Разработкой самосвала большой грузоподъёмности занялись в Ярославле еще в 40-х годах, но продолжению помешала Великая Отечественная Война (ВОВ). На будущий автомобиль хотели установить 4-х цилиндровый дизельный двухтактный двигатель GMC 4-71.
Фирма General Motors запросила большую цену на патент двигателя. Во время ВОВ по ленд-лизу поступили военные грузовики и танки «Валентайн», «Шерман» на которых стояли двигатели GMC 4-71 и GMC 6-71. Для ремонта и обслуживания пришлось передать часть документации, таким образом получив данные о ДВС начали выпускать в СССР двигатели ЯМЗ-204 и ЯМЗ-206. Двухтактные дизельные двигатели серии GMC-71 в США создавались от 2-х цилиндровых до 24-х цилиндровых, выпуск продолжался до 1995 года.
Через месяц после окончания ВОВ в 1945 году был предоставлен к показу И. В. Сталину грузовик ЯАЗ-200 и с 1947 года начался серийный выпуск. Самосвал ЯАЗ-205 выпускался на базе ЯАЗ-200 и в 1951 году производство передали в республику Белоруссию город Минск. На боковине капота МАЗ-200 установлен Зубр вместо Ярославского медведя, кабина скопирована с автомобиля ленд-лизовского «Мака» с рисунком бульдога.
Выпускаемые автомобили в Минске получили марку МАЗ и на одном МАЗ-200В работал водитель маленького роста с соседней деревни, еще за километр можно было узнать, что он едет на грузовике. Когда разгонялся автомобиль, дым шел «коромыслом» и на подножке авто были прикручены тиски для ремонта.
На самосвалах МАЗ-205 и МАЗ-205А устанавливались двигатели ЯМЗ-204 мощностью 110 л. с. при 2000 об/мин. объем 4654 см³, при высоком крутящем моменте 461 Н·м, при 1300 об/мин. Вместо топливной аппаратуры стояли насос форсунки, двигатель мог заводится в обратную сторону. Была вероятность неконтролируемого повышения оборотов (разноса) двигателя с разрушением самого двигателя, поэтому были аварийные закрывающиеся воздушные заслонки.
На КПП ЯМЗ-204 впервые устанавливались синхронизаторы на всех 5-и передачах, а 5-я передача прямая и одна передача назад. На автомобилях Урал-375 и автобусах ЛАЗ «Турист-2» применялись такие КПП с двухдисковым сцеплением от МАЗ-200.
Передняя балка и задний мост от МАЗ-200 ставили на грузовики КрАЗ, на которых одинаковые колеса и колея. На автомобилях серии МАЗ-200 максимальная скорость 55 км/ч, при этом могли вести груз до 7 тонн и тянут прицеп массой до 8,5 тонн.
Выпуск автомобилей МАЗ-205 прекратили в 1965 году, когда начался выпуск МАЗ-500. ЗА все время было изготовлено почти 100 тысяч самосвалов МАЗ-205, 230 тысяч МАЗ-200 бортовых и шасси для спецмашин.
Автомобили серии МАЗ-200 поставлялись в более 12 стран, эксплуатировались в СССР до 80-х годов. В гаражных условиях на автомобили МАЗ-200 вместо двигателя ЯМЗ-204 ставили ЯМЗ-236 вместе с КПП. Летом был на заводе ЗМЗ и проезжая по городу Заволжье я видел МАЗ-205, который стоит как памятник строителям Горьковского водохранилища.
Недавно был в фондохранилище музея Транспорта Москвы, где находятся автомобили МАЗ-205 и МАЗ-200.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте и одноклассниках "Авторемонт и техника"