Слухи о упорстве и трудолюбии советских граждан до сих пор являются одним из самых важных аргументов в разговорах о бурном темпе технического развития страны во второй половине прошлого века. И глядя на то, как много уникальной для мировой промышленности тех лет техники, мы потеряли, в это охотно верится.
Большая часть инициативных проектов замотивированных инженеров, выгодно выделялась на фоне остальных, благодаря своим смелым техническим решениям и наработкам, нацеленным на будущие модернизации. Одним из самых ярких и в тоже время обидных примеров такой разработки можно назвать ИЖ-19 «Старт-Комби», появившийся в 1975 году, в котором молодые умы постарались избавиться от всех недостатков и «болячек», печально известного ИЖ-13 «Старт». Этот автомобиль появился на свет только благодаря нежеланию сотрудников предприятия производить только классические модели, и вопреки всем советам, создать концептуально новый продукт.
Сразу же бросается в глаза серьёзная доработка дизайна ижевского проекта, который получил люк в крыше, сдвоенную головную оптику в пластиковых оправах, горизонтальные задние фонари и кузов, формы которого больше напоминали европейскую машину, нежели отечественную. Так же, на Советское происхождение намекал и несочетающийся со спортивным внешним видом дорожный просвет, который был обязателен, для комфортного передвижения по нашей стране. Для уменьшения конечной стоимости продукта и повышения шансов на его одобрение, в основу заложили большое количество узлов от серийного Москвич-412, но это ему тоже не помогло.
Долгий и упорный труд специалистов из ЦКЬ-36 оказался никому не нужен. Если в случае разработок ВАЗ-2121 «Нива», проводящихся в то же время, они были подкреплены государственным заказом, то ижевский инженеры получили в ответ на своё предложение простой ответ, что их никто не просил создавать новый автомобиль и нужды в нём никакой нет. А запускать в производство нечто, настолько сильно отличающееся от привычного вектора развития предприятия было слишком рискованно. Именно так, ИЖ-19 «Старт-Комби» остался построенным в единственном экземпляре, как пример смелого эксперимента специалистов, желавших что-то изменить.