После вскрытия коробки я принялся к изучению компонентов переключения, визуально осмотрел детали блока шестерен со всех сторон. Знаете, бывает такое, залезаешь в какой-нибудь агрегат и сразу понимаешь — он сдох, видишь следы износа, задиры и т.д. Или бывает, залезаешь в агрегат, а там в принципе все вроде хорошо, но начинаешь смотреть внимательнее и видишь следы износа.
Добавьте описание
Так вот, я не сумел найти к чему придраться вообще. Все как стекло, все ровное, гладкое. Конечно всегда есть износ по пробегу, равномерный, малозаметный глазу, разве что фото повышает контраст и четко видно что с чем работало.
Когда агрегат выходит из строя, обычно накрывается какой нибудь самый дохлый элемент, далее перекос, задиры, удары и можно выбрасывать в мусорку такой агрегат. С коробкой видимо это не так. Самыми дохлыми в этой системе являются пальцы-фиксаторы вилок передач. Они расположены сверху и могут, видимо, иногда испытывать масляное голодание.
Кстати, на верхних углах коробки на металлических деталях наблюдался легкое напыление железной стружки, вернее не стружки, а больше пыли, похожее на грязное масло. За счет магнитных свойств пыль удерживается на металлических деталях, удаляется только салфеткой. Возможно эта грязь также попадает на стенки втулок пальцев-фиксаторов, что вызывает их быстрейший износ и подклинивание.
О пальцах-фиксаторах я расскажу подробнее на этапе сборки коробки. Поговаривают именно из-за них происходит заклинивание вилок переключения передач, что приводит к трудности их включения. Но сначала я хочу убедиться, что передачи отлично переключаются без участия пальцев фиксаторов.
Схема управления переключением передач S5D320Z
Шток переключения передач №1.
С помощью него происходит переключение передач. На штоке расположены 3 лопасти, направленные в правую сторону.
Добавьте описание
Когда вы сидите за рулем и перемещаете рычаг переключения передач влево / вправо, вал штока переключения вращается против часовой / по часовой стрелке соответственно. Вращая шток по своей оси в одну или в другую сторону, лопасти попадают в пазы вилок №20, 21 и 22. Для каждой вилки своя комбинация угла.
Добавьте описание
Когда вы перемещает рычаг переключения передач вперед / назад, шток делает обратные движения назад / вперед соответственно. Тем самым, лопасть штока, которая вошла в паз одной из вилок, способна перемещать одну из вилок №20, 21 или 22 в зависимости от угла поворота штока.
Добавьте описание
Вилка переключения передач одета на подвижную муфту синхронизатора. Справа от вилки на фото виден блокировочный рычаг.
Вилки переключения передач №20, 21, 22
Служат для перемещения муфт синхронизаторов, что способствует жесткому зацеплению шестерней и включения определенной передачи. Каждая вилка крепиться с двух сторон болтами №23 но не жестко. В каждом болту есть штифт, который образует ось вращения вилки.
Болт крепления вилки передач
На верхней части вилки с правой стороны располагаются пазы для взаимодействия с лопастями штока. Когда вы включаете передачу толкая шток, лопасть толкает верхний паз одной из вилок, а когда передача включена, остальные вилки своими пазами блокируют вращение штока (поперечная блокировка рычага), что не позволяет вам включить две передачи сразу. Да, именно две передачи сразу! Теоретически возможно включить даже 3 передачи сразу, достаточно переместить каждую муфту переключения передач вручную
Добавьте описание
Вид снизу. Две вилки переключения передач одеты на подвижную муфту синхронизатора. Видны желтые ползуны между муфтой и вилкой.
На верхней части вилки с левой стороны расположены зубцы. Они взаимодействуют с верхними подпружиненными пальцами-фиксаторами №27. Таким образом при перемещений (правильнее сказать вращении) вилка фиксируется в трех положения (передача / нейтраль / передача).
Добавьте описание
Включение любых 2 передач блокирует все валы коробки передач и обездвиживает их. Кстати этим иногда пользуются при ремонте КПП мастера, чтобы откручивать болты в закрученные в вал. Естественно, при нормальной эксплуатации коробки, необходимо максимально исключить возможность одновременного включения двух передач. Для этого производитель КПП использует механическую защиту применяю всякие пазы, выступы, выемки, механизмы.
Для перемещения муфт переключения передач вилками, используются ползуны №24.
Добавьте описание
Сбоку по стенке корпуса расположен блокировочный рычаг
Блокировочный рычаг №29
Рычаг служит защитой от случайного включения двух передач одновременно. Этот рычаг подвижный в некоторых точках. На каждом узле имеются зубцы, на каждой вилке переключения передач расположены канавки. При переключении одной из вилок (включения передачи), происходит блокировка остальных вилок, что препятствует одновременному включению 2-х передач одновременно (продольная блокировка рычага).
Добавьте описание
Конфигурация расположения передач на нашей коробке не такая, как у большинства автомобилей. Проще было бы сделать заднюю передачу "R" вместо 6-ой, которой теоретически нет, но на практике там где должна быть 6-я передача и есть задняя.
Добавьте описание
В центре втулка с подшипником свободного хода, в которой центрируется шток выбора передач. Пружина проворачивает шток до упора по часовой стрелке и удерживает его в этом положении. Справа подпружиненный рычажок задней передачи. По сути такой же паз как и на вилках. Этот рычажок смещает плоскость задней передачи и инвертирует ее включение. Вы втыкаете заднюю передачу вперед, хотя на самом деле 6 передачу втыкали бы назад.
Рычаг включение задней передачи №18.
Этот рычажок подпружинен, вероятно для более удобной сборки коробки. Как я и сказал, на месте 6-й передачи должна быть задняя, но мы не можем ее туда воткнуть, механизм блокируется и не позволяет это сделать. Вместо этого сделан обходной путь.
Чтобы включить заднюю передачу, необходимо прокрутить шток совсем в противоположное место, и уже там, с помощью этого хитрого рычага осуществляется включение задней передачи. Наверно это сделали для более комфортного управления автомобилем — классическое включение задней передачи на автомобилях BMW.
Добавьте описание
Датчик задней передачи и рядом болт крепления вилки передач
Датчик включения задней передачи
взаимодействует с передней вилкой 5/R передачи. На этой вилке есть специальная лапа, которая надавливает на этот датчик, словно на кнопку. Можно предположить, если датчик будет подклинивать, это будет усложнять включение задней передачи.