Найти в Дзене
Тихий океан 1/72

Supermarine "Spitfire" Mk VIII на Дальнем Востоке и Тихом Океане. Не всегда лучше поздно чем никогда.

Часть картины непосредственного участника событий, художника Фрэнка Вуттона (Frank  Wootton), ныне покойного.  "Спитфайры" на авиабазе Мингаладон (Бирма). Интересно, что по крайней мере пара  - в зелено-сером европейском камуфляже (DFS). Далеко не вся техника, пребывающий в Индию, перекрашивалась по схеме TLS (зелено-коричневый).
Часть картины непосредственного участника событий, художника Фрэнка Вуттона (Frank Wootton), ныне покойного. "Спитфайры" на авиабазе Мингаладон (Бирма). Интересно, что по крайней мере пара - в зелено-сером европейском камуфляже (DFS). Далеко не вся техника, пребывающий в Индию, перекрашивалась по схеме TLS (зелено-коричневый).

Британская легенда, "Спитфайр", это не только меловые скалы Дувра, пески Ливии, снега России, но и бескрайние просторы Великого океана, непроходимые джунгли и муссонные дожди.

Ну а многочисленная линейка машин с двигателями Роллс-Ройс "Мерлин" ( Rolls-Royce "Merlin") шестидесятой серии ("Merlin" 61,63,66) была если и не революцией, то уж большим качественным скачком, поднявшим, в сравнении с предшественником, "Спитфайром" Mk V, уровень британской истребительной авиации на новые высоты.

Появившиеся на фронте в массовых количествах в конце 42-го, "первые ласточки", "Спитфайры" Mk IX, за счет о-го-го какого двигателя (1500-1700 "лошадок"), по ЛТХ были вполне конкурентоспособны до самого конца войны даже на таком тяжелом ТВД, как Западноевропейский: максимальной скоростью в районе 650 км/ч, при высокой маневренности и скороподъемности больше километра в минуту, мог похвастаться далеко не каждый истребитель того периода.

Верхнее фото: "Спитфайр" Mk VIII неизвестного подразделения RAAF (Австралия). Два нижних изображения: "Спитфайр" Mk VC. 615-ая эскадрилья RAF. Бирма. Пилот:  прапорщик Лоуренс Веггери (Fg.Off  Lawrence Weggery), одержавший первую победу (правда групповую) в  Бирме на "Спитфайре"(Ki-46). Почувствуйте разницу в размере противопылевых фильтров (xрень под капотом).
Верхнее фото: "Спитфайр" Mk VIII неизвестного подразделения RAAF (Австралия). Два нижних изображения: "Спитфайр" Mk VC. 615-ая эскадрилья RAF. Бирма. Пилот: прапорщик Лоуренс Веггери (Fg.Off Lawrence Weggery), одержавший первую победу (правда групповую) в Бирме на "Спитфайре"(Ki-46). Почувствуйте разницу в размере противопылевых фильтров (xрень под капотом).

Для Дальнего Востока в частности, и для "заморских территорий" в общем, предназначалась модификация семейства "Спитфайр" Mk VIII. При всей внешней схожести, при одной и той же линейке двигателей и сравнимых ЛТХ, это был несколько иной в сравнении с "девяткой" (Mk IX) самолет. Несомненным плюсом "Восьмерки" для будущего ТВД были встроенный, компактный противопылевой фильтр и дополнительные топливные баки в передней части крыла. Дополнительные 100 литров топлива были совсем не лишними, для совсем не "дальнобойного" самолета ( у "девятки"-то запас топлива был 363 литра- прирост без малого на 30%!).

Как водится для стран Британского содружества, у самолета было два "ареала обитания": Британский (Индия-Бирма с окрестностями) и Австралийский (ну тут соответственно).

RAF (Великобритания).
Бирманский ТВД - волшебный край, где на время муссонных дождей негласно объявлялось "водное перемирие", "Харрикейн" и в 44-ом году был "о-го-го себе истребитель", а законной целью было транспортное средство типа "слон".

Строевые пилоты стали активно не просто просить, а требовать "Спитфайры" с 43-го года, но ответом был отказ. И дело было даже не в отсутствии самолетов или в логистике, а в упорстве местного руководства RAF, в частности, маршала Ричарда Пирса (Richard Peirse). Человека, снятого с командования Bomber Command и замененного на того самого Харриса, а затем настолько успешно командовавшего объединенными воздушными силами союзников на Тихом океане (ABDA), что те самые объединенные силы пришлось расформировать.

Аргументов, на самом деле, было два. "Спитфайр" из-за устройства шасси не сможет работать с взлетных площадок в джунглях, плюс "у вас, ребята, и на "Харрикейнах" все хорошо получается, а если не получается - пшли вон".

Обладая послезнанием, можно констатировать, что какой-то особой аварийностью на взлете/посадке/рулении именно "Спитфайры" в Бирме не отличались.

"Спитфайры" MK VIII 607-ой эскадрильи RAF в Бирме. Опять Мингаладон. 44-ый год. Есть целая серия фотографий самолетов этой эскадрильи на фоне эффектных луж, хотя ВПП совсем не кажется таким уж болотом.
"Спитфайры" MK VIII 607-ой эскадрильи RAF в Бирме. Опять Мингаладон. 44-ый год. Есть целая серия фотографий самолетов этой эскадрильи на фоне эффектных луж, хотя ВПП совсем не кажется таким уж болотом.

С "Харрикейнами" тоже выходило не очень. Штатный истребитель RAF в Бирме, Hawker Hurricane IIB, только в "войне справочников" на голову превосходил основного оппонента на ТВД, Nakajima Ki-43 модификаций I и II. Наличие массивного противопылевого фильтра практически уравнивало скоростные характеристики машин, не помогало и облегчение "Хуря" (из двенадцати штатных пулеметов снимали четыре внешних). По маневренности машина японцам откровенно проигрывала, любимую американцами тактику "бей-беги" (hit@run) применять тоже не очень получалось из-за низкой скорости пикирования.

"Мальчиком для битья" "Харрикейн" безусловно не был, японцы в воспоминаниях с большим уважением относятся к машине, но часто боевые столкновения заканчивалось потерями и машин, и, что самое важное, пилотов. Все тоже самое касалось и модификации Hawker Hurricane IIС, потяжелевшей за счет усиления вооружения (четыре 20 мм пушки) и являвшейся скорее штурмовиком с возможностью ведения воздушного боя.

Косвенным показателем может служить факт, что трое из первых четырех асов армейской авиации Японии сражались именно в Бирме, где самым массовым и самолетом, и "жертвой" был именно "Харрикейн".

Сидишь, такой, в 44-ом году в тенёчке под своим "крутым истребителем Харрикейн", а тут мимо проезжают "реальные пацаны". Здесь "Харрикейн"Mk IIC 3-ей индийской эскадрильи (IAF).  Индия.  "Тандерболт" очевидно из 1 ACG.
Сидишь, такой, в 44-ом году в тенёчке под своим "крутым истребителем Харрикейн", а тут мимо проезжают "реальные пацаны". Здесь "Харрикейн"Mk IIC 3-ей индийской эскадрильи (IAF). Индия. "Тандерболт" очевидно из 1 ACG.

Начальственному идиотизму пришел конец только в октябре 43-го, когда две первые эскадрильи начали перевооружение на "Спитфайры" совсем не новой модификации Vc (применение данной модификации на Тихом Океане заслуживает отдельной и статьи, и модели) . Эскадрильи были отправлены на фронт вообще только в ноябре 43-го. Первые две эскадрильи на "Спитах" модификации MK VIII тоже не заставили себя долго ждать, попав в зону боевых действий уже в декабре 43-го, и, к концу июня 44-го, заменив все "пятерки". Ближе к концу войны, количество эскадрилий, укомплектованная «восьмерками», доходило аж до десяти ( девять - RAF и одна IAF (индийская)). Грозная (по крайней мере на бумаге) сила!

Spitfire HF Mk VIII прапорщика Ларри Кронина (Flg Off Larry Cronin), 81 эскадрилья, Бирма, март 44-го.  Эскадрилья вместе с мат-частью была переброшена с Ближнего Востока и есть мнение, что некоторое время действовала в изначальном, "пустынном" камуфляже.
Spitfire HF Mk VIII прапорщика Ларри Кронина (Flg Off Larry Cronin), 81 эскадрилья, Бирма, март 44-го. Эскадрилья вместе с мат-частью была переброшена с Ближнего Востока и есть мнение, что некоторое время действовала в изначальном, "пустынном" камуфляже.

Как же англичане использовали столь многочисленные, для ТВД, силы?

Для начала, обе противоборствующие стороны признавали неоспоримое преимущество «Спитфайра» по скорости и скороподъемности над основным тамошним японским истребителем Ki-43, включая последнюю модификацию Ki-43-III, разница в скорости с которой приближалась к 70-80 км/ч в пользу "Спита". Британцы использовали фактически старый добрый «Boom@Zoom” (тактику «бей-беги») и зачастую японцам ничего не оставалось, кроме как применять своеобразную оборонительную тактику: "Хаябусы" банально уворачивались от атак, благо маневренность самолета позволяла, в ожидании, когда у "Спитфайров" топливо подойдет к концу или британцу просто не надоест.

Пара встреч с Nakajima Ki-44 “Shoki” закончилась ничем, хотя британцы отметили высокую скороподъемность противника. Пара групповых боев с участием Nakajima Ki-84 “Hayate” под занавес, в апреле 45-го, тоже погоды не делали и завершились со счетом 1:0 в пользу «Спитфайров».

Дневные налеты японских бомбардировщиков, которые всегда проводились под сильным истребительным прикрытием были фактически сведены к минимуму, а в мае 44-го все «тяжелые бомбардировщики» Mitsubishi Ki-21 вообще были выведены с ТВД, во избежание…

В добавок, скоростные разведчики Mitsubishi Ki-46, сравнительно неуязвимые до появления «Спитфайров», стали обычной и законной жертвой «Спитов».

В отличие от «австралийцев», бирманские «Спиты» RAF разнообразием оформления и «живописью» отягчены не были. Здесь представитель вероятно самой «нарядной» строевой эскадрильи – 152-ой (152th Sqn RAF).
В отличие от «австралийцев», бирманские «Спиты» RAF разнообразием оформления и «живописью» отягчены не были. Здесь представитель вероятно самой «нарядной» строевой эскадрильи – 152-ой (152th Sqn RAF).

В сухом остатке, у пилотов «Спитфайров-восьмерок» пятьдесят известных заявок на победы, из которых тридцать четыре подтверждаются противной стороной (шесть Ki-46, один Ki-84, один Ki-21, остальные – Ki-43) при собственных потерях в воздушных боях десяти машин (один «Спит» был сбит огнем борт-стрелков Ki-21, остальные потери – дело рук пилотов Ki-43).

Традиционно не обошлось без «дружественного» (американского) огня: 9-го сентября 44-го, пилота «Спитфайра» 152-ой эскадрильи что-то надоумило посмотреть поближе на чуднОй летальный аппарат, оказавшийся «Сверхрепостью», B-29. Янки не подкачали, немедленно открыв огонь. Попали. Самолет сбили, пилот «Спита» выжил, а извиняться поехал сам генерал Лемей, лично.

Дела могли идти и куда лучше, но «Спитфайры» модификации Mk VIII, как, впрочем, и все семейство, будучи отличными перехватчиками и воздушными бойцами, мало подходили для наступательных действий на огромном ТВД со слабой аэродромной сетью, из-за малого радиуса действия. Операции по блокированию вражеских «осиных гнезд», аэродромов, как и патрулирование над вражеской территорией (т.н. Fighter Sweep) - это не про "Спитфайры", в отличие от американских коллег с их "дальнобойными" P-38/47/51D.

Срыв перехвата из-за нехватки топлива тоже был обычным явлением, хотя тут конечно нередко «помогали» посты наведения, направляя целые эскадрильи непонятно куда и толком не давая реализовать подавляющее численное преимущество.

После войны пленным пилотам 64-го полка армейской авиации Японии (64th Sentai), постоянного и опасного противника англичан, дали познакомиться со "Спитфайром", вплоть до совместных вылетов с Ki-43 и слова пилота подразделения, Масахиро Икеда что "пилоты "Спитфайров" нас прощали", не выглядят сильным преувеличением.

Nakajima Ki-43-III "Hayabusa" (в коде союзников - "Oscar") последнего командира 64-го полка, вероятно лучшего истребительного подразделения Армии, майора Хидео Миябе (Maj Hideo Miyabe).  Еще его предшественник (майоре Это) фактически отказался от перевооружения полка на  Ki-84 из-за ненадежности двигателя  последнего  и, несмотря на скорость "Хаяте", невозможности уйти от "Спитфайров" и P-51.
Nakajima Ki-43-III "Hayabusa" (в коде союзников - "Oscar") последнего командира 64-го полка, вероятно лучшего истребительного подразделения Армии, майора Хидео Миябе (Maj Hideo Miyabe). Еще его предшественник (майоре Это) фактически отказался от перевооружения полка на Ki-84 из-за ненадежности двигателя последнего и, несмотря на скорость "Хаяте", невозможности уйти от "Спитфайров" и P-51.

К слову, к решению проблемы малого радиуса действия, и не только "Спитов", подходили изобретательно: в начале марта 44-го, среди непролазных джунглей, нашли три площадки, подходящие под аэродромы и, фактически в тылу врага, создали три передовые авиабазы с поэтическими названиями "Бродвей", "Пикадилли" и "Чоуринги". Все оборудование (в том числе радиолокаторы и средства ПВО), а также большая часть персонала были доставлены по воздуху. "Воздушным мостом" же осуществлялось и снабжение.

Японцы о хитрецах знали и периодически «партизанские» базы атаковали, правда без особых успехов. Однако 17-го марта 44-го, «Хаябусы» 204-го полка (204th Sentai) подойдя на предельно малой высоте и не будучи обнаруженными радиолокатором, неожиданно атаковали авиабазу "Бродвей", находящуюся почти в 250 км за номинальной линией фронта. Четыре «Спитфайра» 81-ой эскадрильи сгорели на земле, еще два были сбиты в воздухе, погиб комэск (для англичан – это событие). Японцы расплатились всего одним сбитым Ki-43.

Немножко поломатый Nakajima Ki-43-II 204-го полка (204th Sentai), так удачно в марте 44-го "прогулявшегося по Бродвею". Пилот: комполка, майор Тораширо Айзава (Maj Torashiro Aizawa). Фото сделано в 45-м году. Полк закончил войну на тех же старых, добрых "Хаябусах".
Немножко поломатый Nakajima Ki-43-II 204-го полка (204th Sentai), так удачно в марте 44-го "прогулявшегося по Бродвею". Пилот: комполка, майор Тораширо Айзава (Maj Torashiro Aizawa). Фото сделано в 45-м году. Полк закончил войну на тех же старых, добрых "Хаябусах".

Известные штурмовые действия многочисленных британских "Спитфайров", при спорадической активности противника в воздухе, не отличались ни вселенским размахом, ни неслыханной эффективностью. Высадили боекомплект в джунгли, сбросили на супостата что-то, если было, улетели. Всё. Вероятно дело опять в куцем радиусе действия, малой "грузоподъемности" и относительно малой живучести машины.

Потери также не впечатляли. Шесть сбитых огнем с земли "Спитов" (один "дружественным огнем"). При желании, можно притянуть "за уши" еще пять потерянных по неизвестным причинам "Спитфайра".

Не в традициях британской, как и впрочем всей западной историографии, "пинать" собственную авиатехнику, пилотов и командиров, в отличие от... Поэтому аккуратно замечается, что в конце войны, НЕКОТОРЫЕ пилоты отдавали предпочтение ленд-лизовским "Тандерболтам".

Republic "Thunderbolt" Mk II (P-47D-28) 30-ой эскадрильи RAF, Индия, конец  1944. Англичане естественно отмечали грузоподъемность, живучесть и радиус действия "американца". Какой самолет считали самым эффективным истребителем конца война на ТВД, рассудила история: летом 45-го две эскадрильи (81-я и 615-я) начали перевооружение со "Спитфайров" на "Тандерболты"...
Republic "Thunderbolt" Mk II (P-47D-28) 30-ой эскадрильи RAF, Индия, конец 1944. Англичане естественно отмечали грузоподъемность, живучесть и радиус действия "американца". Какой самолет считали самым эффективным истребителем конца война на ТВД, рассудила история: летом 45-го две эскадрильи (81-я и 615-я) начали перевооружение со "Спитфайров" на "Тандерболты"...

RAАF (Австралия).

Австралийцы любят свою историю, в частности авиационную. Книги, фотоальбомы, сайты: материалов масса. Расписана судьба каждого самолета, побывавшего в совсем не маленьких ВВС страны. Естественно это касается и "Спитфайров" MK VIII. Хотя по сути, если речь идет о непосредственно "восьмерках", писать-то особо нечего.

Если уж поставки истребителей "Спитфайр" модификации Mк Vс, начавшиеся с середины 42-го года, "в час по чайной ложке", связывали не столько с военной необходимостью, сколько с реверансом Черчилля перед Доминионом за позор Сингапура, где австралийцам досталось по полной программе, то поставки "восьмерок" с конца 43-го года считаются чисто политикой внутри Содружества.

Политика привела "Спитфайры" на "Зеленый континент", политика же сделала самолет не нужным в данном месте, в данное время.

Самый известный из австралийских "Спитфайров" Мк VIII командира 80-го крыла RAAF Клайва Колдуэлла. 28,5 заявок на победы, из которых 6,5 - на Тихом океане, на "Спитфайре" Mk Vc, остальные победы одержаны в Африке. Буквенный код на самолете (CRC) - не обычный для RAF и RAAF идентификатор подразделения, а инициалы пилота (Clive Robertson Caldwell). Пилот, лидер по победам среди всех тихоокеанских "Спитфайров", поучаствовал в т.н. "Моротайском мятеже" и заодно был обвинен в контрабанде алкоголя с последующей реализацией янки (сущая правда, хотя считается, что человек менял алкоголь на продукты не для себя, а улучшал таким образом скудное снабжение подчиненных), за что после войны был  судим, не сознался (кремень), понижен в звании до Флайт Лейтенанта и уволен со службы.
Самый известный из австралийских "Спитфайров" Мк VIII командира 80-го крыла RAAF Клайва Колдуэлла. 28,5 заявок на победы, из которых 6,5 - на Тихом океане, на "Спитфайре" Mk Vc, остальные победы одержаны в Африке. Буквенный код на самолете (CRC) - не обычный для RAF и RAAF идентификатор подразделения, а инициалы пилота (Clive Robertson Caldwell). Пилот, лидер по победам среди всех тихоокеанских "Спитфайров", поучаствовал в т.н. "Моротайском мятеже" и заодно был обвинен в контрабанде алкоголя с последующей реализацией янки (сущая правда, хотя считается, что человек менял алкоголь на продукты не для себя, а улучшал таким образом скудное снабжение подчиненных), за что после войны был судим, не сознался (кремень), понижен в звании до Флайт Лейтенанта и уволен со службы.

"Спитфайр" - отличный перехватчик. Австралийцы "спитфайры-пятерки" так и применяли, вписав запоминающуюся страницу в историю войны в воздухе, однако в 44-ом году, когда "восьмерки" попали в строевые подразделения, перехватывать у "зеленого континента" стало попросту некого: война покатилась обратно, к Японии. По известной точке зрения, волевым решением генерала Макартура, австралийцы (включая авиацию) были оставлены во второй линии: при имеющихся (американских) силах вторжения, делить с кем-то лавры победителя не было необходимости.

Справедливости ради, в подобном решении было и вполне здравое зерно. Многочисленные, актуальные американские истребители (P-38, P-47) обладали несравненно большим радиусом действия, в сравнении со "спитфайром" - что было крайне важно на ТВД, особенно в условиях ограниченной аэродромной сети. "Спитфайр" - не единственный самолет, ставший жертвой своего малого радиуса действия и "не резиновых" аэродромов.

Соответственно уделом подразделений на "Спитфайрах" стали штурмовые атаки против изолированных остатков японских гарнизонов на островах архипелагов Индонезии и Новой Гвинеи: этакий "противо-партизанский штурмовик" на "минималках" . В апреле 45-го дело закончилось так называемым "Моротайским мятежем": группа из восьми старших офицеров двух истребительных крыльев на "Спитфайрах" подали в отставку, протестуя против "нецелевого" использования летчиков-истребителей. Трибунала не было, троих штабных офицеров сняли с должностей, пилоты продолжали летать до конца войны. "Горячим пирожком по голове" (с).

Второй по известности Спитфайр" Мк VIII зама командира 80-го крыла RAAF Бобби Гибса (Robert Gibbes), 10.5 заявок на победы на Ближнем Востоке. Как и его командир ,Колдуэлл,  тоже участник  "Моротайского мятежа" и "бутлегер", так же после войны после суда пониженный в звании.
Второй по известности Спитфайр" Мк VIII зама командира 80-го крыла RAAF Бобби Гибса (Robert Gibbes), 10.5 заявок на победы на Ближнем Востоке. Как и его командир ,Колдуэлл, тоже участник "Моротайского мятежа" и "бутлегер", так же после войны после суда пониженный в звании.

В сухом остатке у четырех сотен австралийских "восьмерок", каждую гайку к которым приходилось тащить через два океана, четыре заявки на победы, из которых японцами подтверждается только одна (Ki-46).

Реальная эффективность поливания Спитами джунглей свинцом, конечно, неизвестна, зато известны вполне реальные потери: огнем с земли было сбито пять австралийских "восьмерок".

Модель.

Модели (две) строились из набора фирмы Eduard "Aussie Eight", стоимость ну примерно с крыло "Боинга".

Выбор чехами именно австралийских "восьмерок" неслучаен: отсутствие боевых успехов (ради справедливости, не по вине пилотов) с лихвой компенсировалось количеством вариантов окраски машин: самолеты поставлялись из Европы и Ближнего Востока. Добавьте сюда местные схемы покраски-перекраски и действия климатических условий, получите 32 варианта оформления, реализованных на огромной портянке-декали от Сartograf. Естественно, комплектация Profi Pack со смоляными колесами, плюс неубиенный козырь: книжка на 112 листов замечательной полезности, к написанию которой привлекли "тяжелую артиллерию" - Питера Мэлоуна - серьезнейшего специалиста по "австралийцам". Впечатление от книги ни разу не портит явный реверанс к поклонникам австралийской авиации - краткая и не очень биография всех значимых персонажей RAAF на 67 листов ,кто летал на "Восьмерке", правда, во многом, имеющая мало отношения именно к "Восьмеркам", в стиле "родился, учился, а тут, бах, война".

-12

По самой модели, можно сказать одно. Несмотря на очевидные сложности (для меня, по крайней мере) со сборкой, обусловленный членением (набор -то "универсал" на всю линейку модификаций с "Мерлинами" 60-х серий и их родственниками (Mk VIII, IX, XVI), реально конкурентов у нее нет (хотя, почему нет, про AZ model не скажу, но поклонников "восьмерки" от Hasegawa встречал).

С первым вариантом для постройки сомнений не было вообще никаких.
Модификация
HF VIII c длинными законцовками, да еще в "пустынном" камуфляже, редкость для тихоокеанского ТВД. К счастью, пилот, флайт-офицер Лоуренс "Ларри" Кронин, уже упоминавшийся в статье, был уроженцем Австралии, тем самым попав в "Австралийский" набор, достойно представив Бирманский фронт. Беда пришла, откуда не ждали.
Человек из стран дальних и империалистических, с репутацией, к коему обратился за консультацией, выразил легкую степень сомнения о боевом применении Спитфайров в Бирме в пустынном камуфляже, что, зная тамошнюю "консерваторию", было интерпретировано на местный диалект "Ты что, дурак? Да крась как хочешь". Схема окраски была изменена TLS (зелено-коричневый).

Вторая модель уже была обязана стать "чистым австралийцем". Избитые варианты упоминавшихся Колдуэлла и Гиббса, которые, собственно, большинство и делает, не хотелось.

-13

Выбор пал на вариант командира 548 эскадрильи RAAF Дэвида Глэйзэ (David Glaser) - фото вверху, "боковичек" не стал ставить, Воин заслуживает персонального фото , ибо привлек широтой замысла (стандартный, зелено-серый камуфляж RAF (DFS), в местной интерпретации) и не желанием вражеского Гугла показывать модель в таком оформлении.
Уже было понятно, что за "тузы козЫрные" были командиры подразделений в RAAF, одни "последствия Моротайского мятежа" о много говорят, у нас бы люди минимум поехали елки пилить, причем очень долго пилить, но там не так и по Питеру Мэлоуну, борт перекрашивали аж два раза, причем последний, по желанию пилота (ПО ЖЕЛАНИЮ ПИЛОТА, КАРЛ!), в схему RAF, но с местным колоритом.

-14
-15
-16
-17
-18

Всем добра.

**** Использована информация из открытых источников и личной коллекции.

Авто
5,66 млн интересуются