Найти тему
Подключите премиум‑подпискуЭксклюзивные публикации
Женская дружба в кино: идеал для тех, кто любит "драму"
"Москва слезам не верит" (1979, реж. Владимир Меньшов) Женская кинодружба – один из тех стереотипов, которые даже ломать не принято, а осуждать или критиковать тем паче. И, на первый взгляд, критиковать образ женской дружбы в кино не за что. Однако картинка меняется, если посмотреть на нее с точки зрения теории психологических игр. Если обратиться к философским и психологическим справочным изданиям, а не отталкиваться от субъективных представлений о дружбе, то следует выделить четыре момента, которые определяют это явление: Женские компании в кино обычно соответствуют всем этим критериям...
4 дня назад
Если отношения начинаются с проверки, то, возможно, их следует заканчивать
"Трасса 60: дорожные истории" (2002, реж. Боб Гейл) Если принять все условности художественной реальности этого фильма, то перед нами – классическая любовная история, немного банальная, но по-своему славная. Доверяя незнакомцу, своим чувствам, мечтам, желаниям и неслучайным случайностям, герои обретают друг друга. Они становятся такой парой, про которую вполне можно сказать: "О, они просто созданы друг для друга!". Линн для Нила – девушка-сон, девушка-мечта, почти недостижимый идеал. Видения и бесовские подсказки ведут его к ней, и усилия оказываются ненапрасными...
206 читали · 1 неделю назад
От худшего к лучшему: мужчины в фильме "Москва слезам не верит"
"Москва слезам не верит" (1979, реж. Владимир Меньшов) Если не брать в расчет эпизодических персонажей – наслаждающихся природой кандидатов и докторов наук, замначальника Главка и прочих – в рейтинг попадают пять персонажей. Полагала, что наихудшим по всем статьям выходит Гоша, но нет. Справедливости ради стоит отметить, что на фоне остальных фигур он смотрится весьма достойно (даже несмотря на все свои минусы, недостатки и комплексы, о которых уже был разговор – ссылки в конце статьи). Володя (Олег Табаков) представляется мне наихудшим вариантом, но это, разумеется ИМХО...
2036 читали · 2 недели назад
Старика часто ругают и критикуют, а мне он симпатичен (часть 2)
"Сказка о рыбаке и рыбке" (1950) Продолжение. Начало статьи здесь. Секрет, пожалуй, любых хороших отношений кроется в одном: не додумывай. Вся же неконструктивная, неэффективная и манипулятивная коммуникация строится на том, что люди додумывают, домысливают, предполагают, угадывают – причины, мотивы, смыслы. Общение – не художественные тексты, к которым стоит подходить с инструментами герменевтической интерпретации! В жизни куда лучше работает феноменологический подход. Но нет. Видимо, так не интересно...
1 месяц назад
Старика часто ругают и критикуют, а мне он симпатичен (часть 1)
"Сказка о рыбаке и рыбке" (1950) Иногда складывается впечатление, что любое упоминание этой сказки неизменно провоцирует многих людей на агрессивные или критические замечания в адрес Старика. Героя сказки обвиняют чаще всего в том, что он настолько никудышный, что не смог дать своей Старухе ни избы приличной, ни нового корыта. Так-то оно так, но если оставить в стороне литературный источник и обратиться исключительно к мультфильму, то нам ставится доступен визуальный ряд. И он добавляет интересные детали к повествованию...
107 читали · 1 месяц назад
Чувство вины: что мешает, а что помогает его преодолеть (часть 2)
Рубрика "Стар Трек: космический уровень психологии общения". Выпуск 51. Сезон 2, серия 13 "Одержимость" ("Obsession"). Продолжение статьи. Начало – здесь. Каким бы неприятным и горьким ни было чувство вины, люди не спешат с ним расстаться. Вина – одно из тех чувств, которые "подкармливаются" с руки, получают от человека подпитку, хотя самому человеку может казаться, что он просто ничего не может поделать с этим чувством. По сути, здесь речь идет о том, чтобы увязнуть, застрять в роли "Жертвы". "Я ничего не могу с этим поделать!" – это как раз девиз таких людей...
1 месяц назад
Чувство вины: что мешает, а что помогает его преодолеть (часть 1)
Рубрика "Стар Трек: космический уровень психологии общения". Выпуск 50. Сезон 2, серия 13 "Одержимость" ("Obsession"). Очередной эпизод сериала поднимает непростую тему: как на человека влияет чувство вины, какие психологические игры способно породить это чувство, почему так сложно его отпустить, нужно ли хотя бы попытаться искупить свою вину. Отличный повод поговорить о чувстве вины! Для примера посмотрим на то, что происходит с капитаном Кирком и его командой. Увидим несколько важных моментов:...
1 месяц назад
"Ходишь-ходишь в школу, а потом – бац! – вторая смена": известная фраза Ляпишева не так уж безобидна
"Большая перемена" (реж. А. Коренев, 1972) Говорить о себе во втором лице – своего рода языковая традиция. Это конструкция широко распространена и ни у кого не вызывает недоумения. И если использовать ее время от времени в бытовом контексте, то ничего предосудительного в этом нет. Однако если задуматься, то явление довольно странное: в русском языке есть все возможности для того, чтобы говорить о себе в первом лице. Здесь нам помогают не только местоимения (я, мне, меня), но и окончания глаголов (хожу, решаю), а также страдательный залог (сомневаюсь, боюсь)...
128 читали · 1 месяц назад
"Анора" – новая сказка о поисках Принца на грешной земле
"Анора" (реж. Шон Бейкер, 2024) Наконец-то я добралась до нашумевшей новинки – фильма с незаслуженно низким зрительским рейтингом и, возможно, еще более незаслуженно высокими оценками кинокритиков. Но этот канал не о кино, а о психологии, так что оставим художественную и социальную ценность фильма в стороне. Хотя... Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале, наверное, не просто так дают? Лично мне фильм понравился. Из минусов. Первые сорок минут довольно скучные, эротические сценки деревянные, и лишь после драки в гостинной начинается хоть что-то любопытное...
668 читали · 1 месяц назад
Как грамотно отказаться от подарка, когда тебе дарят "красный кабриолет"
"Трасса 60: дорожные истории" (реж. Боб Гейл, 2002) Фильм-притча в жанре роуд-муви (road-movie – "дорожное кино", фильм-путешествие) "Трасса 60" в очередной раз помогает убедиться в том, что время всё расставляет по местам. Пройдя через кассовый провал и отсутствие зрительского интереса, фильм со временем приобрел статус культового и стал своего рода классикой жанра. И если не обращать внимания на некоторую его наивность и попсовость, в нем можно найти множество любопытных (с точки зрения психологии) тем и идей...
239 читали · 2 месяца назад
Что выдает в Золотой Рыбке мощного манипулятора? Как ни странно, архитектура
"Сказка о рыбаке и рыбке" (1950) Сегодня предлагаю поговорить о психологии Спасателя – на примере Золотой Рыбки. И хотя "спасательство" обычно поощряется обществом, давайте называть вещи своими именами: речь идет о манипуляциях. Я ни в коем случае не утверждаю, что рыбка – манипулятор в коммуникативном смысле слова. Манипуляции бывают разные, о чем я уже неоднократно писала. Манипуляция в общении (коммуникативная) в принципе вещь ясная и понятная. Не для всех и не всегда она очевидна с самого начала, но в общем-то такая манипуляция не нуждается в разъяснениях...
930 читали · 2 месяца назад
Одна ошибка Старика и Рыбки, которая превратила Старуху в жертву обстоятельств и манипуляций
"Сказка о рыбаке и рыбке" (1950) С точки зрения психологических игр и манипуляций, сказка про злоключения Старика, поймавшего Золотую рыбку, тот еще запутанный клубок из ролей и их переключений. Спасатели, Преследователи и Жертвы так лихо в ней меняются местами, что этому процессу можно посвятить несколько отдельных статей. Чаще всего, в Старухе усматривают агрессора, "Преследователя", Старика видят "Жертвой", а Рыбку – спасительницей. В действительности всё несколько сложнее. Каждый из них побывал...
503 читали · 2 месяца назад