Найти в Дзене
Ольга Петровна

Знаменитый мотоциклетный полк Великой Отечественной войны Советского Союза

Великая Отечественная война Советского Союза вызывает в памяти образы нацистских мотоциклистов, изображенных сытыми и нахальными на своих БМВ. Однако менее известны мотоциклетные полки Красной Армии, героические подвиги которых часто остаются незамеченными. Одна из самых ярких таких историй — рейд, проведенный 8-м мотоциклетным полком МП в ноябре 1942 года вглубь немецкого тыла под Сталинградом в критические дни контрнаступления Красной Армии.

Решение о создании мотоциклетных полков было принято в 1940 году, но советские мотоциклы для этой задачи не подходили. Чтобы восполнить эту потребность, они просто скопировали немецкий BMW R-71, стоявший на вооружении вермахта. Советские конструкторы доработали исходную модель, увеличив объем бензобака с 14 до 22 литров и увеличив максимальную скорость с 80 до 105 км/ч. В августе 1941 года в Москве началось серийное производство М-72, а к февралю 1942 года первые мотоциклы сошли с конвейера Ирбитского завода на Урале. Во время Великой Отечественной войны в Ирбите было выпущено 9800 штук, еще 7000 — в Горьком.

-2

В августе 1940 года был создан 8-й мотоциклетный полк, командиром которого стал человек сложного воспитания капитан Петр Белик. Считавшийся сиротой, он воровал и даже убивал. Однако его перевоспитали в детской трудовой колонии и в итоге рекомендовали в Военно-пехотную школу. К моменту контрнаступления под Сталинградом Белик стал подполковником, со своим МП отличился в боях под Москвой и Смоленском.

-3

19 ноября 1942 года началось контрнаступление Красной Армии, и 8-й мп оказался в числе полков, рвавшихся в прорыв в районе Суровикино — Обливская. Штат 8-й МП включал 1,2 тыс. бойцов, 214 мотоциклов и 10 танков. В ходе рейда полк громил штабы и склады противника, взорвал железнодорожное полотно, перерезал пути сообщения. Атака была потрясающе эффективной, нацисты практически не оказали сопротивления. В течение восьми дней байкеры Красной Армии занимали глубокий тыл противника. Бойцы на своих М-72 продвинулись в тыл врага на 90 километров и захватили ферму, откуда наносили одновременные удары в разных направлениях в радиусе до 50 километров.

-4

Несмотря на эффективность полков, их действия остались практически незамеченными общественностью. Всего было уничтожено 800 фашистов, а 1100 взято в плен. Было уничтожено 14 танков, 16 САУ, 9 самолетов, 15 орудий, 250 грузовых автомобилей, 480 вагонов, потери составили 26 человек и 3 мотоцикла. Несмотря на эти скромные цифры, Белик получил звание Героя Советского Союза и повышение до звания полковника.

Героические подвиги 8-го мп за пределами Красной Армии не получили должного внимания. Тем не менее, полк продолжал совершать еще много подвигов на протяжении всей войны, о которых стоит подумать в будущем.

Создание мотоциклетных полков в Красной Армии началось в 1940 году, после того как стало ясно, что советские мотоциклы для этой задачи непригодны и единственным вариантом являются немецкие модели. Они решили реконструировать BMW R-71, и советские конструкторы улучшили различные аспекты модели, в том числе увеличили критический объем бензобака с 14 до 22 литров. Москва начала серийное производство М-72 в августе 1941 года, а к началу 1942 года мотоциклы производились в Уральских горах на Ирбитском заводе.

Капитан Петр Белик был назначен командиром 8-го мотоциклетного полка в 1940 году. Однако его воспитание было далеко не идеальным для военного руководства. Несмотря на трудную молодость, он поступил в Военную пехотную школу, где до контрнаступления под Сталинградом стал подполковником. В качестве командира 8-й МП он сыграл жизненно важную роль в ее успехе в боях под Москвой и Смоленском.

В ходе контрнаступления Красной Армии под Сталинградом 8-я мп соединилась с полками, рвавшимися в прорыв в районе Суровикино — Обливская, имея 1,2 тыс. бойцов, 214 мотоциклов и 10 танков. Они неоднократно громили вражеские штабы, взрывали железные дороги и трубопроводы, брали много пленных. Гитлеровский режим не смог оказать сколько-нибудь существенного сопротивления рейду, проведенному группой солдат, которые в значительной степени игнорировались за пределами рядов Красной Армии.

Несмотря на их невероятные боевые качества, действия мотоциклетных полков Красной Армии в значительной степени ускользают от внимания общественности. Что касается 8-го мотоциклетного полка, то это подразделение осталось незамеченным публикой, несмотря на его невероятные достижения во время восьмидневной миссии в глубоком нацистском тылу зимой 1942 года. Хотя им удалось уничтожить только 800 фашистов и взять 1100 пленных. полк уничтожил 14 танков, 16 САУ, 9 самолетов, 15 орудий, 250 грузовых автомобилей, 480 вагонов. Ее командир Петр Белик за свои действия был удостоен звания Героя Советского Союза и звания полковника.

Несмотря на драматические достижения 8-го мотоциклетного полка, группа не получила большого признания за пределами Красной Армии. Полк продолжал играть жизненно важную роль в советских подразделениях тылового обеспечения, организовав серию миссий на территории противника, которые оказались успешными на протяжении всей войны. Тем не менее, полк может быть наиболее многообещающим образцом инновационной мотоциклетной техники Советской Армии и потенциальных достижений в дисциплине боя на мотоциклах.

В Советском Союзе мотоциклетные полки были созданы в 1940 году, однако, поскольку ни один советский мотоцикл не подходил для этой задачи, военные решили копировать немецкие образцы. Всего в Швеции было тайно закуплено 5 БМВ, а лучшая немецкая модель была продублирована как М-72. Были внесены критические изменения, такие как необходимая модификация размера бензобака с 14 до 22 литров. Однако рабочий объем двигателя остался на уровне 747 куб.см.

Капитан Петр Белик служил в 8-м мотоциклетном полку в качестве его командира после того, как новобранцы были обучены и экипированы материалами, привезенными из Швеции по приказу о создании мотоциклетных полков. Хотя Белик изначально не подходил для должности командира армии из-за своей предыдущей трудной жизни, он оказался стойким командиром, который отлично преодолевал препятствия. К моменту запуска миссии он уже зарекомендовал себя в боях под Москвой и Смоленском.

19 ноября 1942 года полки, в составе которых было 210 истребителей и десять танков, приступили к самой смелой байкерской миссии. Подразделение прорвало линию обороны противника, перерезало важные пути сообщения и снабжения и оставило нескольких гитлеровцев изолированными посреди голодающей местности. Менее чем за неделю группа уничтожила 9 самолетов, 15 орудий и 16 танков, взяв в плен 1100 фашистов. Хотя 8-й мотоциклетный полк уничтожил всего 800 фашистов, он подал пример для подражания всей Красной Армии.

В то время как многие признают мужество и жертвы советского народа во время Второй мировой войны, мотоциклистов периода Великой Отечественной войны в этом отношении часто упускают из виду. Тем не менее подвиги советских мотоциклетных полков достойны упоминания, особенно учитывая их вклад в победу над фашизмом. В заключение следует отметить, что 8-я МП действительно выделялась как впечатляющий пример новаторства и методологии ведения боевых действий.