На дворе май, а это значит, что зима в Иркутской области наконец-то закончилась, и уже совсем скоро владельцы автомобилей будут переодевать своих железных коней в летнюю резину.
В России число легковых автомобилей составляет более 44 миллионов, а спецтехники и грузовых машин – около 60 миллионов. Представьте, сколько покрышек надо, чтобы «обуть» всё это количество? А сколько из этого числа ежегодно попадает на полигон?
Многие автовладельцы пытаются самостоятельно дать вторую жизнь колёсам. Садоводы делают из них цветники и огородные скульптуры. А ещё в России до сих пор есть традиция сжигать шины.
Ни полигон, ни украшения в саду, ни сжигание шин не является безопасным способом их утилизации. Шины относятся к 4 классу опасности. Для их изготовления используются: примеси смолы, натуральные каучуки, синтетические полимеры, технический углерод, сажа, кремниевая кислота. В случае возгорания шин в окружающую среду выделяются вещества 1 и 2 класса опасности (самого небезопасного): свинец, стирол, фуран, сернистая кислота. Эти вещества токсичны, они загрязняют воздух, почву и подземные воды. На земельном участке, где происходило возгорание, ничего не будет расти в течение 15-20 лет.
Но даже просто оставаясь на земле, покрышки наносят вред. При разложении шин в естественной среде, нагревании на солнце выделяются в почву, воздух и воду различные тяжёлые и токсичные химические вещества: бензапирен, фенолы, тяжёлые металлы, сера, соединения хлора. Поэтому даже использование шин в виде садовых украшений вредит природе. Кстати, во всей России запретили использовать автомобильные покрышки для украшения дворов ещё в 2021 году.
Естественное разложение резины на компоненты составляет 150 лет. Представьте, сколько за это время вреда нанесёт одна покрышка. А тонна покрышек?
Поэтому единственным безопасным способом утилизации является сдача шин на переработку. В Прибайкалье этим занимается Иркутский резиноперерабатывающий завод. Сдать можно через сеть шинных центров «Байкал-шина». Например, в г. Иркутске на Ширямова, 40. За сервисом установлен большой контейнер, куда любой желающий может скинуть покрышки.
После переработки образуется резиновая крошка, которая в дальнейшем служит для резиновых покрытий на детских площадках, спортивного инвентаря, подошвы обуви, утеплительных и влагозащитных материалов для поверхностей. Самое важное то, что переработанная старая покрышка нетоксична.
К слову, российское законодательство также требует сдавать шины на переработку.
«Согласно российским нормативам, изношенные автомобильные шины подлежат только утилизации. Накопление и складирование предприятием на собственной территории отработанных автопокрышек ведёт к ежеквартальному увеличению платежей за воздействие на окружающую среду. При превышении лимита – налог взимается в пятикратном размере».
За год в России приходит в негодность более миллиона тонн покрышек. Что лучше: убить экологию или построить сотни новых детских площадок?