Вертолёт Ка-15 разработки ОКБ Камова, построенный по соосной схеме, совершил свой первый полёт в 1948 году. Даже несколько раньше, чем вертолёт Ми-1 конструкции Миля, выполненный по классической схеме с несущим и рулевыми винтами. В эксплуатацию новая винтокрылая машина поступила в 1955 году. Сначала были традиционные испытания, а уже с 1957 года этим вертолётом стали вооружаться строевые части авиации ВМФ.
Если говорить о Ка-15, то это был первый полноценный соосный вертолёт созданный в интересах советского ВМФ. Потому что предыдущую модель Ка-8 и вертолётом то назвать (в современном понимании) очень сложно. Да, летал по-вертолетному, но сама открытая конструкция, выполненная из стальных труб, больше напоминала какой-то "велосипед" с установленным на него мотором и пропеллером. Да и сам вертолёт был одноместным.
А вот Ка-15 – совершенно другое дело. Он имел закрытую кабину, пассажирское кресло рядом с местом лётчика и нормальную для того времени дальность полёта. А ещё прекрасно помещался на палубы советских боевых кораблей.
На Западе советскому вертолёту сразу же присвоили собственное название. По классификации НАТО он назывался Hen – "курица-несушка". Конечно, обидное название для военного вертолёта, но факт остается фактом. По всей видимости, так его назвали за характерную форму фюзеляжа. А шутники и острословы есть во всех армиях мира.
Отечественный вертолёт стал настоящей вехой в истории советской авиации палубного базирования. Дело в том, что Ка-15 – первый советский противолодочный вертолёт. Пусть и с большой натяжкой, но это так. Вообще он изначально не проектировался как противолодочник. Не стояло перед конструкторами такой задачи. Основным назначением Ка-15 были разведка и целеуказание для кораблей ВМФ, а так же связные функции. О каком поиске и уничтожении подлодок противника могла идти речь, если собственная максимальная взлётная масса вертолёта составляла 1460 килограммов, а максимальная грузоподъёмность не превышала 364 килограмма? Тем не менее Ка-15 стал и противолодочным вертолётом. Разумеется, что в этом амплуа его эффективность была очень и очень сомнительной.
Поиск и уничтожения субмарины противника осуществлялись довольно специфическим способом. Дело в том, что для проведения всего комплекса мероприятий требовалось задействовать аж три вертолёта Ка-15. Один из них нёс на борту пару гидроакустических буёв РГБ-Н, которые сбрасывал в заданном районе. Второй вертолёт оснащался приёмным устройством СПАРУ, которое принимало сигнал от сброшенных буёв. В случае обнаружения подлодки противника в дело должен был вступить третий вертолёт, оснащённый оптическим прицелом ОПБ-1Р и несший две глубинные бомбы весьма скромного калибра 50 кг.
Что такое два гидроакустических буя и две бомбы? Ничего. Только попугать противника. Несмотря на это другого палубного противолодочного вертолёта в ВМФ не было. Был ещё противолодочный Ми-4М, но это вертолёт берегового базирования. Авиация флота эксплуатировала вертолёты Ка-15 до 1963 года, когда после череды инцидентов эксплуатация данного типа была запрещена. Следующим специализированным палубным противолодочным вертолётом стал Ка-25. Но это уже другая история.
В народном хозяйстве гражданские версии вертолёта Ка-15 летали до начала 1970-х годов. Особенно востребованными эти небольшие вертолёты оказались в сельскохозяйственной авиации, где использовались для опрыскивания полей.
Уважаемые читатели, если материал оказался полезным для Вас, то не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации.