До сих пор остаётся неизвестным, почему в СССР так и не дошёл до конвейера проект установки чешского дизельного двигателя "Т2-928-V8", с которым в Чехословакии собрали грузовые мощные Tatra серийного номера "т-148" на советские грузовики - КрАЗ и Урал.
Хотя идея была очень интересной и адаптировать к Отечественной грузовой технике уже существующий экономичный и весьма эффективный чешский силовой агрегат, вместо того, чтобы долго и дорого нечто аналогичное разрабатывать самим.
На Урал-375Д тогда стоял восьмицилиндровый "ЗИЛ-375" на 180 лошадиных сил, но работал "ЗИЛ-375" на качественном бензине АИ-93. Если в обычных условиях Урал-375Д сжигал от 25 до 48 л. на 100 км., что уже немало.
В условиях бездорожья и при полной загрузке расход топлива просто зашкаливал. Понятно, что в СССР даже хороший бензин был недорогим, но не настолько, чтобы вообще не считать затраты.
Аналогично дело обстояло и на КрАЗе, хотя там уже дизель ставили от Ярославского моторного завода, но и он по эффективности и экономичности проигрывал восьмицилиндровому дизелю Tatra.
В процессе подгонки "Т2-928-V8" к советским грузовикам были трудности, всё-таки разные технологии, разные заводы, но они успешно преодолевались. Например, нашли оригинальное конструкторское решение, как сохранить базовую коробку передач, рассчитанную на ЗИЛ-375. Хотя это казалось невозможным, ведь у советского двигателя 3.000 оборотов в минуту, а у чешского - только 2.000.
В итоге, обновлённый Урал-375Д с чешским "Т2-928-V8" ничего не потерял в грузоподъёмности, а наоборот нарастил свою мощность до 202 лошадиных сил двигателя Tatra. Грузовик стал быстрее разгоняться, на порядок лучше проходить все полигоны. И что самое важное, на 25% сократился расход топлива. Аналогичные результаты показали прототипы и на КрАЗе. Внезапно, несмотря на прекрасные результаты испытаний, весь проект был разом закрыт министерской директивой. О чём сегодня можно только сожалеть.
Читайте также: