Найти в Дзене
Эконинъ

Whoosh: адская колесница или чудо современной техники?

Оглавление

Сегодня мы рассмотрим одну из самых популярных компаний аренды электросамокатов - Whoosh. Мы рассмотрим историю компании, ее основные принципы работы, и подводные камни.

Whoosh — шеринг электросамокатов. Твой главный помощник в быстром передвижении по городу.
Whoosh — шеринг электросамокатов. Твой главный помощник в быстром передвижении по городу.

Немного истории

Компания Whoosh - резидент фонда "Сколково" с 2020 года. Идею создания сервиса аренды самокатов под названием Whoosh предложил основатель и CEO Дмитрий Чуйко, который в то время был заместителем генерального директора S7 Group по инновациям. Вдохновение пришло ему во время командировки в Сан-Франциско в 2018 году, где прокат электросамокатов был популярен среди всех возрастных групп, включая молодежь, взрослых и даже сотрудников офисов.

По возвращении в Россию, Дмитрий Чуйко решил, что подобный проект будет интересен жителям российских городов и стоит попробовать реализовать его. Вместе с тремя своими коллегами - Егором Баяндином, Сергеем Лаврентьевым и Олегом Журавлевым - они вложили свои собственные средства в запуск проекта. Стартовые инвестиции составили 1 миллион долларов. Название сервиса было выбрано не случайно, оно было предложено семилетним сыном Дмитрия, который является фанатом мультфильма "Room on the Broom" о ведьме, летающей на метле. Во время катания на самокате, маленький мальчик, подражая героине мультфильма, восклицал: "Вушшш!"

Выход на IPO

🛴 14 декабря 2022 года на Московской Бирже начались торги кикшерингового сервиса Whoosh (на третий день после IPO -15%). Заявки на их покупку принимались на момент выхода в ценовом диапазоне от 185 до 225 рублей за обыкновенную акцию. Исходя из этого, компания оценивала себя в 21–25 млрд рублей.

Привлеченные на IPO деньги компания планирует потратить на расширение парка, выход в новые регионы и «укрепление лидерских позиций» на рынке.

Группа продемонстрировала рост финансовых показателей, особенно в 2021 году, в сравнении с 2020 годом, за счет эффекта низкой базы. Выручка за этот период выросла в 4,8 раза, составив 4,1 млрд рублей, выручка от кикшеринга увеличилась в 5,7 раза, достигнув 4,1 млрд рублей, а чистая прибыль выросла в 8 раз, составив 1,8 млрд рублей. Рентабельность (отношение EBITDA к выручке от кикшеринга) также выросла на 12 процентных пунктов.

Однако, по данным за январь-сентябрь 2022 года, рост показателей замедлился. Выручка группы увеличилась на 70% год к году, достигнув 6,3 млрд рублей, выручка от кикшеринга увеличилась на 54%, составив 5,7 млрд рублей, однако чистая прибыль сократилась на 10% до 1,6 млрд рублей, а рентабельность снизилась на 10 процентных пунктов.

Кроме того, долговая нагрузка компании увеличивается. Чистый долг составлял 1 млрд рублей в 2020 году, 2,3 млрд рублей в 2021 году и превысил 3 млрд рублей по данным на девять месяцев 2022 года. В расходы также увеличиваются затраты на амортизацию, связанную с обновлением парка самокатов.

В свете этих изменений, компания решила не брать в долг, а искать финансирование на фондовом рынке, однако рынок с 24 февраля изменился, потеряв иностранных инвесторов, включая крупные инвестиционные компании и фонды.

-2

А как дела обстоят сейчас?

Деятельность крупнейшего оператора краткосрочной аренды электросамокатов в России стремительно развивается. Общее количество поездок выросло на 111% по сравнению с 2021 годом, достигнув рекордных 55,5 млн поездок. Количество зарегистрированных аккаунтов удвоилось и почти достигло 12 млн человек. Также количество поездок на одного активного пользователя выросло на 40% до 10,8 поездок к концу 2022 года.

С 1 марта 2023 года в РФ вступили в силу изменения в Правилах дорожного движения (ПДД), которые официально закрепили статус средств индивидуальной мобильности и водителей электросамокатов, а также правила вождения таких устройств. Это означает, что кикшеринг становится признаваемым официальным видом транспорта.

А что же про компанию Whoosh думает рядовой инвестор? Лично я, каждый раз когда вижу пролетающего мимо меня на скорости 25 км/ч бедолагу (а они проезжают мимо с периодичностью в пару минут) невольно задумываюсь о гениальности идеи. Каждый кто хоть раз вставал на своих двоих (и на них же уходил) на электросамокат с упоением вам будет рассказывать об удобстве передвижения по городу на таком чуде. Думаю перспективы у компании есть. А покупать акции или нет - каждый решает для себя сам.

Вот же что пишет о перспективах компании один из инвестиционных аналитиков:

Если бы геополитическая ситуация была иной, то при таких финансовых показателях, как у Whoosh, организаторы сейчас предлагали бы компанию по вдвое более высокой оценке. С другой стороны, американские аналоги, которые провели бы успешные IPO, отсутствуют. Американские кикшеринги буквально «проползли» на биржу через слияния с бланковыми компаниями (SPAC), которые рискнули их оценить высоко, но традиционные бизнес-модели расширения любой ценой в этой нише не сработали. Компании потеряли почти всю стоимость. В отличие от них, менеджмент Whoosh не только грамотно выстроил бизнес, с пониманием ниши и учётом её особенностей, но и хорошо подготовился к полноценному IPO. Ахиллесова пята — высокая оценка потенциала рынка. Идеальный инвестор компании — это тот, кто верит, что в 2026 году каждый житель крупного или среднего города России с населением от 100 тысяч человек и выше будет арендовать электросамокат хотя бы раз в месяц. Впрочем, возможен и другой инвестор — который рассчитывает, что Whoosh сможет быть в будущем поглощен крупной экосистемой, например «Яндексом», с премией к той оценке, которую сейчас сможет дать фондовый рынок.

На момент написания статьи акции Whoosh торгуются в районе 242 "деревянных" за штуку.

Думаю, следует еще раз повторить, что статья написана в ознакомительных целях и не является инвестиционной рекомендацией.