговаривает по телефону. Так что кратко о том, в чем там дело.

"Лок", кадр из фильма.
"Лок", кадр из фильма.

Женщина, с которой у Айвена Лока была разовая связь во время командировки, вот-вот должна родить. Лок всё бросает и едет к ней, чтобы присутствовать при рождении ребенка. И это "всё бросает" ему дорого обходится. По дороге он пытается решить по телефону свои проблемы. Какие-то из них он действительно решает, но попутно теряет работу, дом и жену.

И вот к жене у меня возникло несколько вопросов, на которые напрашиваются определенные ответы.

"Лок", кадр из фильма.
"Лок", кадр из фильма.

Эмоции являются "правильными" по умолчанию

По телефону Лок рассказывает жене о том, что изменил ей (один-единственный раз за 15 лет) и что теперь у него будет ребенок от этой связи. Жена реагирует на это крайне бурно, но здесь к ней вопросов нет.

Дело в том, что в психологии до сих пор нет каких-то "нормативов" относительно эмоциональных реакций. Нет никаких ориентиров относительно того, какую эмоцию считать нормальной и адекватной в той или иной ситуации. Зато есть принцип, который упрощенно можно описать так: неадекватная реакция в неадекватной ситуации является адекватной.

Для жены Айвена ситуация не типичная, не нормальная, не адекватная. Поэтому как бы она на нее ни отреагировала, она имеет полное право на такую реакцию. У нее такие эмоции, именно такие и точка.

Эффект "последнего события"

К концу фильма женщина принимает решение о разводе. Одна измена перечеркивает 15 лет благополучного и, судя по всему, счастливого брака. Здесь тоже всё в целом логично с точки зрения психологии, так как существует эффект "последнего события" (он по-разному называется в разных источниках). Этот эффект описывает ситуации, когда один-единственный поступок человека перечеркивает и обесценивает всё то, что было до этого поступка. Один плохой поступок перечеркивает тысячу хороших.

Что далеко ходить, мы можем наблюдать это частенько в комментариях на Дзене. Люди общаются в десятках, сотнях комментариев, чувствуют себя единомышленниками, соратниками, чуть ли не лучшими виртуальными друзьями, а потом одна-единственная фраза ставит на общении крест. В жизни, если подумать, вы тоже наверняка сталкивались с этим и сможете легко вспомнить подходящие под этот эффект ситуации.

"Лок", кадр из фильма.
"Лок", кадр из фильма.

"Никогда" – очень коварное обобщение

Пока Лок с женой выясняли отношения, каждый старался обыграть понятие единичного случая.

Айвен настаивал на том, что он изменил жене один-единственный раз и при определенных обстоятельствах. Единичный случай на фоне 15-летней верности. Разве этого недостаточно, чтобы хотя бы дать шанс, попытаться понять, разобраться в ситуации?

Жена же делает акцент на том, что "однажды" и "никогда" – принципиально разные вещи. Один раз это уже не "никогда", а, значит, и одного раза достаточно, чтобы перечеркнуть доверие, понимание, любовь.

Если бы Лок ей никогда не изменял, это было бы окей, но так как он изменил один раз, то количество уже роли не играет.

В общем-то, такую логику можно понять. Но в психологии любые обобщения (все, всегда, никто, никогда) на особом счету. Как правило, они указывают на подсознательные манипуляции и попытки снять с себя ответственность. То, что жена прицепилась к понятию "никогда", да еще и обсудила этот вопрос с сестрами, позволяет говорить о том, что она не приняла "взрослую" позицию Лока и со своей стороны выстраивала коммуникацию на уровне манипуляций (пусть и подсознательных).

"Лок", кадр из фильма.
"Лок", кадр из фильма.

При чем тут цемент?

Лок – прораб, строитель, и специализируется он на цементе и фундаменте. И, слушая истерику жены, мы понимаем, что цемент Лок на работе не оставляет. Он повсюду с ним, буквально. Он притаскивает его на одежде, на обуви, он оставляет цементные следы на кухне, а жене приходится их оттирать и отскребать.

И это уже интересно: в разгар ссоры из-за измены вдруг вспомнить про цементные следы на кухне? Больше упрекнуть мужа не в чем?

"Цемент" просто так не всплывает. Его упоминают не сгоряча, а когда получают моральное право высказать всё, что уже давно накопилось. Возможно, брак не такой уж у Лока и идеальный, просто никто об этом не задумывался. Дети, быт, работа... всё, как у людей. Чего еще надо? Скорее всего, у жены было общее недовольство, неудовлетворенность семейной жизнью, положением или профессией мужа, несбывшимися мечтами... Кто знает? Можем только предполагать, но какой-то уровень неудовлетворенности определенно был.

Возможно, женщина не умела корректно заботиться о себе, о своем психологическом благополучии, отдыхе, эмоциональном фоне, в силу чего раздражение вспыхивало из-за такой мелочи, как цемент на полу.

Еще одна претензия жены заключалась в том, что Лок всегда любил "свои здания" больше, чем ее. Стало быть, и в этом направлении тоже копилось и назревало давно.

"Лок", кадр из фильма.
"Лок", кадр из фильма.

Менее двух часов жене хватило для того, чтобы принять решение о разводе... Как-то поспешно. Без выяснения отношений, без разговора глаза в глаза, без малейшего желания сохранить семью. Складывается впечатление, что на подсознательном уровне ей давно просто не хватало повода, а тут измена. Естественно, я не утверждаю, что жена прикрывалась изменой осознанно, нет. Но подсознание схватилось за эту историю и предложило решение, которое давно назревало, но в данном случае позволяло во всем обвинить мужа.

Бывает, что измена действительно становится истинной причиной развода, но это не тот случай. И здесь можно уже говорить о влиянии общества на выбор человека. Жена Айвена от социума зависит (не случайно тут же побежала обсуждать ситуацию с сестрой и сводной сестрой). Скорее всего, она не тот человек, который способен принять решение, опираясь на себя и свои чувства. Из-за цемента развестись – сочтут дурой, а из-за измены – все встанут на твою сторону.