Можно бесконечно смотреть на три вещи. Как течет вода, горит огонь и как год за годом переносятся сроки серийного производства МС-21.
О российском авиалайнере на страницах блога мы писали неоднократно. Если изложить выжимку в нескольких фразах, то да, МС-21 имеет лучшие в своем классе характеристики по массе и топливной экономичности, он имеет композитные крылья, чего ранее в классе не делал никто, обладает самым вместительным салоном и передовой авионикой. Он лучший.
По сути, самолет имеет изъян или можно сказать даже несущественный для современной РФ нюанс- он годится для выставок, но не производится серийно, а сроки его ввода в эксплуатацию год от года сдвигаются вправо.
Между тем, наивные китайцы почему-то считают, что самолет должен приносить деньги и хотя их С919 взлетел на год позже МС-21, в 2023 китайский аналог уже приступил к первым коммерческим перелетам на маршруте Пекин-Шанхай. С учетом того, что на китайских заводах уже сейчас клепаются десятки новеньких С919, в самом ближайшем будущем этот самолет займет китайский рынок, а после начнет экспансию в другие страны.
У нас же свой, можно сказать особый путь.
Почему же у нас по-другому? Дело в том, что проблемы МС-21 имеют как объективный, так и субъективный характер.
К объективным можно отнести тот факт, что самолет задумывался еще в мирные времена до 2014 года с широким применением западных компонентов.
После всем известных событий 2014 года, западные поставщики стали отваливаться из проекта один за одним. Например, после ухода американцев с российского рынка авиа композитов, российским промышленникам пришлось создавать свое собственное композитное крыло на отечественных материалах и этим реально можно гордиться, хотя бы потому, что такие крылья умеют создавать лишь в США и Японии, другие страны такими технологиями просто не обладают.
Мы в Telegram
И это не единичный пример, ибо такие замены следовали одна за одной и каждый раз приходилось создавать свои компоненты, которые ранее в стране не делал никто.
За что же можно поругать? А поругать следует за фантастическую недальновидность, близорукость и нежелание смотреть дальше своего носа.
Уже в 2014-м было ясно, что санкции западных стран будут усиливаться с каждым годом пока в один момент не достигнут иранских показателей. Это банальный политический процесс, который был очевиден любому человеку у которого имелась голова на плечах.
Между тем, проект радикальной замены комплектующих в МС-21 стартовал лишь после того, как сами западные страны объявили о полном запрете на экспорт технологий в РФ уже в 2022-м.
Почему так вышло? Не спрашивайте, тут логики нет, есть лишь результат и проявляется он в отсутствии отечественных бортов в российском небе.
Что будет дальше? Сейчас по официальным заявлениям сроки серийного производства будут сдвинуты вправо на 2025 год. По сути, сейчас речь идет о том, что определенная часть систем не имеет отечественной локализации и не может быть оперативно замещена.
Чтобы первые машины поступили в строй в 2025-м придется провести титаническую работу и сделать все, что не успели сделать за прошлые 8 лет. Сумеют ли? Вопрос таланта руководителей, и вопрос этот стоит ребром.