Найти в Дзене
Тракторист-Моторист ☑️

🌟Страницы истории СССР: садовый трактор ДТ-14 Харьковского завода🏭

Сохранившийся до наших дней трактор ХТЗ ДТ-14 работает в поле
Сохранившийся до наших дней трактор ХТЗ ДТ-14 работает в поле

===

Во времена Советского Союза государство заботилось о производстве не только мощных и тяжёлых тракторов, но и обеспечивало производство универсальных садово-огородных тракторов малой мощности.

Малогабаритный колёсный трактор ДТ-14 был создан на базе трактора ХТЗ-7 (с бензиновым двигателем, производился с 1950 года) и выпускался на Харьковском тракторном заводе с 1956 года.

Трактор ДТ-14 относится к тяговому классу 0.6 (эксплуатационная масса составляет 1,6 тонны) и отличается от предшественника установкой двигателя, который работал на дизельном топливе.

Трактор ДТ-14 в советском колхозе (фото 1958 года)
Трактор ДТ-14 в советском колхозе (фото 1958 года)

===

Одноцилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель Д-14 был более экономичным и надёжным в работе, в сравнении с бензиновым двухцилиндровым двигателем трактора ХТЗ-7.

Дизель Д-14 имеет объём 1,5 литра, номинальную мощность 14 лошадиных сил при 1600 об/мин и максимальный крутящий момент – 70 Нм. Удельный расход топлива составляет 210 г/л.с. в час, объём топливного бака – 46 литров.

Особенностью двигателя Д-14 является впрыск топлива в камеру сгорания, расположенную в днище поршня, а также уравновешивающий механизм, благодаря чему вибрации дизеля были не больше, чем у двухцилиндрового двигателя.

---

Ещё один хорошо отреставрированный в наше время трактор ХТЗ ДТ-14
Ещё один хорошо отреставрированный в наше время трактор ХТЗ ДТ-14

===

Запуск двигателя осуществляется на бензине, при помощи заводной рукоятки, при этом – для облегчения запуска, можно снизить степень сжатия с 14,5 до 5,7 путём включения дополнительной камеры.

В 1957 году начался выпуск модификации трактора ДТ-14 с дополнительным индексом «А». На двигатель ДТ-14А устанавливался электрический стартер и подогреватель во впускном тракте.

Кроме того, с сентября 1957 года выпускалась модификация трактора ДТ-14В, на котором запуск осуществлялся без применения бензина, непосредственно на дизельном топливе (с электростартером и декомпрессором).

Трактор ДТ-14 работает в поле (1950-е годы)
Трактор ДТ-14 работает в поле (1950-е годы)

===

Механическая реверсивная коробка передач трактора ДТ-14 обеспечивает 5 скоростей переднего хода и 4 – заднего хода. Привод к задним ведущим колёсам осуществляется через шестерёнчатые конечные передачи.

Для агрегатирования с навесным и прицепным сельскохозяйственным оборудованием, трактор ДТ-14 оснащался навесной системой НС-52М, а модернизированный ДТ-14Б – унифицированной гидравлической раздельно-агрегатной системой.

Трактор ДТ-14 с косилкой (наше время)
Трактор ДТ-14 с косилкой (наше время)

===

Колея трактора регулируется в диапазоне от 1000 до 1500 мм. Кроме того, при помощи поворота бортовых передач регулируются агротехнический просвет (от 310 мм до 520 мм) и колёсная база трактора. Размерность колёс: 4.00 – 16 (передние) и 8.00 – 32 (задние).

Трактор ДТ-14 оснащался реверсивным постом управления. Кабины на тракторе не было, но над сиденьем тракториста установлен защитный тент.

Тракторы ДТ-20 на сборочном конвейере ХТЗ (1958 год)
Тракторы ДТ-20 на сборочном конвейере ХТЗ (1958 год)

===

Тракторы ДТ-14 производились до 1959 года (всего за три года было выпущено более 65.000 единиц), а затем на конвейер ХТЗ встал более мощный и скоростной садово-огородный трактор модели ДТ-20.

===

Рекомендуем почитать:

---