На протяжении почти всей своей истории грузовые машины марки КрАЗ были тесно и неразрывно связаны с дизельными двигателями ЯМЗ, которые были неотъемлемой частью прошлого. Первой альтернативой им в 2008 году стали дизели Cummins, но не американские, а более доступные по цене китайские – выпускавшиеся на заводе DCEC (DongFeng Cummins Engine CO., Ltd) в провинции Хубэй.
Тогда, накануне крупного финансового кризиса, дела у автозавода шли весьма неплохо. Продажи машин росли, причем в том числе за счет «дальнего экспорта» – поставок машин в азиатские и африканские страны. Даже всерьез шли разговоры об открытии сборочного производства на Острове Свободы по примеру заводика во Вьетнаме, чтобы экспортировать оттуда машины в Венесуэлу, Панаму и Никарагуа. Но еще более «лакомым» представлялся рынок стран Персидского залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман, Катар, Кувейт). Сначала там сертифицировали обычный самосвал КрАЗ-65055 (6х4) с дизелем ЯМЗ, однако он арабов особо не заинтересовал. Зато из Саудовской Аравии поступил заказ на поставку пробной партии самосвалов КрАЗ-65032 (6х6) грузоподъемностью 18 тонн с двигателем Cummins. При положительных результатах опытной эксплуатации аравийцы были готовы к регулярным закупкам таких машин. Соответствующий автомобиль был незамедлительно построен экспериментальным цехом КрАЗа. В 2008 году перед отправкой этой пробной машины на Ближний Восток мне удалось совершить на ней пару ездок с грузом в кременчугском карьере «Кварц».
Опытный КрАЗ-65032-0350041 с платформой вместимостью 18 кубометров
Что представлял собой КрАЗ с «сердцем» марки Cummins? С виду – ничего особенного. Лишь наметанный взгляд мог заметить небольшую наклейку «Powered by Cummins» на боковине кабины да нестандартный, более тихий глушитель чемоданного типа на левой стороне рамы позади кабины.
Опытный глушитель чемоданного типа
В кабине тоже практически никаких изменений не произошло, разве что со щитка приборов исчез тахометр – его место занял дисплей бортового компьютера, на который в числе прочей информации выводились и показания оборотов двигателя.
Интерьер самосвала с дизелем Cummins так и остался «приветом из 1970-х»
Зато в моторном отсеке картина для КрАЗа совершенно непривычная: вместо массивного V-образного агрегата – рядная «шестерка». Что интересно, несмотря на довольно скромный рабочий объем – всего 8,9 л– по тяговой характеристике 375-сильный Cummins ISLe375.30 практически не уступал ярославской «восьмерке», которой комплектовались в то время КрАЗы такой модели для экспорта в РФ (ЯМЗ-6581.10 – 14,86 л, 400 л.с.). Но при этом «китаец» был тише и экономичнее, да и уровень вибраций от него был поменьше.
Cummins под капотом КрАЗа: непривычная картина
В тандеме с китайским мотором работала китайская же 9-ступенчатая КП Fast Gear (лицензионная Eaton), которая в сравнении с 8-ступенчатой коробкой ЯМЗ заслуживала лишь самые хорошие отзывы: нормальная схема расположения передач, невысокие усилия, удачный подбор передаточных чисел.
Одним словом, даже короткая поездка на «аравийском» самосвале позволила понять, что у КрАЗа с такой агрегатной базой были неплохие перспективы даже на российском рынке, несмотря на 1,5-кратную разницу в цене двигателей. Однако российские покупатели таких машин так и не дождались, хотя под капотами серийных КрАЗов дизели Cummins спустя некоторое время действительно появились.