В 1974 году вышел фильм режиссёра Андрея Смирнова "Осень". Тихий, нежный, умный, -- он повествует о страстно влюблённых Александре (Наталья Рудная) и Илье (Леонид Кулагин). Обоим в районе тридцати, но знакомы они чёртову уйму лет, чуть ли не с детства... В юности уже имела место симпатия, но что-то не сложилось. Создали семьи с другими...
На момент начала событий картины -- Саша недавно развелась, а Илья живёт в не радующем его браке, из которого он бы и рад уже выпутаться, но что-то держит, не даёт уйти -- может быть, чувство ответственности?..
Сразу же застаем влюблённых у окошка поезда, жарко целующимися. Вскоре выясняется, что они едут в маленькую северную деревеньку, подальше от всех, чтобы несколько дней побыть только вдвоём -- это ли не счастье?!
Вообще в фильме много откровенных, телесных сцен, без которых, конечно, было бы невозможно прочувствовать высокий градус притяжения главных героев друг к другу. За это режиссёр был наказан -- лента прилегла на полку, а самого Смирнова на какое-то время отлучили от работы.
И вот там, среди скудного и зябкого карельского пейзажа, в течение недели, что ли, Саша и Илья осторожно пробуют совместную жизнь, которая могла бы у них состояться... "Это мы будущую счастливую семейную жизнь репетируем", -- как саркастично заметила героиня совсем другого фильма и совсем по иному поводу...
Важно, что их отношения показаны на фоне будней обычной сельской семьи, что сдала паре влюблённых комнатушку. Дуся (Наталья Гундарева) и Эдуард (Александр Фатюшин) с любопытством следят за своими квартирантами, представившимися им как молодожёны.
С первого же дня начавшиеся сложности и недопонимания, с которыми столкнулись Саша и Илья, и которые кажутся им непреодолимыми, незатейливая Дуся легко раскладывает по полочкам при помощи своих нутряно-избяных житейских мудростей, присловиц и поговорок, что всегда у неё наготове... Саша с удивлением видит, что все её интеллигентские, ленинградского пошиба самокопания, а также рефлексии Ильи, можно объяснить и разрешить просто и без истерики. Но у них почему-то не получается...
Совместные прогулки, рыбалка, разговоры (много разговоров), стычки и даже небольшие скандальчики перемежаются со сладким, запретным сеkсом. Любовников швыряет из стороны в сторону, их вербальное общение колеблется от неистовых, стоя на коленях, признаний в любви, до "я себя накрутила, я тебя не люблю и не любила никогда, жить с тобой не буду..."
Глядя на них, испытываешь массу эмоций. Порой улыбаешься понимающе ("да, да"), порой поражаешься странным словам и поступкам.
Они там все упоительно прекрасны... И мрачноватый доктор Илья, и изящная, золотоволосая, непредсказуемая Саша, и простоватая, с говорком -- Дуся, и молчаливый -- себе на уме -- Эдуард; а ещё в самом конце -- очаровательный эпизод, когда Александра приходит к своей подруге Марго (Людмила Максакова). Эта женщина, мать неопределённого числа детей, сидит нога на ногу, курит, попивает пивко, очень много и с чувством говорит. Марго не просто красива, она ослепительна.
Она ждёт, когда с прогулки с собакой придёт Скобкин (муж), накормит их всех, старшему поможет с уроками, младшего уложит спать... Она немного поругивает супруга, чего это он задерживается... И тут появляется он, Скобкин!.. Боже, вы должны это видеть, если ещё не... Самое милое появление на экране Армена Джигарханяна, честное слово!..
В 2006 году Авдотья Андреевна Смирнова решила пойти по стопам отца и сняла фильм "Связь". Тихий, нежный, умный, -- он повествует о страстно влюблённых Нине (Анна Михалкова) и Илье (Михаил Пореченков). Обоим что-то около тридцати пяти, и познакомились они не слишком давно, по работе... Она -- рекламный менеджер, он -- владелец сети охотничьих магазинов. Она -- из Питера, он -- москвич.
Там нет, в общем-то, никаких точек соприкосновения. Ничего, кроме яркой, оглушающей страсти...
У неё идеальный, наподобие Скобкина из "Осени", муж. У него -- красивая, похожая на Барби, покорная, любящая жена. Что им ещё нужно? Но, лишь только эти двое встречаются глазами, касаются друг друга, -- забывают обо всем.
Нина и Илья -- то умирают от любви и тоски друг по другу, то вдруг: "Сволочи мы, конечно..." -- "Не без того..." Больно и мучительно причинять боль. Гораздо хуже, чем испытывать её...
Что общего между этими двумя родственными картинами, кроме имени главного героя и участия в обоих чудесной Натальи Рудной (в "Связи" она сыграла мать Нины)?
Наверное, ощущение того, что где-то, когда-то всё это уже было, и милейший Антон Павлович -- давным-давно! -- уже высказался на заданную тему ("умри, Денис, лучше не напишешь"): "...И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается".
Сова рекомендует. И ещё - Сова надеется на ваши ❤️❤️❤️ и подписки, потому что эта птица старается находить для вас интересные фильмы и слова, чтобы написать о них. Спасибо, что дочитали до конца.