13 января 1977 года Ту-104А Аэрофлота выполнял рейс по маршруту Хабаровск—Новосибирск—Алма-Ата. На борту находилось 90 человек: 82 пассажира и 8 членов экипажа.
Самолёт приближался к конечной точке маршрута — Алма-Ате. В 12 километрах от аэропорта, когда лайнер находился на высоте 500 метров и уже выпустил закрылки, обороты левого двигателя начали медленно падать. Через 22 секунды появилась вибрация. Обнаружив неполадки в работе силовой установки, экипаж убрал закрылки до 20°. В 8 километрах от аэропорта экипаж сообщил диспетчеру, что у них отказал левый двигатель и они собираются сесть на одном. После этого пилоты отключили левый двигатель и увеличили тягу правого. Через 2 километра самолёт, находясь правее линии курса на 400 метров, начал быстро к ней приближаться, а через 1200 метров пересёк её и продолжил отклоняться уже в другую сторону.
В 3,5 километрах от ВПП на высоте 195 метров самолёт резко задрал нос и поднялся на 100 метров вверх. Из-за этого манёвра скорость резко упала и самолёт перешёл в сваливание. Во время последнего сеанса связи экипаж произнёс два непонятных слова. Через три секунды лайнер на скорости 150—190 км/ч рухнул на заснеженное поле. От удара самолёт потерял хвост. Носовая часть и оба крыла взорвались и полностью сгорели. Лайнер разбился в 3280 метрах от торца ВПП. Все, кто был на борту, погибли.
Расследование установило, что причиной происшествия стал пожар в левом двигателе. Огонь наблюдали и свидетели на земле. При этом, пожарная сигнализация не сработала, пилоты ничего не знали о возгорании и, соответственно, не активировали систему пожаротушения. Выяснилось, что огонь возник в районе левой силовой установки из-за течи топлива вследствие разрушения топливопровода в техническом отсеке агрегатов на участке от подкачивающего топливного насоса до пожарного крана. Разрушение топливопровода произошло, предположительно, из-за нагрева горячим воздухом из трубопровода, идущего на наддув кабины, в результате его разрушения или нарушения герметичности соединений.
Во время захода на посадку, при снижении скорости набегающего воздушного потока, пожар усилился, что нарушило управляемость самолётом. Люди начали задыхаться от угарного газа и, возможно, в панике массово ринулись в хвостовую часть, в результате появилась задняя центровка. Угарный газ выделяли теплоизоляционные материалы, нагревшиеся при воздействии на них высокой температуры с наружной стороны обшивки. Почему перед самым падением лайнер неожиданно начал резкий набор высоты, приведший к сваливанию, точно установить не удалось, так как за 20 секунд до катастрофы запись на чёрных ящиках оборвалась.
"Расследования авиакатастроф" в Telegram