Это укороченная версия моего проекта по истории. Здесь вкратце описана история советского автопрома и расписаны случаи возможного заимствования идей в автоиндустрии СССР.
Вступление
В наше время много людей считают, что отечественная промышленность не способна на равных конкурировать с иностранной, и может только использовать чужие наработки, адаптируя их под свой рынок. А как пример приводят советское автомобилестроение, говоря, что половина советских машин - это копии друг друга, производящиеся десятилетиями а вторая половина -украденные у конкурентов технологии и дизайны. Про современную промышленность и ее конкурентоспособность можно спорить вечно, у каждого своя точка зрения на этот счет, а вот насчет советских автомобилей должны быть какие конкретные данные и факты, ведь прошло уже много времени. И именно этому вопросу я решил посвятить свой проект.
История советского автопрома
Первые автомобили
Итак, я расскажу только о самых интересных и знаковых событиях и машинах. Первым автомобилем считается конструкция Яковлева-Фрезе, представленная на Нижегородской выставке в 1896м году.
Позже, уже в СССР начали строиться заводы и первый серийный советский автомобиль был выпущен в 1924м. Назывался он АМО-Ф15, производился на заводе АМО (позже ЗИС)
Великая Отечественная война
Во время войны широко использовались грузовики ЗИС-5 (трехтонка) и ГАЗ-ММ (полуторка). Они имели отличную проходимость и ремонтопригодность, были легки в ремонте и управлении.
Известно много случаев, когда немцы старались использовать советские трофейные грузовики, лучше приспособленные к реалиям армейской службы в СССР
Послевоенные автомобили
Разработка “Победы” началась еще за 2 года до самой победы- в 1943м. А в 46м с конвеера сошел первый ГАЗ-М20. Для своего времени она была довольно технологичной и продвинутой как по технике, так и в дизайне.
В 1956-м году на ГАЗе начали производство "Волги" ГАЗ-21. Волга была самым престижным автомобилем своего времени в советском союзе
ЗАЗ-965 задумывался как недорогой микролитражный автомобиль, который могут позволить себе все, поэтому получился таким компактным и простым
Автомобили ВАЗ
20 июля 1966 года открылся Волжский автомобильный завод . Он должен был производить авто для решения проблемы автомобилизации союза.
ВАЗ 2101- первые «Жигули» собирали к особенной дате, 22 апреля 1970 года – столетие В.И.Ленина. Массовое производство «Жигулей» было налажено довольно быстро. Уже в 1970 году было собрано более 23 тысяч машин.
В 1980 году был выпущен ВАЗ-2105 как замена и доработка для уже не выпускаемого в то время ВАЗ-2101.
Нива задумывалась конструкторами как автомобиль, подходящий как для городского жителя, так и для деревни, поэтому к созданию дизайна подошли ответственно. Для ее испытаний была разработана новая программа, сочетающая элементы тестов легковушек и внедорожников.
В 1982 году Волжский автозавод начал выпуск ВАЗ-2107, который стал последней моделей «классики». За основу седьмой модели был взят ВАЗ-2105. Этот автомобиль является одним из самых продаваемых на постсоветском рынке, благодаря простоте, надежности и, конечно же, низкой цене.
С выходом ВАЗ-2108 началась новая эпоха: эпоха переднеприводных Жигулей. Разительно отличался дизайн и улучшены ходовые характеристики. Позже на ее основе был выпущен ВАЗ-2109(1987) и ВАЗ-21099(1990), который стал последней машиной, разработанной в СССР
Примеры заимствования
Итак, с историей советских автомобилей мы разобрались. Однако не просто же так в головах людей есть мнение, что советские инженеры часто брали чужие идеи для своих авто, ведь некоторые из них даже внешне почти не отличаются от иностранных версий. Попробуем в этом разобраться:
Победа
Советская «Победа» была одним из самых передовых автомобилей в мире на момент своего выхода. Модель стала первым советским авто с несущим кузовом понтонного типа и обладала великолепной аэродинамикой. Автомобиль получился столь интересным, что был скопирован уже у нас: по мотивам «Победы» был создан английский Standard Vanguard, выпускавшийся с 1947 года. Мало того, «Победа» породила целую эпоху в автодизайне.
ВАЗ 2101 и FIAT 124
Тут все понятно: изначально волжский автозавод строился в сотрудничестве со специалистами FIAT, а также советским ученым была предоставлена лицензия на производство FIAT 124.
В конструкцию Fiat 124 советские инженеры внесли более 800 изменений. Среди самых значительных — замена морально устаревшего мотора с нижним распредвалом на верхневальный, переработанная задняя подвеска, замена дисковых тормозов на "барабаны", усиленный кузов, мощная "печка", установка четырех поддомкратников вместо двух, внедрение в конструкцию "кривого стартера" и пр. Кроме СССР, Fiat 124 по лицензии производился в Испании, Южной Корее, Индии и Турции.
Интересно, что до 1976 года советский и итальянский седаны продавались на многих европейских рынках параллельно, создавая друг другу весомую конкуренцию. Fiat даже судился с ВАЗом из-за неоправданно низкой цены советской машины на многих рынках. К тому же существенно модернизированный ВАЗ во многом выигрывал у "итальянца".
ЗАЗ-965 и FIAT 600
Изначально при создании была задача повторить расположение основных узлов как у Фиата, однако в процессе разработки в ЗАЗе оставалось все меньше скопированных идей, ведь главные его конструктор очень плохо относился к заимствованию.
ЗАЗ 966 и NSU Prinz IV
Первые прототипы Запорожца сильно отличались как от NSU, так и от итогового дизайна, а в последней версии был использован стиль дизайна, появившийся еще в в 1959 в Chevrolet Corvair(хромированная полоса под окнами, опоясывающая авто)
ГАЗ-21
В ходе проектирования закупались и исследовались образцы автомобилей, таких, как Ford Mainline, Plymouth Savoy или Chevrolet Styline Deluxe, некоторые их черты можно встретить в «Волге».Но, при этом, неверно утверждать, что дизайн «Волги» был заимствован с другого авто. На 1953 год он был передовым — некоторые решения появились на американских моделях сильно позже.
Вывод
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что факты заимствования идей советскими инженерами и дизайнерами имели место быть, однако, говорить что советские инженеры ничего своего не придумывали - неправильно. Также хочу добавить, что примеры заимствования встречались далеко не только в нашей стране, и если поискать, то, наверное, в истории каждой автомобильной компании есть такие случаи.