Завод имени Лихачева, известный многим, являлся одним из крупнейших автомобильных предприятий Советского Союза. Здесь создавались и производились разнообразные автомобили, включая грузовики, которые пользовались особой популярностью. Среди них наиболее известной моделью народного грузовика был ЗИЛ 130, который успешно выпускался с 1962 года до начала 90-х. Хотя стоит отметить, что производство данной модели продолжалось до 2010 года, но именно в 90-е годы он начал терять свои позиции из-за эксплуатационных проблем и убыточности.
В связи с этим было принято решение разработать новую модель, оснащенную дизельным двигателем, который был более экономичным. В 1995 году появилась модель под названием ЗИЛ 5301. Грузовик имел длину 6195 мм, ширину 2319 мм и высоту 2365 мм, его вес составлял 3695 килограмм. Конфигурация машины была заднеприводной с переднемоторной компоновкой, колесная формула 4х2. Дизельный двигатель, разработанный на Минском моторном заводе, был четырехцилиндровым турбодизелем мощностью 136 лошадиных сил.
В паре с двигателем работала механическая трансмиссия с синхронизаторами на 2-5 передачи. Хотя грузоподъемность является одной из важных характеристик любого грузового автомобиля, в данном случае она была уменьшена до 3000 килограммов по сравнению с ЗИЛ 130. Это объясняется изменяющимися требованиями и потребностями рынка к середине 90-х годов, когда грузовики с высокой грузоподъемностью для сельского использования стали менее востребованными.
В итоге, был создан отличный грузовой автомобиль общего назначения, который в народе получил прозвище "бычок". Производство этой модели продолжалось до 2014 года, и на сегодняшний день.