Не будет преувеличением сказать, что краны Ивановского завода автомобильных кранов (в настоящее время – ИМЗ "Автокран") были наиболее массовыми, как во времена СССР, так и в дальнейшем. В 80-е годы предприятие выпускало порядка 5000 автокранов в год, ни один отечественный крановый завод не имел таких мощностей. Одной из самых распространенных моделей был автокран КС-3577, ставший родоначальником марки "Ивановец". Его производство пришлось на две эпохи – советскую и постсоветскую, а общее количество изготовленных кранов этой модели составило порядка 30 тыс. экземпляров.
Выпуск КС-3577 начался в 1985 году. Эта машина пришла на смену первому ивановскому гидравлическому автокрану с телескопической стрелой первого поколения КС-3571. Как и предшественник он базировался на шасси МАЗ-5334 и имел широкую унификацию с другими моделями ивановских гидравлических кранов. Последнее обстоятельство позволило освоить в производстве новую модель в короткие сроки.
По сравнению с КС-3571 в новом кране был реализован ряд прогрессивных для своего времени конструктивных решений, которые позволили повысить эксплуатационные качества. Применение трапецеидального опорного контура позволило увеличить максимальную грузоподъемность крана до 12,5 т (у КС-3571 г/п была 10 т), а также повысить грузоподъемность в диапазоне грузовысотной характеристики. Внедрение регулируемого гидромотора для привода грузовой лебедки дало возможность нарастить наибольшую скорость подъема-опускания грузов с 8,5 до 18 м/мин. Установка ручного насоса позволяла при отказе приводного двигателя или основного насоса подготовить кран к транспортированию на буксире.
На КС-3577 применялась 2-секционная телескопическая стрела такой же длины как и на КС-3571 – 8-14 м. Для увеличения подстрелового пространства и высоты подъема крюковой подвески был предусмотрен решетчатый гусек длиной 7 м (на КС-3571 применялся 6-метровый гусек). Для удлинения гуська могла использоваться решетчатая вставка длиной 2 м.
В 1987 году начался выпуск модификации КС-3577-2 на новом шасси Минского автозавода – МАЗ-5337. В свою очередь версия на шасси МАЗ-5334 стала обозначаться КС-3577-2-1.
В том же 1987 году был запланирован к производству абсолютно новый кран на шасси МАЗ-5337 – КС-3577А с 3-секционной телескопической стрелой длиной 9-21 м. Его грузоподъемность составляла 16 т. Он мог оснащаться гуськом длиной 8 м, клювом, а также люлькой для подъема людей. Однако, несмотря на планы отраслевого Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения, эта модель так и не стала серийной.
После снятия с производства в 1987 году крана с решетчатой стрелой КС-3562Б, завод выпускал для народного хозяйства только краны серии КС-3577, став, по сути, производителем мономодели, так как доля других кранов, предназначенных для армии, составляла не более 10%. Годовое производство кранов КС-3577 в ту пору достигало порядка 4000 единиц.
В 1989 году краны семейства КС-3577 были модернизированы с повышением грузоподъемности до 14 т. Версия на шасси МАЗ-5337 обозначалась КС-3577-3, на шасси МАЗ-5334 выпускалось два варианта – КС-3577-3-1 и КС-3577-3-2.
В 1990 году в соответствии с приказом министра тяжелого машиностроения СССР Ивановский завод автомобильных кранов был преобразован в акционерное общество "Автокран". С 1991 года предприятие перешло на самостоятельное проектирование кранов.
В 1991 году на конвейер были поставлены краны КС-3577-4 на шасси МАЗ-5337 и КС-3577-4-1 на шасси МАЗ-5334. Их грузоподъемность осталась прежней – 14 т. С 1992 года в производственной программе остался только кран КС-3577-4 на шасси МАЗ-5337, поскольку выпуск базового шасси МАЗ-5334 был прекращен.
На рубеже 1991-1992 годов завод запускает производство новых модификаций КС-3577 грузоподъемностью 14 т – КС-3574 на шасси Урал-5557 и КС-3574К на шасси КАМАЗ-53213. Новинки получили поворотную платформу от КС-3577-4, при этом, поворотные опоры были заменены на телескопические.
Последняя генерация кранов КС-3577-4 "Ивановец" на шасси МАЗ-5337 выпускалась вплоть до 1995 года, когда ей на смену пришли более современные модели семейства КС-35714/КС-35715 грузоподъемностью 15 т, оснащенные 3-секционной 18-метровой стрелой. В том же году грузоподъемность кранов КС-3574 с 2-секционной стрелой также довели до 15 т, и они стали обозначаться: КС-35714-1 – на шасси Урал-5557 и КС-35715-1 – на шасси МАЗ-5337.
Но на этом история кранов семейства КС-3577 не закончилась. Они выпускались и 2000-е годы, и в 2010-е, только на другом предприятии – заводе "Угличмаш", который в 1992 году выкупил у завода "Автокран" документацию на кран КС-3577-3.
Если понравилась статья, поддержите ее лайком, это важно для развития канала.
Чтобы не пропустить публикации подписывайтесь на канал "Строительная техника и транспорт".