По договору с концерном Fiat, итальянцы обеспечивали технической документацией лишь первые две машины нового автозавода в Тольятти. Fiat-124 шёл образцом ординарной версии "копейки" ВАЗ-2101. А Fiat-125 лежал в основе её последующей модификации - ВАЗ-2103. Далее заводу предстояла работать полностью самостоятельно, что означало сделать собственный автомобиль лучше, чем итальянский Fiat. Задача действительно непростая, но инженеры автозавода с ней справились и создали полностью отечественный ВАЗ-2106.
Промежуточно опробовали его решение на мелкосерийные ВАЗ-21031. Этот автомобиль из 1975 года очень редкий, вообще нет точных данных, сколько их всего сошло с конвейера - 150 или 200 или 2.000 штук. На ВАЗ-21031 был проверен новый четырёхцилиндровый заводской двигатель объёмом в 1.6 л и мощностью 80 лошадиных. Уже в следующем, 1976 году, этот мотор пойдет под капот ВАЗ-2106. А в 1977 году станет силовым агрегатом и для ВАЗ-2121 "Нива".
Новый двигатель должен был изначально стать штатным для "Нивы", но первоначально сельских внедорожников планировали выпустить не более 25.000 штук, в то время как ВАЗ-2106 сразу рассчитывали на объем не менее 1.000.000 автомобилей. Поэтому и случилось так, что двигатель ускоренно протестировали на ВАЗ-21031, а потом сделали его основным для ВАЗ-2106. "Шестёрка" сразу завоевала признание автолюбителей, оказалась успешной, востребованной, и прошло целых 30 лет, пока машина всё-таки не была снята с производства, как устаревшая.
Новый век принёс новые технологии, но за все время производства с 1976 по 2006 год было сделано свыше 4.3 млн. ВАЗ-2106 в разных версиях и комплектациях, что в несколько раз превышает изначально установленную на заводе миллионную планку.
Читайте также: