Найти в Дзене
КОПАЛЫЧ

ПЕРВЫЕ ПАРОХОДЫ ПО ШЕКСНЕ ХОДИЛИ ПО ПРОЛОЖЕННОЙ ПО ДНУ РЕКИ ЦЕПИ, СТОИМОСТЬЮ 550 000 ЗОЛОТЫХ РУБЛЕЙ? ГДЕ ЦЕПЬ СЕЙЧАС?

Приветствуем, уважаемые подписчики и читатели! Знаете ли вы, что первые пароходы по реке Шексне ходили по цепи?

Туер, или цепной пароход – особый вид речного судна, буксир, движущийся вдоль уложенной по дну цепи или троса. Впервые в мире цепное пароходство придумали французы и открыли его на реке Сене в середине XIX века.

На фото: Туер «Василий» с караваном барж. Река Шексна, 1909 год.
На фото: Туер «Василий» с караваном барж. Река Шексна, 1909 год.

Выглядело это так: на дно реки укладывалась цепь, а на неё, как бусы на нить, нанизывались семь пароходов. Поднимаясь со дна, цепь проходила по оси судна через три барабана. Два из них – кормовой и носовой – были направляющими, а средний – ведущим. Он вращался судовой машиной и, как бы отталкиваясь от обернутой вокруг него цепи, двигал судно, за которым тянулись плоты и баржи.

Впервые в России цепное пароходство появилось на реке Шексне от Рыбинска до Белозерска в 1863 году. Его организатором стал банкирский дом «И. Е. Гинцбург», создавший «Акционерную компанию цепного пароходства по р. Шексне». В 1863 году компания проложила по дну Шексны цепь и пустила первые шесть туеров. Капитанами пригласили французов. Однако то, что было возможно на французской Сене, встретило непреодолимые препятствия на русской Шексне.

Это, прежде всего, пороги. Их названия говорят сами за себя. Порог Болтун так раскачивал суда, что из них высыпался груз. Порог Кузнец «подковывал» суда до отверстий в днищах. Порог Свинья мог «подложить свинью» в, казалось бы, безопасной ситуации. На пороге Заяц судовой ход метался из стороны в сторону, словно заяц запутывал следы. На пороге Мышьи Тропки фарватер сужался настолько, что два встречных судна не могли разминуться. Пришлось даже устанавливать семафор для регулировки движения.

-2

Названия порогов Чертовы Островки и Собачьи Пролазы можно и не комментировать. А чтобы определить название порога Голубец, заглянем в словарь В. И. Даля: там это слово трактуется как «могильный памятник в виде домика из сруба и крыши». На самых сложных участках, например на Иваноборских порогах под Кирилловым, не помогала и туерная тяга. Грузовые суда приходилось отцеплять, и через стремнину их тянули опять же люди и лошади.

Причем в роли таких местных бурлаков в Кирилловском уезде выступали женщины. На одного из путешественников начала XX века это произвело неизгладимое впечатление, и он записал в своем дневнике: «Обилие судов, вереницы лошадей и женщин в ярко-пестрых сарафанах и платках, визг, смех, «дубинушка», крики мужиков, управляющих судами, – все это придает местности Иваноборских порогов значительное оживление. Солнце ярко освещало всю эту своеобразную и веселую картину»...

Французские капитаны оказались не готовы к таким условиям судоходства. К тому же они были и не способны руководить нашими речниками, когда необходимо употреблять много энергичных слов, столь убедительных для русского человека. В навигацию 1863 года туера не смогли дойти даже до Череповца. При этом буксируемые барки врезались в берега, садились на мели, ломали борта, некоторые и вовсе переламывались пополам.

Туер на оригинале фото в библиотеке Конгресса США. 270-я.
Туер на оригинале фото в библиотеке Конгресса США. 270-я.

Компания заменила французов на русских капитанов и занялась расчисткой Шексны. Работа по расчистке Шексны потребовала огромных средств и три года времени. В 1865 году туера с барками, наконец, прошли путь от Рыбинска до Белозерска.

«Цепная линия», проложенная в 1863 году, имела протяженность 422 версты – от Белозерска до Рыбинска. Суда по ней ходили «гуртом», караваном: сначала все в одну, затем все в другую сторону. Передвигались они медленно, со скоростью конной тяги – путь в одну сторону занимал 14-20 суток. Так и ходили пароходики-буксиры мощностью аж в 20 (двадцать! Самые мощные – до тридцати!) номинальных лошадиных сил, ведя за собою караваны в 7-10 барок-«унжаков» с грузом до 100 тысяч пудов, двигаясь против течения со скоростью 50-60 верст в сутки (чуть более 2 верст в час – в два раза медленнее пешехода!)

Туерная тяга на Шексне применялась на участке от Буркова (255 верста от Рыбинска) до устья Белозерского канала и брала на себя до 50% от всего количества судов. Точнее, туеры ходили от пристани Чайка. Белозерск находится не на берегу реки Шексна, а на обводном канале Белого озера. В местечке Чайка при соединении канала с рекой был устроен шлюз «Безопасность», находилась грузовая и пассажирская пристани.

Пристань Чайка
Пристань Чайка

Ил, грязь, песок оставались на палубе от большой цепи. Но тяга туером была самой надежной. Компания цепного пароходства главенствовала по Шексне, спекулируя на мелководье, на порогах. От Рыбинска до пристани Чайка у Белого озера, за четыреста верст, туерщики брали с купца по три копейки за пуд груза, в то время как за тягу бечевой от Чайки до Петербурга на перегоне в шестьсот пятьдесят верст платилось только полторы копейки с пуда. Воз, идущий за туером, состоял из пяти-шести судов, а буксирный пароходишко временами не мог тянуть одно суденышко.

Разбогатевшие туерщики шутя говорили, что могли бы золотую цепь проложить по всему дну Шексны, тоже в дюйм с лишним толщиной. Подобно щуке, заглатывающей жертву вдвое больше ее нутра, они, не считаясь со своими возможностями, заключали и заключали договоры на тягу судов, чтобы полностью вытеснить с Шексны волжских пароходовладельцев. Суда, попавшие к туерщикам по контрактам, выстраивались весной в длинную очередь и стояли по неделе, по две, особенно когда закладывали на дно знаменитую цепь.

-5
«– Она еще перед самой революцией побрякивала, – рассказывал мне старый шкипер Матвей Егорович Новиков. – Лопнет она, два якоря бухнут с носа и с кормы, изловят ее со дна, скуют – и снова поехали с возами, снова забегает из воды цепь на нос парохода и с кормы ложится на дно... А уж когда по Шексне шлюзы поставили, паровички появились – кончилась масленица туерщиков».

(с) В.Панов «От Волги до Балтики».

По сведениям начала прошлого столетия, Череповец был очень даже крупным портом:

«В г.Череповце на реке Шексне находятся две пароходные пристани, куда приходят и отходят пассажирские пароходы из Рыбинска в Череповец, из Чайки в Череповец и обратно. Кроме того, в летнее время вдоль берега останавливается масса судов, идущих по реке Шексне из Рыбинска в Петербург, частью для выгрузки, частью для загрузки».

(с) А.Г. Митрофанов «Повседневная жизнь русского провинциального города в XIX веке».

Бурлаки идут вдоль деревни Великий Двор, на противоположном берегу деревня Тяпуги. Бурлаки идут к шлюзу св.Андрея.
Бурлаки идут вдоль деревни Великий Двор, на противоположном берегу деревня Тяпуги. Бурлаки идут к шлюзу св.Андрея.

С начала XX века их начали вытеснять другие типы судов, и к 30-50-м годам туеры практически перестали использоваться. В газете «Рабочий и пахарь» (предшественнице «Рыбинских известий») за 1923 год в заметке «550 000 золотых рублей на дне Шексны» неизвестный автор сокрушался, что под водой лежит и пропадает цепь, вдоль которой когда-то ходили туера. В настоящее время в составе речного флота России имеется всего один туер — дизель-электрический туер-буксир «Енисей».

2-я туерная цепь по Волге от Рыбинска до Твери, как и шекснинская, была очень дорогая - по оценке 1869 года стоила миллион рублей. Она была пущена на переплавку в 1898-99 годах. Часть её сначала использовали для украшения набережной в Угличе, но позже и от этого отказались. Сейчас часть прилегающей к набережной территории украсили фрагментами той, полуторавековой давности, цепи. Остальное переплавлено.

Но что же сталось с нашей шекснинской цепью длиною в 422 версты и стоимостью в «550 000 золотых рублей»? Об этом автор данной заметки не нашел информации. Может быть, ответ подскажут читатели в комментариях? Будем очень благодарны!

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Пишите комментарии, за них Вам ставим лайки! Делитесь статьей в соц.сетях. Спасибо!

Канал в ВК. _ в ОК. _ в Telegram.