В мае 1885 года столичная пресса писала о том, что, наконец- то Петербург прямым путем соединился с морем. Осуществилась заветная мечта Петра I, жаждавшего видеть морские корабли в своей столице, видеть постоянный обмен русской торговли со всем светом, через «прорубленное им окно».
Петр, завоевав у шведов часть финского залива, торопился закрепить за собой важное для внешней русской торговли приобретение. Основав на берегах Невы столицу, он для ее защиты строит Кронштадт. В Петербурге строится гавань для военных кораблей (Галерная гавань).
Так же с основанием столицы началась и торговля морским путем с Западом.
Голландцы на своих мелкосидящих кораблях ходили до Петербурга беспрепятственно. Да и для военных кораблей того времени глубина устья Невы была вполне достаточна.
И все же Петр имел намерение провести берегом от Ораниенбаума до Петербурга канал (наподобие ладожского), по которому к городу беспрепятственно подходили бы корабли с большей осадкой.
Вблизи Сергиевской пустыни в то время еще были видны высокие валы по берегу, указывавшие на место гигантских работ производимых по указу Петра.
Прошло почти 160 лет и идея Петра была осуществлена хотя не в том месте, не по берегу, а по фарватеру залива прошел канал. Работы по устройству Морского канала были закончены в царствование Александра III. Отныне морская торговля должна была беспрепятственно войтит в прямые сношения с столицей. Суда будут приходить в город без перегрузки товара и размещаться в порту.
Собственно канал был открыт еще в 1884 году, когда в сентябре в Петербург пришли несколько военных кораблей «Держава», «Африка», «Олаф» и «Царевна». Однако случай с «Африкой» севшей на мель, показал, что дно канала не везде выровнено на достаточную глубину и что необходимо было провести некоторые донные работы.
Суда ходили по каналу, но официальное открытие было отложено до 15 мая 1885 года (день третьей годовщины коронации Императора Александра III).
Церемония открытия Морского канала была торжественна и великолепна. Почти весь Балтийский флот принял участие в торжестве. Весь берег канала и все сооружения были украшены флагами и цветами. При входе в канал с Невы у порта, расчищена большая площадь и на ней раскинут царский шатер в русском стиле, обтянутый материей синих, белых и красных полос и убранный национальными флагами.
Шатер увенчан гербами и штандартами с вензелями. Западная сторона украшена императорской короной и вензелями ПетраI, АлександраII, АлександраIII, убрана тропическими и померанцевыми и лавровыми деревьями. Даты 1725- 1885 обозначил первую мысль о порте и канале при Петре Великом и осуществление этой идеи при императоре Александре III.
Внутренность шатра также убрана зеленью. На восточной стороне поставлены иконы Спасителя из домика ПетраI спасителя Николая и Св. Александра Невского из Исаакиевского собора.
Снаружи восточная часть шатра представляла символическое окно в резной раме, где на месте стекол красовалась карта Европы, а сверху карниза как бы свешивалось русское полотенце со стихами А.С. Пушкина:
«Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно»
Над гербами Петербурга украшавшими входы в шатер красовались надписи:
«приближен к остальной части Европы» и «доступен для всех морских судов».
На другой стороне площади была платформа.
По прибытии императорского поезда Их Императорским Величествам были представлены строители канала. Тайный советник В.В. Салов от инженеров строителей преподнес Императрице букет из белых роз с синим якорем из незабудок. За инженерами-строителями были представлены инженеры-контрагенты господа С.П. Максимович и П.А. Борейша поднесшие блюдо с цветами и цветы в серебряном порт-буке, в виде точной копии машины вычерпывавшей песок из канала, три лопасти –ковши которой могут образовывать подставку порт-буке. Само вместилище для цветов было выполнено в виде куска каната.
Следом биржевое купечество поднесло Императору хлеб-соль на золотом блюде с художественными эмалевыми изображениями. После Императорская чета с другими высокопоставленными гостями проследовали в шатер, где было совершено молебствие.
После Их Величества направились на императорскую яхту «Держава».
С двух мачт поставленных по разным берегам канала, между которыми стояла Держава, была протянута трехцветная шелковая лента украшенная бантами. Лента проходила поперек рубки Державы. На середине ленты был прикреплен трехцветный мешок с золотой шнуровкой, предназначенной для прореза. Государыне Императрицы были поданы серебряные ножницы с золочеными ручками, украшенные рельефными червлеными изображениями якоря и топора, перевитые канатом с надписью по борту «Морской канал 1885г».
Все замерли в ожидания момента, когда Императрица разрежет символическую преграду судоходства по каналу. К сожалению, в этот момент налетел сильный шквал ветра с дождем, развернувший яхту поперек канала. Только благодаря рядом стоявшему пароходу удалось развернуть Державу в прежнее положение.
Императрица прорезала шнур и к ее ногам из мешка посыпались розы.
Все серебряные вещи, изготовленные к открытию Морского канала, как то: порт-буке для Ея Величества Государыни Императрицы, ножницы для разрезания ленты, более 200 серебряных жетонов и сверх того 15 бриллиантовых, изготовлены на фабрике серебряных изделий И.П. Хлебникова (по другим сведениям Овчинникова).
Медали в память дня открытия канала изготовлены на Монетном дворе, 2-езолотые для Их Величеств по 1 фунту каждая и несколько десятков серебряных по 1 ½ фунта каждая для августейших особ и высокопоставленных лиц. На одной стороне изображение Государя Императора, а на другой план Петербурга и Морского канала.
Министры, генерал-адьютанты К.Н.Посьет и И.А.Шестаков поднесли Государыне Императрице атласную часть ленты.
И под звуки музыки стоявших на берегу оркестрантов и крики «Ура!», яхта Держава и следовавшие за ней корабли начали движение по каналу в сторону Кронштадта.
Морской канал начат по высочайшему повелению императора Александра II, последовавшему 1(13) июня 1874 года. Коммерческое значение его было очень важно. Он давал возможность коммерческим судам без перегрузки в Кронштадте идти в столицу. К работам приступили лишь в 1878 году. 12 ноября 1883 года в прорытый канал в присутствии Их Величеств и Наследника цесаревича была запущена вода в последнюю часть кала и бассейны привозного порта.
При выходе канала в Неву устроена гавань для привозной торговли, окаймленная гранитными набережными. По набережной проложены железнодорожные пути соединяющие этот порт с сетью русских железных дорог.
Русло канала прорыто до 22 футов на протяжении 26 ½ верст, начиная от Невы и Гутуевского острова до малого кронштадтского рейда. Вдоль дамбы Путиловской железной дороги устроена такая же ветвь канала по направлению в Екатерингофскому рукаву реки Невы. Стоимость канала до 10 250 000 рублей.
К сожалению, редкие издания вспоминали о Николае Ивановиче Путилове, чья энергия и предпринимательская деятельность послужили основой осуществления Петровской идеи о морском торговом порте в Петербурге.
Устройством Морского канала и порта, Путилов хотел сделать Петербург средоточением торгового обмена произведений европейских государств и внутренней России. Иностранные корабли должны были выгружать свои товары прямо в железнодорожные вагоны или в барки, для которых должен был бы прорыт специальный канал от взморья до Невы.
Но этой Путиловской идее не дано было осуществится и начатое Путиловым предприятие перешло в ведение казны. С переходом дела в руки особой правительственной комиссии при Министерстве Путей Сообщения, председателем которой был инженер Энрольд, после его смерти назначен В.В. Салов. Инженеры строители Фуфаевский и Жирухин.
Первоначальный план с переходом в ведение казны, существенно сократился. Мировое значение Морского канала и порта заменилось на более скромное- заменить собой для иностранных кораблей Кронштадтскую гавань, где разгрузка-погрузка чужеземных кораблей признано не удобным и не совместимым с военно-стратегическим значением Кронштадта, как военного порта.
Пока строился канал, строители составляли проект порта, который постоянно подвергался дополнениям и изменениям. В конце концов, строители вернулись к первоначальной путиловской идее, созданию обширного отпускного порта способного вместить в себя 400 кораблей и 1000 барок. Этот проект включая барочный канал составило более 17 миллионов, что вместе с уже с издержанными суммами составляло 37 миллионов. В виду дороговизны Министерство финансов сократило проект до 2 ½ миллионов. Бассейн порта был значительно уменьшен, барочный канал вовсе исключен из сметы. В таком урезанном варианте осуществилась эта идея, задуманная, когда то Петром Великим. Так что не получилось ни двери ни окна. По мнению современников, была построена дорогая форточка (очень знакомая тема).
Впрочем, в некоторых изданиях писавших об открытии Морского канала Путилова все же упоминали. В Новом Времени было отмечено, что Путилов «этот предприимчивый мечтатель и неосторожный делец» возродивший идею о Морском канале и порте, «ввязавшийся в большую аферу, но не сумевшим довести дело до конца». Таково было мнение обывателей того времени, ведь к сожалению математические расчеты Путилова разбились о ряд не зависящих от него обстоятельств. Тем не менее, признавалось то, что планы составленные Путиловым, «обладали стройностью и глубоким пониманием дел». По плану Путилова устье Морского канала должно было подходить к Путиловской пристани у одноименного завода. Сюда же должен был подходить барочный канал и железная дорога. Нева от Калашниковской набережной по путиловскому плану не была задействована в торгово-транспортной цепочке.
И все же имя Путилова было увековечено на построенном в честь открытия Морского канала памятнике (обелиске). Он был размещен на выступе дамбы, отделяющей Гутуевский бассейн от реки Невы у выхода Морского канала в реку Неву. С восточной городской стороны. Высота обелиска 17 аршин (почти 12 м) По словам современников «памятник исполнен изящно и отличался тонкостью работы». С квадратной площадки ( 5.8х5.8м) в обелиску с четырех сторон ведут ступеньки их питерлакского красного гранита. Сам обелиск изготовлен из темно-серого сердобольского гранита увенчанный позолоченным шаром со шпилем.
Работы по созданию памятника производила гранитная мастерская Федора Ефимова находившаяся в то время в Петербурге на Гороховой 55.
На гранях обелиска были расположены бронзовые щиты с шифрами императоров участвовавших в создании канала и медали выбитой в память открытия. Ниже на гранях основания обелиска укреплены бронзовые доски с описанием в чье царствование канал был устроен и кто принимал участие в его сооружении. На 4-й грани была надпись -
«Работы по СПб морскому каналу исполняли с подряда: действительный статский советник Путилов 1878-1880г. статский советник инженер Борейша и надворный советник инженер Максимович».
Обелиск созданпо проекту архитектора Владимира Владимировича Николя (1852-1901), который на тот момент был архитектором Министерства Императорского двора, перестраивавшего Большой Каменный театр под здание Консерватории в 1896 году. Говорят, что памятник, долго стоявший в запустении окончательно исчез в 1951 году.
Остался Морской канал и некоторые портовые сооружения. Канал все так же работает, принимая большие океанские грузовые корабли.
В память о Николае Ивановиче Путилове названа часть набережной Морского канала.
Источники:
Всемирная иллюстрация, 1885г
Новое Время, май 1885, ноябрь 1883, сентябрь 1884г.
Полный Путеводитель по Петербургу и всем его окрестностям, сост. Ф.В. Домбровский, СПб 1896г
Путеводитель по Петербургу… под ред. Р.С. Попова, 1886г.
Неделя строителя, май 1885г
Нива 1880г